Тема 7. Индексы в статистике

Для анализа сложных социально-экономических явлений и процессов используется такой вид статистических показателей, как индексы.

Индекс - относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо объекта во времени, пространстве или по сравнению с эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.п.).

Например: предприятия обычно выпускают много разных видов продукции и продают их по разным ценам, поэтому нельзя простым сложением количества всех видов продукции в натуральных единицах измерения получить общую характеристику объема производства. Вот тут-то и приходят на помощь индексы, которые позволяют привести разнородные продукты к соизмеримым величинам (мерам соизмерения). В качестве меры соизмерения можно использовать цену, себестоимость, трудоемкость единицы продукции.

Для удобства восприятия индексов в статистике разработаны и приняты определенные обозначения. Каждая индексируемая величина имеет свое обозначение:

p – цена единицы продукции;

q – количество (объем) какого-либо продукта в натуральном выражении;

z – себестоимость единицы продукции;

t – трудоемкость (затраты времени на производство) единицы продукции;

w – выработка продукции в стоимостном выражении на 1 работника или единицу

времени;

v – выработка продукции в натуральном выражении на 1 работника или единицу

времени;

T – общие затраты времени (T = t*q) или численность работников;

pq – общая стоимость продукции данного вида или общая стоимость проданных

товаров данного вида (товарооборот, выручка);

zq – общие затраты на производство всей продукции в стоимостном выражении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: