Система судебно-психиатрической экспертизы в России

 

Основным звеном государственной судебно-психиатрической экспертной системы в Российской Федерации являются судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля — психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. В настоящее время в стране развернуто 186 СПЭК на базе 150 психиатрических больниц и психоневрологических диспансеров. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении.

Персональный состав СПЭК ежегодно утверждается местными органами управления здравоохранением по подчиненности психиатрического учреждения, в котором организована данная экспертная комиссия.

СПЭК подразделяются на амбулаторные (90) и стационарные (59). В ряде случаев создаются «смешанные» судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные экспертные исследования (37 СПЭК).

Для производства экспертизы при психиатрических учреждениях, имеющих стационарную СПЭК, открываются специализированные судебно-психиатрические стационары (отделения). Одна их часть предназначена для лиц, содержащихся под стражей («стражные отделения»), другая—для прочих испытуемых («бесстражные отделения»). Первый тип отделений (в стране их всего 37) обеспечен условиями для содержания арестованных. В них имеется внешняя охрана, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел. В «стражных» отделениях действуют правовые ограничения, которые предусмотрены действующим законодательством о заключении под стражу. Пребывание в этих отделениях лиц, не заключенных под стражу, равно как и пребывание арестованных в «бесстражном» отделении, запрещено. Кроме того, направляемые на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу потерпевшие и свидетели по уголовным делам, а также все лица, подвергаемые психиатрической экспертизе в процессе гражданского судопроизводства, могут помещаться в общие отделения и палаты того психиатрического учреждения, в котором имеется стационарная СПЭК.

Работа СПЭК организована по зональному принципу: каждая комиссия обслуживает органы предварительного расследования и суды определенной территории. Большинство составляют так называемые областные комиссии, обслуживающие лишь одну область. Межобластные комиссии проводят экспертизы по поручению правоохранительных органов не только своей, но также других, как правило соседних, областей. По принципу межобластной комиссии могут функционировать кроме собственных областных также республиканские, краевые и городские экспертные учреждения.

Перечень территорий, которые обслуживаются межобластными комиссиями, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ по предварительному согласованию с федеральными правоохранительными органами и с учетом мнения представителей соответствующих территорий.

Следующим звеном в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений являются региональные центры судебной психиатрии. Они призваны быть не только экспертными, но также научно-методическими учреждениями для достаточно обширного региона (Северо-Запада России, Урала, Сибири, Дальнего Востока).

Региональные центры создаются на базе крупных психиатрических учреждений, обязательно имеющих в своей структуре экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторную экспертную комиссию и отделение для принудительного лечения психически больных, совершивших общественно опасные деяния. В задачи регионального центра помимо практической экспертной работы входит также научно-исследовательская деятельность, подготовка экспертных кадров, координация деятельности всех экспертных учреждений на обслуживаемой центром территории, консультативно-методическая помощь этим и другим нуждающимся в ней учреждениям.

В настоящее время в Российской Федерации действует 4 региональных центра судебной психиатрии (в Архангельске, Курске, Екатеринбурге и Хабаровске). Готовится открытие аналогичных центров в Новосибирске и Иркутске.

Ведущим в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений России является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Минздрава РФ (Москва). Он осуществляет функции практического экспертного учреждения, проводя первичные судебно-психиатрические экспертизы для Москвы, а также наиболее сложные в экспертном отношении исследования для остальных регионов Российской Федерации. Помимо этого Центр им. Сербского выполняет роль общероссийского научно-методического центра по судебной психиатрии, причем в области не только судебной экспертизы, но и принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные деяния, организации психиатрической помощи в местах лишения свободы и пр.

Методическое руководство судебно-психиатрическими экспертными учреждениями страны осуществляется путем сбора л анализа ежегодных отчетов об экспертной деятельности названных учреждений, координации их работы, рецензирования заключений экспертов, участия в подготовке нормативно-правовых актов по вопросам судебно-психиатрической экспертизы, подготовки экспертных кадров. Для успешного решения последней задачи в Центре им. Сербского используются различные организационные формы: целевая клиническая ординатура, аспирантура, месячные курсы стажировки специалистов («на рабочих местах»), оказание высококвалифицированными судебными психиатрами центра консультативной помощи судебно-психиатрическим экспертным учреждениям Российской Федерации на основании заключаемых с ними договоров о научно-практическом сотрудничестве.

На территориальной и клинической базах Центра им. Сербского действует кафедра социальной и судебной психиатрии Московской медицинской академии им. Сеченова. На кафедре в рамках послевузовского профессионального образования проводятся циклы занятий по судебной психиатрии (лекции и семинары) сроком от двух недель до двух месяцев. Лицам, прошедшим курс обучения и успешно сдавшим экзамен, вручается документ утвержденного образца (удостоверение или диплом).

Организация и деятельность судебно-психиатрических экспертных учреждений (СПЭУ) характеризуется некоторыми специфическими чертами, не присущими другим судебно-экспертным учреждениям.

СПЭУ являются по сути своей не самостоятельными учреждениями, а подразделениями психиатрических учреждений общего профиля. Медико-санитарный и хозяйственный аспекты деятельности экспертных подразделений слишком тесно связаны с медико-санитарной и хозяйственной службами соответствующей больницы или диспансера. Особенно это касается стационарных экспертных отделений, где лица, проводящие экспертизу, должны быть обеспечены лекарствами, питанием, одеждой, бельем и пр. Не благоприятствуют превращению экспертных подразделений в самостоятельные юридические учреждения также особенности кадрового формирования СПЭК.

Дело в том, что в нашей стране уже много десятилетий действует закрепленный в подзаконных нормативно-правовых актах принцип комиссионного производства всех экспертиз в судебно-психиатрических экспертных учреждениях. Амбулаторная, стационарная, а также заочная (включая посмертную) экспертизы в СПЭУ должны проводиться комиссией, состоящей не менее, чем из трех экспертов. Учитывая, что в течение года тот или иной эксперт может по уважительным причинам отсутствовать, для обеспечения бесперебойной экспертной работы требуется включение в состав СПЭК уже не трех, а большего числа врачей-психиатров. Между тем число должностей (ставок) психиатров-экспертов определяется штатными нормативами Минздрава РФ и зависит от суммарного годового объема проведенных данным учреждением экспертиз. В результате немалое число экспертных комиссий страны комплектуется наряду со штатными экспертами (занимающими экспертную должность на 1,0; 0,5 или хотя бы 0,25 ставки) также экспертами нештатными. Они тоже включаются в состав СПЭК приказом местного органа здравоохранения и это означает, что производство судебных экспертиз входит в круг их служебных обязанностей. При производстве конкретных экспертиз члены СПЭК (как штатные, так и нештатные) обладают всеми правами и несут все обязанности судебного эксперта, которые предусмотрены действующим процессуальным законодательством при производстве экспертизы в экспертном учреждении.

Иногда для производства конкретных судебно-психиатрических экспертиз следователи и судьи обращаются к врачам-психиатрам, не входящим в состав СПЭК,— участковым врачам психоневрологических диспансеров, психиатрам неэкспертных клинических отделений психиатрических больниц и т. п. Причины, по которым следователи и судьи предпочитают не поручать экспертизу членам СПЭК, весьма различны (начиная с большой загруженности отдельных экспертных учреждений экспертной работой, что приводит к появлению в них очередей из ожидающих экспертизу, и кончая большей «сговорчивостью» врачей обще психиатрического профиля—по срокам проведения исследований, по объему материалов и объектов исследования и даже по ожидаемому результату). Учет такого рода экспертиз никем не ведется. Поэтому судить о распространенности описываемой практики трудно. Вместе с тем ясно, что экспертная подготовка врачей обще психиатрического профиля недостаточна, а качество проводимых ими экспертиз низкое. Это подтверждают заключения экспертов, которые время от времени попадают в поле зрения судебных психиатров.

На протяжении ряда лет не прекращаются попытки создания судебно-психиатрических экспертных учреждений за пределами системы органов здравоохранения (прежде всего в медицинских учреждениях Министерства обороны для обслуживания органов военной юстиции). СПЭК создается при гарнизонном госпитале приказом командира воинской части (как известно, обладающим согласно закону правами органа дознания). Включаемые в состав экспертной комиссии врачи-психиатры являются военнослужащими и подчиняются, естественно, воинской дисциплине. К тому же нередко их судебно-экспертная квалификация невысока. Экспертизы проводятся преимущественно по уголовным делам, по которым в качестве обвиняемого и очень часто потерпевшего выступают военнослужащие. Очевидно, что по данной категории дел велика заинтересованность в результатах экспертизы и исходе дела командования воинской части, которому подчинены психиатры-эксперты. Несмотря на отрицательное отношение к такого рода экспертным учреждениям со стороны Минздрава России, Центра им. Сербского и ведущих судебных психиатров страны, практика их создания продолжается и поныне.

Еще одним исключением из ведомственной подчиненности СПЭУ органам здравоохранения является судебно-психиатрическая экспертная служба Санкт-Петербурга. В 1991 г. она из системы городских учреждений здравоохранения перешла в непосредственное подчинение мэра города (минуя муниципальные органы управления здравоохранением). В 1995г. произошла новая реорганизация, в результате которой городская судебно-психиатрическая экспертная служба подчиняется теперь департаменту юстиции Санкт-Петербурга.

Много еще неясного в вопросе о негосударственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях, о частных экспертах-психиатрах. Руководство Минздрава России и Центра им. Сербского положительно относится к идее создания негосударственной судебно-психиатрической экспертной системы, альтернативной существующей государственной судебно-экспертной службе. Деятельность альтернативных экспертных структур на основе равной и честной конкуренции способна лишь повысить эффективность и качество экспертной работы. Однако для существования дееспособной негосударственной судебно-психиатрической экспертной системы отсутствует пока удовлетворительная правовая база.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривают судебно-экспертные учреждения медицинского профиля лишь в составе государственной (ст. 12) и муниципальной (ст. 13) систем здравоохранения. В статье о частной системе здравоохранения (ст. 14) упоминание о них отсутствует. Это дает основания местным органам управления здравоохранением отказывать частным психиатрическим обществам и ассоциациям в выдаче лицензий на право производства судебно-психиатрических экспертиз. Нужно заметить, что лицензирование частных судебно-психиатрических экспертных учреждений и отдельных психиатров-экспертов должно проводиться по правилам, общим с лицензированием всех судебно-экспертных учреждений и в то же время несколько отличающимся от обычного медицинского лицензирования. Судебная экспертиза медицинского профиля — это не вид оказания медицинской помощи населению, а деятельность, способствующая достижению целей и задач правосудия. Поэтому в процессе судебно-экспертного лицензирования в отличие от общемедицинского в работе лицензионных комиссий одну из ключевых ролей должны играть представители правоохранительных органов. Пока же единая система судебно-экспертного лицензирования не создана.

Как известно, следователи и судьи правомочны в соответствии с российским процессуальным законодательством привлекать в качестве судебного эксперта любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями. В результате следователь или суд, желающий по каким-либо основаниям поручить судебно-психиатрическую экспертизу психиатру, не являющемуся членом СПЭК, вынужден выяснять его профессиональную компетентность каждый раз индивидуально. Такой порядок выбора сведущего лица ненадежен и легко может привести сначала к экспертной, а затем и к судебной ошибке.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: