Производству в надзорной инстанции посвящена гл. 41 ГПК РФ.
Пересмотр в порядке надзора представляет собой самостоятельную стадию гражданского процесса, направленную на проверку законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
На данной стадии осуществляется дополнительная проверка законности судебных постановлений и предоставляется возможность исправления допущенных судебных ошибок. Кроме того, институт пересмотра в порядке надзора способствует формированию единой судебной практики.
Субъектами права на обращение в суд надзорной инстанции являются лица, участвующие в деле. Право на обращение в суд надзорной инстанции реализуется лицами, участвующими в деле, посредством подачи надзорной жалобы.
Однако подача надзорной жалобы не является единственным и достаточным средством для возбуждения надзорного производства. Надзорное производство в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 381 ГПК РФ возбуждается определением судьи о передаче дела в суд надзорной инстанции. То есть лицо не может самостоятельно возбудить надзорное производство, что свидетельствует о зависимости инициирования производства от дискреционных полномочий должностных лиц и, как следствие, об отсутствии эффективности данного средства защиты. Данный подход подтвержден решением Европейского суда по правам человека по делу Клочкова против России от 1 июня 1999 г., а также изложен в определении Конституционного Суда от 18 апреля 2000 г. по делу Кравченко. В свете сказанного представляется, что последним внутренним средством правовой защиты судов общей юрисдикции для России, после которого можно обращаться в Европейский суд и с даты вынесения которого можно отсчитывать шестимесячный срок, является решение суда кассационной инстанции.
|
|