Этапы проведения Due Diligence

 

Первым и наиболее очевидным этапом всестороннего исследования является финансовый анализ (Financial Due Diligence), который концентрирует внимание на способности компании приносить доход. Часто он проводится одновременно с аудитом предприятия, в ходе которого определяются правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность отчетности и другой документации и их соответствие нормативным актам. В процессе финансового анализа изучаются активы компании, ее доходы, финансовые коэффициенты и система финансового планирования и контроля.

Налоговый анализ предприятия (Tax Due Diligence) проводится с целью оценки налоговой нагрузки на компанию, а также для выявления возможности оптимизации налогового бремени.

Анализ юридических аспектов коммерческой деятельности (Legal Due Diligence) направлен на проверку деятельности компании в соответствии с нормативными актами в сфере гражданского, трудового права, а также в области законодательства о компаниях. В процессе Legal Due Diligence изучаются устав компании, ее договоры с контрагентами и персоналом. Кроме того, составляются и редактируются новые контракты на будущее.

В последнее время также проводится анализ воздействия на окружающую среду (Environmental Due Diligence), в рамках которого определяются и оцениваются риски, связанные с загрязнением окружающей среды и с природоохранными действиями правительства.

Все упомянутые выше этапы всестороннего исследования базируются прежде всего на деятельности и показателях компании за прошедшие периоды времени. Они не рассматривают конкуренцию на рынке, не дают прогнозов и не предполагают стратегического планирования. Эти важные элементы и составляют предмет изучения наиболее сложной части Due Diligence - анализа положения на рынке (Market Due Diligence). В процессе данного этапа всестороннего исследования внутренняя информация о возможностях развития производства и технологий сравнивается с данными о потребностях рынка, с оценкой деятельности компании игроками на рынке. Основными целями анализа положения на рынке являются:

- определение положения компании в конкурентной среде;

- анализ потенциала и перспектив развития рынка;

- оценка возможностей по развитию компании в соответствии с динамикой рынка.

Анализ положения на рынке делится на два направления: внутренний анализ компании и анализ конкурентной среды.

Внутренний анализ компании (Internal Company Analysis) ищет ответы на такие вопросы, как:

- Какую стратегию сбыта компания использует на каждом конкретном рынке?

- Как цены исследуемой компании сочетаются с ценами конкурентов?

- Наличие клиентов и каково их отношение к компании?

- Каким образом НИОКР воплощаются в текущей деятельности компании?

- Как осуществляется планирование?

- Могут ли поставленные цели быть осуществленными в рамках бюджета проводимой маркетинговой стратегии?

В процессе данного исследования изучается вся имеющаяся внутренняя информация, а также проводится опрос руководителей компании, сотрудников финансового и планового отделов. Рассматриваются их взгляды на активы компании и ее ресурсы, на объем продаж и валовую прибыль, на организацию сбыта и маркетинг, на связи с общественностью и рекламу, на стратегию развития и достижимость запланированных результатов. По завершении внутреннего анализа компании составляется отчет, в который входит вся собранная документация и записи опросов персонала исследуемой компании. Данный отчет содержит абсолютно полную информацию о состоянии компании, планах ее развития и обеспеченности ресурсами, а также об отношении сотрудников и руководства к нынешнему состоянию компании и ее перспективам.

В ходе анализа конкурентной среды (External Company Analysis) исследуется рынок, на котором осуществляет свою деятельность компания, собираются данные о количестве и потенциале конкурентов, об идеальном размере компании, о стандартах, применяемых на данном рынке. Анализ конкурентной среды дает ответы на следующие вопросы:

- Каковы факторы успеха компании на рынке?

- Какой средний уровень доходности и прибыли сложился на рынке?

- Следует ли принимать в расчет рыночные тенденции при долгосрочном планировании?

- Имеет ли исследуемая компания конкурентные преимущества по сравнению с аналогичными компаниями?

Анализ конкурентной среды предполагает не только изучение доступной широкому кругу пользователей информации, но и исследование комментариев экспертов и аналитических компаний, а также мнения партнеров компании, потребителей ее продукции или услуг и обязательно конкурентов. Данными контрагентами дается оценка исследуемой компании, качества и цены ее продукции, рассматривается ее имидж и рекламная деятельность. Изучаются взаимоотношения компании с поставщиками и покупателями, соблюдение условий договоров.

На этом этапе всестороннего исследования компании строятся прогнозы развития рынка и конкуренции, анализируются потенциальные возможности и наличие необходимых для дальнейшего развития ресурсов как у компании и ее партнеров, так и у конкурентов.

В результате проведения всестороннего исследования собирается полная, объективная и достоверная информация о деятельности компании и перспективах ее развития. На различных этапах проводится перекрестная проверка данных, полученных на предшествующих этапах.

В итоге проведенный комплексный анализ финансового состояния компании, ее отношений с государством и контрагентами дает возможность составить отчет, в котором инвестор или потенциальный покупатель компании найдет абсолютно всю интересующую его информацию относительно компании, в которую он собирается вкладывать свои средства. Объективность и достоверность представляемой его вниманию информации позволят ему принять независимое и наиболее адекватное в данной ситуации решение.

3 Финансовый Due Diligence

Финансовый Due Diligence - Financial Due Diligence – анализ финансовых рисков, оценка стоимости компании и ее финансового состояния.

Общие сведения о деятельности:

- основные виды деятельности компании;

- основные регионы деятельности компании;

- основные акционеры / участники и др.;

- основные активы и обязательства;

Финансовое состояние:

- определение фактических финансовых показателей: чистая прибыль, чистые активы;

- фактические показатели оборачиваемости и прибыльности;

- определение фактических доходов и расходов, выявление отклонений от заявленных показателей;

- определение фактических активов: основных средств, товарных и материальных запасов,

- определение фактических финансовых активов: финансовых вложений, дебиторской задолженности, выявление отклонений от заявленных показателей;

- определение фактической кредиторской задолженности по займам, кредитам, по расчетам с поставщиками;

- выявление неучтенных обязательств;

- операции со взаимозависимыми лицами и др.

Налогообложение:

- анализ структуры и динамики основных налоговых обязательств;

- фактические налоговые обязательства компании (группы компаний);

- основные налоговые риски.

Персонал:

- возрастной и профессиональный состав сотрудников компании;

- фактическая заработная плата, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: