Чистовая обработка зубчатых колес

Для повышения точности и уменьшения шероховатости по­верхности зубья колес подвергаются отделочной обработке. Чис­товая обработка незакаленных колес производится шевингова­нием и обкаткой, закаленных — шлифованием и притиркой.

При шевинговании (рис. 22.40, а) зубчатое колесо 2 вводится в зацепление с инструментом в виде зубчатого колеса 1, их оси смещены на 10...15°, а на поверхности зубьев инструмента изго­товлены канавки. При таком зацеплении в точке А скоростьvm можно разложить на составляющиеvи и,аг. Составляющаяvна­правлена вдоль зубьев и является скоростью резания. Обработка в данном случае состоит в срезании с поверхности зубьев очень тонких стружек. Отделку проводят металлическим инструмен­том — шевером (рис. 22.40, б). В процессе обработки зубчатое колесо перемещается возвратно-поступательноSnpи подается в радиальном направленииSt.Направления вращения шевера иш и заготовки изаг периодически изменяются.

в Рис. 22.40.Чистовая обработка зубчатых колес:а— шевингование; б— шевер; в— зубообкатка; г— шлифование по методу копирования; д— шлифование по методу обкатки; е-ж— притирка

а

б

При обкатке (рис. 22.40, в) три закаленных зубчатых колеса 1,2,4 располагаются под углом 120°. Одно из них приводится в движение от электродвигателя и ведет обрабатываемое колесо 3, а через него и другие колеса. Чтобы обеспечить равномерное сглаживание и уплотнение обеих сторон каждого зуба, перио­
дически производится реверсирование направления вращения колес.

Шлифование позволяет получить точный профиль зубьев и малую шероховатость поверхности. Производится оно мето­дом копирования и обкатки. При шлифовании по методу копи­рования форма шлифующей части круга соответствует форме профиля впадины в нормальном сечении (рис. 22.40, г). Шлифо­вальный круг получает вращательное движениеv,возвратно- поступательное движение на длину шлифуемых зубьев и перио­дическую подачу на глубину шлифования S. Обрабатываемое колесо при этом остается неподвижным, после обработки выво­дится из зацепления с кругом и поворачивается на один зуб.

При шлифовании методом обкатки (рис. 22.40, д) воспроизво­дится зацепление рейки и зубчатого колеса. Роль рейки выполняют шлифующие плоскости двух кругов. Шлифовальный круг совер­шает вращательноеvи возвратно-поступательное движения. Шлифуемое колесо получает вращательное движение и, в одном направлении и прямолинейное перемещениеv2в обратном, ими­тируя качение колеса на неподвижной рейке. При этом шлифуется одна сторона зуба. Затем направление обкаточного движения из­меняется и шлифуется противоположная сторона соседнего зуба. После этого круг выводится из впадины, и колесо поворачивается на один зуб.

Притирка позволяет производить чистовую обработку зубча­тых колес после термической обработки. Различают две схемы притирки: на параллельных осях одним притиром и на скрещи­вающихся осях тремя притирами. Между притиром (чугунное колесо) и обрабатываемым колесом вводится смесь абразивного порошка с маслом.

По первой схеме (рис. 22.40, е) обрабатываемое колесо Д полу­чает медленное вращательное и быстрое возвратно-поступатель­ное движения вдоль своей оси. Притир П вращается обрабаты­ваемым колесом и совершает быстрое возвратно-поступательное движение в направлении, перпендикулярном своей оси.

По второй схеме (рис. 22.40, ж) обрабатываемое колесо Д враща­ется и приводит во вращение три притира П, притормаживаемые тормозом, что обеспечивает плотное прилегание зубьев. Обраба­тываемое колесо получает также возвратно-поступательное дви­жение вдоль своей оси для обработки на всю длину профиля
зубьев. Ось верхнего притира расположена параллельно оси об­рабатываемого колеса, а у других притиров оси вращения повер­нуты под углом 3...100, что повышает эффективность обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: