Жанры в научной сфере могут быть представлены и в устной коммуникации

К устным научно-информативным жанрам относятзащиту диссертации,доклад на научной конференции, лекцию (учебную или популярную), реферативное сообщение.

Общие жанрообразующие признаки:

1) коммуникативная задача – передать в устной форме ту или иную информацию, чтобы она в большей или меньшей степени была усвоена реципиентами (слушателями);

2) публичный характер высказывания, когда информатор (лектор или докладчик) имеет индивидуальный настрой на восприятие говорящего и на то, что он сообщит;

3) дробная, порционная подача информация, членение на порции, каждая из которых содержит новую информацию;

4) стилистический отбор, отбор четких, точных выражений, поскольку надо учитывать, что слушатели будут фиксировать значимую информацию;

5) подготовленный характер высказываний – это составление плана, а чаще пишется весь текст, но читать подготовленный текст не рекомендуется, т.к. адресант (лектор) теряет контакт с аудиторией;

6) монологический характер с элементами диалогизации, при этом различают намеренно подготовленный текст в форме диалога (вопрос автора – и его же ответ) и диалогизированный монолог – взаимодействие с аудиторией (включение слушателей в монолог).

3.1. Научный доклад – это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. Научный доклад – это правдивость изложения, четкость гипотезы, богатство интерпретации, ясность и изящество резюме, более яркое, чем в статьях, проявление личного отношения к проблеме, более открытое высказывание опасений.

Доклад требует особой подготовки. Типичная ошибка выступающего – читать в качестве доклада текст статьи. Стиль статьи существенно отличается от стиля статьи. Используются языковые формулы: Доклад строится так, чтобы легче воспринимался на слух. Используются языковые формулы: Вот проблема…; Мы решили проверить…; Эксперимент проводили …; Не все результаты поддаются объяснению….; Предварительные выводы таковы…

В тесте доклада не должно быть чрезмерно усложненных, округленных, хорошо причесанных, навевающих скуку предложений, унизанных причастными оборотами. Синтаксическая структура должна быть простой и острой для восприятия. Исключение составляют цитаты, если он дословны, но и обилия цитат быть не должно. Вместо цитирования охарактеризуйте своими словами вклад предшественников, вместо подробных ссылок назовите ФИО. Числовые выкладки подавайте, округляя. В финале целесообразно высветить тенденцию, уточнить тактику и стратегию дальнейшего научного поиска, поблагодарить за содействие.

Доклад требует репетиции. Прочитайте доклад своим близким.

Наглядность – важная часть доклада. Ее рассматривают как дидактический принцип. Сегодня это презентация.

Еще одной, правда, не всегда обязательной переменной научного доклада являются вопросы аудитории как слушающего адресата. Вопросы полезны: указывают на слабые места, подсказывают, в каком направлении продолжать научный поиск. Т.Е. важно не только хорошо выступить, но и ответить на вопросы (В.К. Харченко. Как заниматься наукой. – Белгород: Изд-во Белгородск. Гос. Пед. Ун-та, 1996.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: