1. Позитивистский нормативизм Кельзена.
2. Учение Л. Дюги о норме солидарности и о синдикалистском государстве.
3. Теория «Государства всеобщего благоденствия» и «Плюралистической демократии».
4. Теория элит Парето и Моска, «Железный закон олигархии», теория «групп давления».
5. Теория бюрократии Вебера и технократии Бернхема.
6. Теория конвергенции.
Уже в начале XX века возросло разнообразие политико-правовых доктрин, порожденное усложнением социально-политических процессов общественной жизни. Именно в этот период развивались сложные процессы взаимовлияния противостоящих друг другу политических доктрин. Так, буржуазный либерализм (в форме неолиберализма) фактически воспринял ряд идей, возникших в русле социалистических теорий. В свою очередь, в социалистической политико-правовой идеологии обозначилось мощное направление, ратующее не за революционное уничтожение гражданского общества, а за его реформистское совершенствование.
Позитивистский нормативизм Г. Кельзена (1881–1973 гг.), австрийского философа права, отражен в работе «Чистая теория права». Теория Кельзена отрицала познание элементов, которые оказываются чуждыми позитивному праву. Он считал, что специфическая наука права (юриспруденция) должна обособляться от философии справедливости, с одной стороны, и от социологии (познания социальной реальности), с другой стороны. Предметом изучения «общей теории права» являются законодательные нормы, их элементы, их взаимоотношения, правопорядок и его структура. Цель теории – снабдить юриста (правоведа и практика), а прежде всего судью и законодателя, пониманием и описанием позитивного права его страны. «Политика – по Кельзену – есть искусство управления».
Солидаризм французского юриста Леона Дюги (1859–1928 гг.). Критикуя марксизм, Л. Дюги намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью, опираясь на идеи французских социологов, развивал концепцию социальной солидарности. Он утверждал, что право вытекает непосредственно из общественной солидарности. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей, законодатель лишь констатирует, а не создает ее. В этом аспекте теория Дюги связана с социологической юриспруденцией. Как и другие представители социологического направления, он защищал широкую свободу толкования закона и даже отстаивал необходимость вынесения решений вопреки закону. Теория солидаризма оказала значительное влияние на буржуазную политическую идеологию и практику ХХ в. Его концепции солидаризма, синдикализма (корпоративизма) использовались, в частности, идеологами национал-социализма, а идеи децентрализации и плюрализма власти нашли свое продолжение в теориях институционализма и плюралистической демократии.
В период государственно-монополистического капитализма положение коренным образом меняется. В целях недопущения глубоких структурных кризисов государство активно вмешивается в экономику. Осуществляется национализация многих отраслей промышленности, государство становится собственником, активным хозяйствующим субъектом. На частный сектор государство также оказывает значительное воздействие различными способами регулирования и контроля: политикой цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов и т. д. Наряду с этим государство осуществляет политику социальных услуг, которая включает социальное обеспечение, социальное страхование, пособия по безработице, болезни и старости, помощь матерям, доплаты на семью, социальную помощь больным, старикам, заботу о детях, здравоохранение, мероприятия и затраты в области жилищного строительства и т. д. В ходе осуществления этой политики в развитых буржуазных странах достигнут весьма высокий уровень жизни основной массы населения. Авторами теории «государства всеобщего благоденствия» стали Кейнсон, Мюрдаль, Робсон, Нейл и др.
Теория «плюралистической демократии», или политического плюрализма, рассматривает главным образом буржуазно-демократическую систему политической власти. Дюверже, Аллен и др. утверждают, что в современном капиталистическом обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие слои (страты), возникающие вследствие общности тех или иных интересов (профессионального и материального положения, возраста, религиозных убеждений и т. д.). Такие интересы считаются не антагонистическими, а вполне примиримыми. Для их выявления образуются соответствующие «группы интересов», или «группы давления» (ассоциации предпринимателей, профессиональные союзы, религиозные объединения, пацифистские и патриотические организации, культурные и спортивные общества и т. д.), все они пытаются осуществить свои интересы, открыто участвуют в общественной жизни, используя всеобщее избирательное право, право объединения в политические партии и различные общественные организации, получая доступ к современным СМИ. Принятие политических решений есть результат взаимодействия этих групп.
Согласно теории элит, политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (народа). «Во всех более или менее цивилизованных обществах, писал Моска, возникает два класса – правящий и управляемый». Первый, всегда малочисленный, «монополизирует политическую власть», осуществляет «политические функции», «административное, военное, религиозное, экономическое и моральное руководство» и на основе этого становится привилегированным классом. Он живет за счет управляемого класса, который составляет подавляющее большинство населения и обеспечивает «материальные средства, необходимые для жизнедеятельности политического организма». Моска враждебно относился к демократии – это утопия, мираж, в погоне за которым «некомпетентные» массы становятся объектом манипуляций со стороны «демагогов» и прокладывают путь «диктатуре», имя которой, социализм и фашизм. Парето ввел в политологию термин «элита» и в своем «Трактате по общей социологии» полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит. В обществе всегда правит элита. Она образуется в трех главнейших сферах «социального прогресса» - политической, экономической и интеллектуальной. Парето выделяет два типа элит: элита «львов» и элита «лис». В период монополистического капитализма господствует элита «лис», которую он назвал «демократической плутократией». Социалистическое и революционно-демократическое движения он считал признаком слабости элиты и кризиса современного общества в целом. Он враждебно относился к марксизму и идеалам буржуазной демократии. Его идеи частично были заимствованы национал-социализмом. Не случайно Муссолини называл Парето своим учителем.
Концепция «железного закона олигархии» Михельса (1876–1936 гг.) возникла, как и теория элит, в полемике с марксизмом. Олигархия объяснялась Михельсом порождением потребностей психологии масс. Эта концепция была изложена в работе «Социология партийных организаций в современной демократии». Одним из главных выводов было – невозможность совместимости бюрократических организаций и демократии: «По мере развития политической организации демократия приходит в упадок». Происходит постепенный переход от «спонтанного лидерства» к «олигархическому руководству».
Теория «групп давления» или «групп интересов», родоначальником которой был Бентли (1870–1957 гг.), автор работы «Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений», главным тезисом которой стало утверждение о том, что деятельность людей всегда предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов. Эта деятельность осуществляется обычно посредством групп, в которые люди объединены на основе общности интересов. Деятельность заинтересованных групп Бентли воспринимает и изображает как динамичный процесс, в ходе которого осуществляется так называемое давление группами интересов и сил на правительственную власть с целью заставить ее подчиниться их воле и влиянию. В этом воздействии доминирует обычно сильная группа или совокупность групп. Они же подчиняют своему влиянию более слабые группы, а сама государственная власть и управление включают в себя урегулирование конфликтов групп и групповых интересов и достижение равновесия между соперничающими группами.
В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864–1920 гг.). Вслед за Моской и Парето он видел главную особенность парламентской демократии в способах отбора политических лидеров и контроля над административной бюрократией. Бюрократия (буквально «власть конторских служащих») ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанном не на традиционном почитании, (как в патриархальном типе власти), а на строгих и рациональных правилах регулируемого и контролируемого законом характера и назначения. Вебер прогнозировал, что перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизнедеятельности. Поэтому на смену капитализму придет не социализм, а бюрократизированное общество.
Позже эта мысль Вебера была развита в концепциях менеджериальной революции и постиндустриального общества. В основе технократических концепций властвования лежит очень старая идея особой роли людей знания в делах властвования и управления. В 1920–1930 гг. в США в обстановке глубокой экономической депрессии получило известность движение технической интеллигенции, участники этого движения впервые назвали себя технократами. Позже новый вариант технократических идей был выдвинут Бернхемом, опубликовавшим книгу «Революция менеджеров». Бернхем утверждал, что в результате быстрой трансформации основных идей и институтов капиталистического общества происходит замена господства класса капиталистов господством «класса менеджеров», или бюрократии. Основа этого господства – государственная собственность на средства производства. Расширение прерогатив правительства и государства в конечном итоге приводит к ликвидации капитализма и установлению «менеджериального общества» с характерной для него политизацией всех областей жизни общества. В результате создается такая ситуация, когда менеджеры переходят к прямому контролю над экономикой.
ГЛОССАРИЙ
История политических и правовых учений – дисциплина историко-теоретического цикла, к предмету которой относится история представлений, выраженных в теоретической форме, идеологов различных классов о государстве, праве, политике.
Политико-правовая доктрина – государственно-правовая реальность эпохи, выраженная в системе понятий и категорий, соответствующая исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии.
Преемственность в истории политических учений – это когда каждая из доктрин учитывает представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах.
Программные положения – компонент политико-правовой доктрины, оценка существующего государства и права, его цели и задачи.
Общечеловеческие ценности – идеи справедливости, всеобщего блага, свободы и другие элементарные нормы нравственности.
Древний мир – первый этап истории политико-правовых учений, время господства религиозно-мифологической формы идеологии, когда политическая мысль не имела четко выраженный характер: это памятники Египта, Вавилона, Индии, Китая, Древней Греции и Рима.
Средние века IV–XIV вв. – второй этап истории политико-правовых учений, эпоха развития идеологии на основе христианства и проблем им порожденных.
Эпоха Возрождения и Реформации XIV–XVI вв. – третий этап истории политико-правовых учений, когда осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.
Эпоха буржуазных революций XVII–XVIII вв. – четвертый этап истории политико-правовых учений, век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции.
Эпоха свободной конкуренции XIX в. – пятый этап истории политико-правовых учений, характеризующийся расширением понятий свободы, равноправия, появлением понятия либерализма, научного социализма.
Эпоха монополистического капитализма, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма» конец XIX–XX вв. – шестой этап истории политико-правовых учений, изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти.
Древний Египет – рабовладельческое государство, относящееся к IV тысячелетию до н. э., которое сложилось в форме централизованной восточной монархии, во главе которой стоял фараон.
Поэма о Гильгамеше – литературный памятник II тысячелетия до н. э., содержит все известные легенды из Библии, первооснова опыта человечества, образы мира и представления древних о месте человека в этом мире, свидетельствует о существовании институтов первобытной общины.
Законы Мазды – выражение демократической идеологии, интересов крестьян-общинников.
Веды – знание, ведение, древнейшие письменные памятники, представляющие собой сборник религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения.
Брахманизм – религиозно-философская система священнослужителей.
Рита – божественный закон, порядок, изначально установленный на земле и на небесах высшей силой, требующий от человека определенного поведения.
Будда 563–483 гг. до н. э. – Сиддхартха Гаутама или Шакья Муни, познавший истину, достигший просветления.
Конфуций 551–479 гг. до н. э. – Кун-цю или Кун-фу-цзы – мудрец, китайский философ, чьи взгляды несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии.
Дэ – принцип добродетели, основа политического учения Конфуция, распространяется на всех людей, причастных к управлению.
Солон ок. 638–559 гг. до н. э. – знаменитый афинский государственный деятель и законодатель, принадлежавший к числу «семи мудрецов».
Пифагор ок. 580–500 гг. до н. э. – величайший эллинский мудрец, древнегреческий философ и математик, первым употребивший понятие «философия» - любовь к мудрости.
Сократ 469–399 гг. до н. э. – древнегреческий философ, критик демократии.
Платон 427–347 гг. до н. э. – ученик Сократа, поэт и философ, основатель Академии в Афинах.
Аристотель – величайший философ Древней Греции, учитель Александра Македонского, основатель политической науки.
Монархия – «правильная» власть одного человека (по Аристотелю).
Тирания – «неправильная» власть одного человека, худшая из всех форм правления.
Цицерон 106–43 гг. до н. э. – римский политик, философ, идеолог аристократии.
Ереси – с греч. «учение», течение в христианской церкви, отклонение от официального вероучения в области догматики.
Фома Аквинский 1225–1274 гг. – учитель философии и теологии, крупнейший представитель схоластики.
Ислам – мировая религия, возникла в VII в. н. э.
Мухаммед – пророк, основатель ислама.
Коран – главная священная книга мусульман, состоит из 114 глав (сур), отрицает национальные различия, провозглашает принцип равенства в вере.
Естественное право (по М. Лютеру) – производное от воли божьей, позволяющее светской власти управлять лишьвнешним поведением людей, имуществом.
Предмет юриспруденции (по Г. Гроцию) -вопросы права и справедливости.
Дедуктивно-аксиоматический математический («Геометрический») метод (по Б. Спинозе) – единственно подходящий, адекватный способ познания природы и общества.
Частное гражданское право (по Б. Спинозе) – последоговорное право гражданина, разрешенные естественные права индивида в условиях гражданского состояния, т. е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.
Демократия (по Спинозе) – «всецело абсолютная форма верховной власти», когда правители определяются самим законом.
Естественный закон (по Т. Гоббсу) – стремление к жизни, ее сохранению, найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать что-либо пагубное для его жизни.
Политическое отчуждение – актуальная проблема политики, когда государство возникает в процессе отчуждения значительной части естественных прав и свобод, принадлежащих людям.
Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Концепция правового государства (по И. Канту) – когда благо и назначение государства – в совершенном праве.
Центральный институт публичного права – прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю.
Право (по Ф. Гегелю) – свобода («идея права»), определенная ступень и форма свободы («особое право»), закон («позитивное право»).
Учение о морали (по Ф. Гегелю) – учение об умысле и вине, намерении и благе, добре и совести.
Учение о нравственности – учение о семье, гражданском обществе и государстве.
Дуалистическая теория государства – ведущая теория в либеральном государствоведении, пытавшаяся соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении.
Солидаризм – политико-правовое учение первой половины ХХ века.
Теория институционализма – восходит к идее равновесия.
Социологическая юриспруденция – дисциплина, изучающая и использующая право в качестве инструмента регулирования и социального контроля.
Теория элит – аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению.
Бюрократия (власть конторских служащих – по М. Веберу) – тип государства, основанного не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агабеков Г.Б. Жан Боден – основоположник государственного суверенитета. / Агабеков Г.Б. – М., 1990.
2. Азаркин Н.М., Левченко В.Н. История политических и правовых учений. / Азаркин Н.М., Левченко В.Н. – М., 1994.
3. Аристотель. Сочинения в 4 т./Аристотель. – М., 1975 – 1983.
4. Асмус В.Ф. Платон./Асмус В.Ф – М., 1984.
5. Баглай М.В. Дорога к свободе. / Баглай М.В. – М., 1994.
6. Баскин Ю.Я. Кант. / Баскин Ю.Я. – М., 1984.
7. Боргош Ю. Фома Аквинский. / Боргош Ю. – М., 1975.
8. Белоусов С.Р. Китайская версия «государственного социализма» (20 - 40-е гг. ХХ в.). / Белоусов С.Р. – М., 1989.
9. Буржуазная государственная идеология. М., 1982.
10. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. / Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А – М., 1985.
11. Верцман И. Жан-Жак Руссо. / Верцман И. – М., 1973.
12. Вольтер. Избранные произведения. М., 1974.
13. Ганди М. Моя жизнь. / Ганди М. – М., 1969.
14. Гегель Г. Философия права. / Гегель Г. – М., 1990.
15. Герцезон А.А. Проблема законности и правосудия во французских политических учениях XVIII века. М., 1962.
16. Гоббс Т. Избранные произведения. – М., 1965
17. Гринбаум Г.Э. Классический ислам. / Гринбаум Г.Э. – М., 1988.
18. Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1992.
19. Деберин А.М. Социально-политические учения Нового и Новейшего времени. В 3т. Т. 2. – М., 1957.
20. Древнекитайская философия. В 2 т. – М., 1972.
21. Ермошин В.В. Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. – М., 1989.
22. Жданов П.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. – М., 1991.
23. Зайченко Г.А. Джон Локк. / Зайченко Г.А. – М., 1973.
24. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М.: Юрист, 1995.
25. Источники по истории реформации: взгляд М.Лютера на светскую власть. – М., 1906.
26. История буржуазного конституционализма XIX в. – М., 1986.
27. История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001.
28. История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.
29. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985.
30. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. – М., 1986.
31. История политических и правовых учений. XVII–XVIII вв. – М., 1989.
32. История политических и правовых учений. ХХ в. – М., 1995.
33. История политических и правовых учений. Домарксистский период: учебник / под ред. О.Э. Лейста. – М., 1995.
34. Йеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
35. Книга правителя области Шан. – М., 1968.
36. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. / Козлихин И.Ю. – СПб., 1993.
37. Козлов Н.Ю. Буржуазные учения о федерализме XVIII–XIX вв. – М., 1988.
38. Коран. – М., 1991.
39. Кленвер Э. История европейского права. / Кленвер Э. – М., 1994.
40. Курашенли Б.П. Страна на распутье. Потери и перспективы перестройки. – М., 1990.
41. Либерализм Запада XVII–XX вв. – М., 1995.
42. Ледях И.А. Теория правового государства. / Ледях И.А. – М., 1976.
43. Ленин В.И. О двойном подчинении и законности. Полн. собр. соч. Т.45.
44. Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.
45. Маньковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современности. / Маньковский Б.С. – М., 1977.
46. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.
47. Нарский И.С. Западно-Европейская философия XVII в. / Нарский И.С. – М., 1974.
48. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности./ Нерсесянц В.С. – М., 1993.
49. Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989.
50. Нерсесянц В.С. Сократ. / Нерсесянц В.С. – М., 1984.
51. Платон. Диалоги. М., 1986.
52. Политическая мысль Европы конца XIX–начала ХХ вв.М., 1987.
53. Поляков С.Б. Принципы законодательства Бентама против миража правового государства. – Пермь, 1993.
54. Сальников В.П. Русская философия права: философия веры и нравственности. – СПб.,1997.
55. Соколов В.В. Спиноза. – М., 1973.
56. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик (о Лютере). – М., 1984.
57. Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополняемость морали и права. / Соловьев Э.Ю. – М., 1992.
58. Средневековье и Новое время. М., 1993.
59. Фельдиан Д.И. Учение Канта и Гегеля о международном праве и современности. – Казань, 1977.
60. Хееффе О. Политика. Право. Справедливость основоположения критической философии права и государства. / Хееффе О. – М., 1994.
61. Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1963.
62. Хрестоматия по истории Древнего Рима. – М., 1987.
63. Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков. – М., 1953.
64. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. – М., 1959.
65. Хрестоматия по истории политических и правовых учений России XIX–начале ХХ в. – Уфа, 1993.
66. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. – М., 1966.
67. Четверит В.А. Современные концепции естественного права. / Четверит В.А. – М., 1988.
68. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – М., 1989.
69. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21. – М., 1999.