Не признание надзорного производства Европейским судом по правам человека необходимым средством правовой защиты

Производству в надзорной инстанции посвящена гл. 41 ГПК РФ.

Пересмотр в порядке надзора представляет собой самостоятельную стадию гражданского процесса, направленную на проверку законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в закон­ную силу.

На данной стадии осуществляется дополнительная проверка закон­ности судебных постановлений и предоставляется возможность исправ­ления допущенных судебных ошибок. Кроме того, институт пересмотра в порядке надзора способствует формированию единой судебной прак­тики.

Субъектами права на обращение в суд надзорной инстанции являются лица, участвующие в деле. Право на обращение в суд надзорной инстан­ции реализуется лицами, участвующими в деле, посредством подачи над­зорной жалобы.

Однако подача надзорной жалобы не является единственным и доста­точным средством для возбуждения надзорного производства. Надзорное производство в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 381 ГПК РФ возбуждается определением судьи о передаче дела в суд надзорной инстанции. То есть лицо не может самостоятельно возбудить надзорное производство, что свидетельствует о зависимости инициирования производства от дискре­ционных полномочий должностных лиц и, как следствие, об отсутствии эффективности данного средства защиты. Данный подход подтвержден решением Европейского суда по правам человека по делу Клочкова про­тив России от 1 июня 1999 г., а также изложен в определении Конститу­ционного Суда от 18 апреля 2000 г. по делу Кравченко. В свете сказанно­го представляется, что последним внутренним средством правовой защиты судов общей юрисдикции для России, после которого можно об­ращаться в Европейский суд и с даты вынесения которого можно отсчи­тывать шестимесячный срок, является решение суда кассационной ин­станции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: