Результаты освоения разделов МДК

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

 

Рабочая программа междисциплинарного курса

«Мастерство режиссера» профессионального модуля 01

«Художественно-творческая деятельность»

Специальности

Народное художественное творчество (по видам) -

Театральное творчество

Асбест 2016

Рабочая программа междисциплинарного курса «Мастерство режиссера» является частью профессионального модуля 01 «Художественно-творческая деятельность» по специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) - Театральное творчество

Разделы междисциплинарного курса

Междисциплинарный курс «Мастерство режиссера» осваивается на протяжении всего периода обучения и состоит из нескольких взаимосвязанных разделов:

1-8 семестры – «Режиссура»

6,7,8 семестры – «Техника сцены и сценография»

6,7 семестры – «Музыкальное оформление спектакля»

 

Каждый раздел МДК способствует усвоению определенных знаний, формированию практических умений.

Результаты освоения разделов МДК

В результате освоения раздела «Режиссура» учащийся должен знать:

-теорию, практику и методику театральной режиссуры;

-выразительные средства режиссуры и художественные компоненты спектакля;

-устройство сцены, механизмы, оборудование и осветительную технику сцены, основные принципы художественного оформления;

 

В результате освоения раздела «Техника сцены и сценографии» учащийся должен знать:

-художественно-технического оформления театральной постановки;

-устройство сцены, механизмы, оборудование и осветительную технику сцены, основные принципы художественного оформления;

-осуществлять художественно-техническое оформление спектакля, используя навыки пространственного видения

В результате освоения раздела «Музыкальное оформление спектакля» учащийся должен знать:

-выразительные средства режиссуры и художественные компоненты спектакля;

-осуществлять художественно-техническое оформление спектакля, используя навыки пространственного видения;

Количество часов на освоение программы междисциплинарного курса

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Режиссура 546
Техника сцены и сценография 146
Музыкальное оформление спектакля 90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Режиссура 378
Техника сцены и сценография 96
Музыкальное оформление спектакля 60
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего)  
Режиссура 168
Техника сцены и сценография 50
Музыкальное оформление спектакля 30

Тематический план и содержание междисциплинарного курса «Мастерство режиссера»

Наименование разделов ПМ, МДК Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа, курсовая работа Объем часов
     
Раздел 1. Режиссура    
Тема 1.1 Введение. Режиссура как профессия   Содержание  
  Режиссура – искусство сценической интерпретации литературного произведения. Обусловленность возникновения профессии режиссёра. Возникновение во второй половине Х1Х века профессии режиссёра как человека, подчиняющего своей воле работу всех участников создания спектакля. Утверждение режиссуры как творческой профессии, основополагающей в театре. Идейно-художественная и нравственная позиция режиссёра и её определяющая роль в утверждении идейно-эстетического направления театра.  
  Режиссёрский замысел, решение спектакля как «генеральный план» во всём процессе подготовки спектакля. Режиссёр как руководитель всей творческой работы по созданию спектакля. Раскрытие режиссёром сущности образов драматического произведения и линии их поведения. Характер творческих взаимоотношений режиссёра и актёра на всём протяжении работы над образом, от первой читки до создания «сценического рисунка» роли. Решение сценической площадки и осуществление этого решения как составная часть воплощения режиссёрского замысла. Работа режиссёра с художником. Музыкальное решение спектакля и выбор режиссёром музыкального материала. Световое решение спектакля, работа режиссёра с художником- осветителем и создание светопартитуры спектакля. Организаторская работа режиссёра по обеспечению костюмов, декораций, реквизита, грима и т.д. Функции режиссёра в определении В.И. Немировича-Данченко: толкователь пьесы, педагог-воспитатель, организатор и постановщик спектакля.  
    Личность режиссёра и её роль в деятельности театра. Высокий уровень моральной и творческой ответственности. Режиссура – профессия интеллигентная. Режиссёр – личность широкообразованная, культурная, одарённая, одержимая любовью к театру и к своей профессии. Режиссёр - хороший организатор и педагог. «Режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных» (К.С. Станиславский). Способность режиссёра к образному мышлению и умению выразить его языком театра. Чувство зрелищности. «Умение играть чужое произведение, как собственное, – высокая и самая трудная обязанность режиссёра» (Г.А. Товстоногов). Режиссёр – организатор творческой воли всего коллектива. Режиссёрская диктатура. Труд и талант в творчестве режиссёра.  
Самостоятельная работа студентов: Начать ведение «Творческого дневника», в котором записывать свои мысли о будущей профессии; о проблемах театра; делать выписки из прочитанных книг; анализировать просмотренные спектакли, кинофильмы, впечатления от посещения выставок, творческих встреч, записывать свои наблюдения за заинтересовавшими вас явлениями, событиями, поступками людей, их реакциями на события и действия других людей и т.д. Вести терминологический словарь. Написать небольшое эссе на тему: «Почему я решил стать режиссёром?».  
Тема 1.2 Основы теории режиссуры Содержание  
  «Сверхзадача» постановки – проявление гражданской и нравственной позиции режиссёра. «Сверхзадача» – это то, во имя чего я обязан осуществить эту постановку именно сегодня, сейчас. Это то, чего я хочу добиться этой постановкой: утвердить или развенчать. «Сверхзадача» – действенная идейная направленность произведения. Необходимость точного определения «сверхзадачи». «Сквозное действие» как путь к достижению «сверхзадачи» на сцене, как стержень, пронизывающий всю постановку, объединяющий все элементы и направляющий их к осуществлению «сверхзадачи». Проявление «сквозного действия» через поступки героев в их отстаивании своей позиции. Наличие «контрсквозного действия». «Сверхзадача должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли, … волевой» – М.О. Кнебель (Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли.-М.: Искусство, 1972.- С. 33). Необходимость отразить в формулировке сверхзадачи её действенность и эмоциональность.  
  Событие как происшествие, влияющее на развитие действия. Событие как условие сценического существования действующих лиц: возможность постановки сценических задач и осуществление всех видов и этапов сценического действия лишь в условиях существования события. Рассмотрение любого произведения сценического искусства как цепи событий и как «в этих событиях действуют, борются люди» (К.С. Станиславский). Процесс перехода из одного события в другое (оценка). Перемена события как причина изменения линий поведения действующих лиц. Основные события пьесы: исходное, основное, центральное, финальное и главное.  
  Конфликт в пьесе как столкновение двух противоборствующих сил, осуществляющих сквозное и контр сквозное действия. Драматический конфликт как отражение жизненных противоречий, взглядов, интересов, характеров. Конфликт внешний (открытое разногласие) и внутренний (скрытое противоречие, которое стороны не подчеркивают и не демонстрируют окружающим). Конфликт психологический. Мировоззренческая природа основного конфликта пьесы, его связь с темой и идеей. Условия построения конфликта в спектакле: определение действий глаголами, определение действий, а не чувств; определение действий героев не из прямого текста, а из подтекста; развитие действия спектакля по нарастанию.  
  Пространственное решение сцены. Понятие сценической оси. «Мизансценический флюс». Функции сценических планов в мизансценировании. Массовые мизансцены. Особенности решения сценического пространства в массовых сценах. Ракурсы. Мизансцена как способ выражения характерности. Главные критерии оценки мизансцены: жизненная основа, действенность, выразительность, жанровое и образное единство и т.д.  
  Возникновение понятия «сценическая атмосфера». Понимание атмосферы как «воздуха времени и места, в котором живут люди, окружённые целым миром звуков и всевозможных вещей» (А.Д. Попов). Понятия: «атмосфера места», «атмосфера времени» и «атмосфера дела». Динамичность атмосферы.  
Практическая работа  
1-5 Отработка практических навыков в упражнениях.  
  Самостоятельная работа студента: Отработка практических навыков в упражнениях. Прочитать ряд предложенных педагогом пьес и попытаться определить в них событийный ряд. Проанализировать мизансцены в этюдах, показываемых в классе, и сделать об этом записи в творческом дневнике  
Тема 1.3 Практика режиссуры Практическая работа студента  
  Упражнения на развитие воображения, режиссёрской фантазии, внимания, наблюдательности, логики, способностей к ассоциативному мышлению. Упражнения и этюды на «оправдание» темы, предлагаемых обстоятельств. Этюды на оценку факта, на офантазирование предмета, на организацию сценического пространства и события. Массовые этюды на пристройку в стоп-кадре; упражнения и этюды на организацию сценического пространства.  
  Упражнения на построение графики: переход по прямой; оправдание круга, ломаной линии (физическое и психологическое); переход-скобка; зеркальная графика; синхронная графика. Упражнения на организацию сценической массовки: «шахматный» порядок; принцип взаимозаменяемости; статические композиции в трёх измерениях. Упражнения на мизансцены монолога. Упражнения на «обживание, выгородки. Решение мизансцен в этюде по произведению живописи.  
Самостоятельная работа студента: Выбор сюжета для самостоятельной постановочной работы. Разработка и постановка этюда.  
Контрольная работа  
1-2 Показ этюдов, на самостоятельно разработанные сюжеты  
Тема 1.4 Этюды по произведениям изобразительного искусства Содержание  
  Коллективный просмотр и отбор репродукций, отражающих событие. Первое впечатление от картины как источник ощущений и ассоциаций, из которых может возникнуть видение будущего сценического произведения. Выступление студентов перед классной аудиторией с обоснованием их выбора картины для постановки. Рассказ о жизни и творчестве художника – автора выбранной для постановки картины; о времени создания картины; о мировоззрении автора и авторской идее; о первом впечатлении от выбранной картины; о её теме и исторических условиях, в которых существуют персонажи картины. Анализ места и времени действия; анализ мизансцены, зафиксированной художником; взаимоотношений людей; характеров персонажей. Подробный анализ костюмов и деталей быта. Подробный пересказ картины.  
  Анализ степени проникновения в авторский замысел и верность авторской идее. Формирование замысла. Анализ мизансцены, предложенной художником, как «отправной точки» для этюда, кульминационного момента развития сюжета, либо как точки его завершения. Сюжет этюда как рассказ о том, что привело персонажей в данную мизансцену, или же раскрытие последующих событий, нафантазированных режиссёром. Репетиции, показ и анализ этюдов интерпретаций. Уточнение сюжета  
  Определение темы и идеи этюда. Определение трёх кругов предлагаемых обстоятельств. Основной конфликт. Взаимодействия действующих лиц. Определение жанра произведения и его стилевых особенностей.  
  Сюжет этюда. Определение сверхзадачи этюда. Сквозное и контрсквозное действие. Взаимосвязь конфликта и главного события. Предварительное решение событийного ряда. Зарождение пластического решения. Решение сценического пространства. Использование музыки, шумов, света. Предощущение атмосферы. Возможность изменения первоначального замысла в процессе воплощения.  
  Работа с актёром как основа современной режиссуры. Первая встреча с исполнителями, раскрытие режиссёрского замысла, использование фантазии исполнителей, совместная разработка линий жизни персонажей, сквозного действия этюда. Фиксация мизансцены, изображённой художником. Уточнение предлагаемых обстоятельств, их анализ, действия в их условиях от собственного «я». Освоение логики, последовательность целенаправленности действий каждого персонажа. Постепенное «присвоение» исполнителями биографий героев, их стремлений, задач, необходимости совершения тех или иных поступков. Логическое проникновение в суть характеров персонажей. Постижение характера через действие в предлагаемых обстоятельствах персонажа, внутреннее логическое оправдание его поступков, вызывающее чувство веры в происходящее на сценической площадке. Постижение исполнителями меры участия своих персонажей в развитии сквозного действия этюда. Заключительный этап воплощения этюда: подбор музыки, шумов, костюмов, реквизита. Организация прогонных репетиций.  
Самостоятельная работа студента: Выбор сюжета для самостоятельной постановочной работы. Разработка и постановка этюда.  
Контрольная работа  
1-5 Показ этюда или инсценировки  
Тема 1.5 Метод действенного анализа Содержание  
  М.О. Кнебель об органической связи метода «действенного анализа пьесы и роли» со всей системой К.С.Станиславского. Раскрытие в процессе действенного анализа путей творческого постижения сверхзадачи, сквозного действия, словесного действия, видений, подтекстов, органического общения персонажей и т.п. Определение узловых событий инсценированного рассказа или отрывка (событийный ряд). Исходное событие (событие, которое начинается до открытия занавеса и продолжается на наших глазах); его роль в возникновении конфликта. Центральное событие как событие, в котором конфликт достигает максимального накала, поворотный момент в действии. Финальное событие, разрешающее конфликт и определяющее исход борьбы.  
  Этюдные репетиции как процесс перенесения себя на место персонажа: действия от себя (зная основные события, поступки действующих лиц и их мысли). Отличие этюдного метода репетиций от старого репетиционного метода: комплексное освоение происходящего, метод объединения «душевной и физической жизни… тела действующего лица» (М.О. Кнебель). Необходимость приближения условий проведения этюдных репетиций к спектаклю: подобие сценической площадки, наличие нужных аксессуаров, реквизита, обстановки, костюмов. Необходимость донесения в этюде главной мысли автора. Импровизационность текста. «Контроль пьесой». «Цель этюда – как можно ближе подвести актера к мыслям и тексту автора» (М.О. Кнебель). Соблюдение в этюде стиля автора.  
Практическая работа  
1-2 «Обживание» предлагаемых обстоятельств. Создание благожелательной творческой атмосферы во время репетиций этюдным методом. Разбор этюдов.  
Самостоятельная работа студента: Выбор сюжета для самостоятельной постановочной работы. Разработка и постановка этюда.  
Контрольная работа  
1-2 Показ этюда-интерпретации  
Тема 1.6 Работа над инсценировками литературных произведений Содержание  
  Инсценировка – переработка для сцены, перевод произведения литературы на язык драмы. Краткая история инсценирования. Замена описательного ряда зримым, способность найти драматический и духовный эквивалент оригинала, верность авторской идее, авторской позиции, сохранение сюжетно-композиционных и жанровых признаков. «Параллельный ряд» – передача описательных моментов с помощью средств театра (актёр, его действия, внутренние монологи; декорации; бутафория; смысловые детали; музыка; свет; шумы и другие технические средства сцены).  
  Критерии отбора литературного материала для инсценирования: действенность; острота событий; законченность сюжета; сосредоточение действия вокруг основного конфликта; ограниченность количества действующих лиц; близость и доступность содержания произведения и психологии персонажей, а также предлагаемых обстоятельств. Защита своего выбора в классе. Обсуждение и утверждение выбранных отрывков. Инсценирование литературного произведения.  
  Определение темы, идеи основного конфликта, композиционной структуры и жанра литературного произведения и инсценировки. Режиссёрский анализ как анализ действия. Отличие действенного анализа от анализа литературоведческого. Термины режиссёрского анализа. Основные этапы. Определение сверхзадачи и сквозного действия инсценировки. Определение событий и событийного ряда (исходное, основное, центральное, финальное и главное при его наличии). Защита режиссёрского замысла. Обоснование распределения ролей.  
  Актёрский психофизический тренинг в начале каждого занятия по всем элементам сценического действия. Включение в тренинг этюдов, построенных на материале инсценировок. Работа за столом. Определение действенной линии каждой роли; определение расстановки действующих лиц по конфликту; работа над словесным действием (поиск подтекстов, видений, внутренних монологов, вторых планов), общение.  
Практическая репетиционная работа  
1-4 Этюдные репетиции (проверка найденного в застольный период действием).Репетиции в выгородке. Решение сценического пространства. Отработка сценического действия, поиски мизансцен, уточнение взаимодействия партнёров. Репетиции на сцене. Уточнение мизансцен. Узловые мизансцены. Работа над непрерывностью действий и взаимодействием партнёров. Составление музыкально-шумовой и световой партитур постановки. Подбор костюмов, гримов, аксессуаров. Монтировка декораций. Сведение всех компонентов спектакля в единое целое. Черновой прогон. Генеральная репетиция. Выпуск спектакля по инсценировкам.  
Самостоятельная работа студента: Работа над сценическими задачами. Выполнение анализа репетиционной работы.  
Тема 1.7 Драматургия – литературная основа театрального искусства Содержание  
  Сущность драматического произведения – отображение жизни в непосредственном действии и столкновении человеческих характеров, данное в форме диалога. Возможность существования пьесы как самостоятельного произведения искусства и невозможность существования театрального спектакля без драматургической основы. Спектакль как сценическое воплощение произведения драматурга. Необходимость предъявления к драматургии самых высоких требований. Определяющее значение нравственного содержания драматического произведения и его художественных особенностей в выборе материала для создания спектакля. Драматургия – первооснова режиссёрского замысла. Анализ авторской идеи. «Репертуар – элемент творческой физиономии» (Г.А.Товстоногов). Процессы репертуарного размежевания. Театральная трактовка пьесы. Содержание и форма драматического произведения, их основные элементы. Содержание как внутренний смысл произведения, его нравственная и тематическая сущность. Художественная форма как способ внешнего воплощения образного содержания произведения. Связь образного сценического решения спектакля с пьесой. Основные элементы формы – композиция, сюжет, жанр, построение образов. Единство содержания и формы драматического произведения. Назначение формы – выражать содержание. «Содержание и форму пьес определяет драматург» (Г.А. Товстоногов).  
    Жанр произведения как исторически сложившийся тип художественного произведения. Классические жанры драматического театра: трагедия, драма, мелодрама, комедия, водевиль, фарс. Рождение новых жанров в конце XIX века. Уточнение режиссёром наименований жанров в соответствии с замыслом. Жанр как «угол зрения на действительность, преломленный в художественном образе» (Г.А.Товстоногов). Определение жанра пьесы как выявление отношения автора к конфликту, событиям, поступкам героев. Жанр как определённая система взаимоотношений героев и определённая настроенность.  
    Замысел в искусстве как первоначальное видение, проявленное и осознанное, изначальная художественная идея. Органичность режиссёрского замысла, его естественное рождение из главной мысли пьесы, совокупности всей системы её образов, настроения, атмосферы, жанра, ритмической структуры пьесы. Целостный образ спектакля как предварительное ощущение характера будущего театрального произведения, его общего направления и задач, его жанровых и стилевых особенностей. Первое впечатление от прочтения пьесы и его роль в рождении образа спектакля. Звук, цвет, мелодия, ритм, настроение, пластическая фигура, рисунок как возможные отправные точки в рождении образа спектакля. Поиски словесного определения образа спектакля. Использование сравнений, аналогий, метафор, ассоциаций в определении образа спектакля. Воплощение образного видения спектакля через все его компоненты: сценографию, световое решение, музыку, шумы и т.д. Актёр как главная фигура в воспроизведении режиссёрского образа спектакля.  
    Обоснование выбора пьесы. Идейно-художественные качества пьесы, соответствие поставленных ею проблем современности и творческим устремлениям режиссёра-постановщика. Наличие творческих и материальных возможностей для осуществления данного спектакля. Цель и задачи постановки: воспитательное и познавательное значение для зрителей. Дополнительные задачи, связанные с приобретением театральной культуры и актёрского мастерства участниками любительского театра. Автор и пьеса. Изучение биографии и творчества автора как путь к пониманию идейно-художественного содержания пьесы. Необходимость формирования собственного взгляда режиссёра на мироощущение автора и актуальность его пьесы. Изучение времени написания пьесы. Специфика отраженной в пьесе жизни. Исторический аспект времени действия пьесы. Социальные слои, к которым принадлежат действующие лица пьесы, особенности их быта, обычаев, нравов. Идейно-тематический анализ пьесы. Тема как проблема, поставленная автором и раскрытая на определённом жизненном материале. Идея – главная мысль произведения, точка зрения автора на те жизненные явления и общественно-значимые проблемы, которые автор рассматривает в произведении. Главный конфликт пьесы. Определение цели и предмета борьбы. Расстановка действующих лиц в соответствии с их позицией в конфликте. Выявление «лагеря сквозного действия» и «лагеря контрдействия». Жанр драматического произведения как выявление отношения автора к конфликту, событиям, поступкам героев. Жанровое решение спектакля, определяемое глубоким проникновением в природу конфликта; возможность вступления режиссёра в полемику с традиционным жанровым решением того или иного драматического произведения на сцене. Авторский стиль как своеобразие почерка в построении образов, конфликта, в особенностях речи персонажей и т.п. Архитектоника пьесы. Особенности композиции, соотношение частей. Определение элементов композиционной структуры пьесы: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Литературно-сценическая история драматического произведения. Изучение рецензий, исследований, иконографического материала.  
    Мизансцена. Геометрия мизансцены. Сценический «крупный план». Эффект удаления как способ создания компактности композиции. Сценическая высота и новые возможности мизансценирования. Мизансценирование и сценический рельеф. Мизансцена реакции. Связь зрительного и звукового ряда. Временное и пространственное чувство ритма и их значение в построении мизансцены. Мизансцена и проблема четвёртой стены. Мизансцена толпы. Приём фрагментации. Мизансцены монолога. Мизансцена-поза. Круги движения. Жест-реплика. Смысловая нагрузка стоп-кадра. Атмосфера. Атмосфера спектакля как выразитель настроения, места, времени и действия. Атмосфера и событие. Атмосфера и сквозное действие. Актёр как один из важнейших выразителей атмосферы. Атмосфера и система художественных образов. Связь атмосферы с поисками физического самочувствия. Работа режиссёра с художником и композитором по созданию атмосферы спектакля. Роль декорационного, цветового, светового, музыкально-шумового решения в создании нужной атмосферы спектакля. Композиция спектакля. Композиция спектакля как его структура, соотношение частей, гармония целого. Обусловленность композиции спектакля его содержанием. Взаимосвязь композиции и сверхзадачи. Событийный ряд, режиссёрские акценты и композиция спектакля. Развитие конфликта, сквозное действие и их взаимосвязь с композицией спектакля. Композиция спектакля – итог цельности и единства сценического произведения, венец художественной формы. Темпо-ритм спектакля. Темпо-ритм спектакля как выражение характера борьбы, напряжённости конфликта. Связь темпо-ритма с мизансценами и атмосферой спектакля. Значение музыки, света, шумов, их смены для выражения темпо-ритма. Темпо-ритм и жанр спектакля. Темпо-ритм и событие. Темпо-ритм и образ спектакля.  
  Самостоятельная работа студента: Работа с лекционными материалами. Подготовка устных ответов по теме.  
Тема 1.8 Продолжение раздела «Практика режиссуры» Практическая работа  
  Упражнения на практическое освоение понятия «геометрия мизансцены» (Ю. Мочалов): мизансценическая ось, секрет «лево-право», сценические планы, ракурсы в статике и движении, графика движения. Упражнения на ритмическую координацию движения, слова, шумов. Упражнения на слово и жест с разными смысловыми нагрузками. Групповые этюды с ярко выраженными знаками препинания между мизансценическими фразами. Упражнения, вырабатывающие некоторые навыки работы со сценической массовкой. Определение атмосферы и темпо-ритма в отрывках из пьес, показанных перед курсом.  
Практическая работа: Упражнения на создание сценической атмосферы в выгородке (на заданную тему и произвольно). Упражнения на создание атмосферы действия. Упражнения на создание атмосферы чувства. Упражнения на создание атмосферы времени. Упражнения на оправдание темпо-ритма через предлагаемые обстоятельства. Упражнения на определение темпо-ритма действия.  
  Практическое воплощение отрывков из пьес Выбор отрывков. Обоснование выбора перед курсом. Анализ выбранной пьесы. Определение отрывка для режиссёрской работы. Определение состава исполнителей и обоснование назначения исполнителей на роли. Действенный анализ отрывков. Определение событий в отрывке. Построение конфликта, цепочек действий. Работа над словесным действием с исполнителями: вскрытие внутренних монологов, вторых планов. Этюдные пробы. Построение логики действий в условиях развития конфликта: определение режиссёром задач и действий героев; оценка фактов; партитура действий, выраженная парами глаголов; работа над точностью словесного действия и взаимодействия партнёров. Углубление предлагаемых обстоятельств. Мизансценирование. Организация сценического пространства, поиски мизансцен. Отбор мизансцен. Уточнение трактовки ролей. Определение позиции персонажа в конфликте; действия и поступки; особенности внутренней и внешней характерности. Выпуск отрывков. Музыкально-шумовая и световая партитуры. Монтировочные репетиции. Черновые прогоны. Генеральная репетиция. Выпуск отрывков.  
  Самостоятельная работа.Отработка практических навыков в упражнениях,  
Тема 1.9 Художественные компоненты спектакля Содержание  
  Роль сценографии спектакля в раскрытии идейно-художественного замысла. Работа режиссёра с художником над созданием образа спектакля. Свет как одно из самых мощных выразительных средств создания образа спектакля, его атмосферы. Работа режиссёра с художником по свету. Световая партитура спектакля. Управление светом во время спектакля. Костюмы персонажей как составная часть целостного художественного образа спектакля. Роль костюма в создании актёром сценического образа персонажа. Костюм и актёрская индивидуальность исполнителя. Эскизы костюмов, их обсуждение и утверждение. Организация пошива. Реквизит – предметы быта, обыгрывание их по ходу спектакля. Реквизит бутафорский и натуральный. Принципиальный подход режиссёра к составной части разработки каждого эпизода. Точность и своевременность заказа на реквизит. Реквизитор и его функции. Музыка в драматическом спектакле. Различные принципы использования музыки в спектакле. Шумовое оформление спектакля и его роль в создании сценической атмосферы. Музыкально-шумовая партитура спектакля.  
    Режиссёрский замысел как предвиденье целостной пространственно-временной модели спектакля. Постановочный план спектакля как путь осуществления режиссёрского замысла, программа всей работы над спектаклем. Структура постановочного плана: 1 часть – режиссёрский анализ пьесы, 2 часть – режиссёрское видение (экспликация). Режиссерская экспликация. Направленность спектакля. Сверхзадача, сквозное действие; образ спектакля; жанр спектакля. Определение пяти узловых событий. Исходное – начало которого лежит за пределами пьесы и обуславливает линию действия персонажей с момента открытия занавеса. Основное – с которого начинается борьба по сквозному действию. Центральное – в котором накал борьбы достигает максимума и которое знаменует собой перелом в действии. Финальное – которое разрешает конфликт. Главное – то событие, которое начинается на сцене и завершается за пределами спектакля и в котором заложен идейно-нравственный смысл спектакля. Общие художественные черты будущего спектакля. Атмосфера спектакля и узловых моментов действия. Темпо-ритм спектакля и отдельных его частей. Мизансценическое решение спектакля – принцип мизансценирования, продиктованный идейно-художественным замыслом и режиссёрским видением спектакля. Режиссёрская трактовка ролей, основанная на раскрытии главного конфликта пьесы. Сверхзадача и сквозное действие персонажа. Действенная линия роли. Характер, внешний вид, привычки, вкусы, взгляды. «Зерно» роли как её эмоционально-образная сущность. Обоснование назначения исполнителя на роль. Сценография спектакля. Решение сценической площадки. Световое решение. Характер смены мест действия: принципы и техника подачи декораций. Образ спектакля в художественном оформлении. Музыкальное оформление спектакля. Принцип музыкального решения (сопровождающая музыка, иллюстративная, бытовая и т.д.) Образ спектакля в музыкальном решении. Подбор музыкальных произведений и фрагментов из них (композитор, название произведения, характер исполнения).  
    Значение предварительной работы режиссёра над пьесой для всех этапов реализации исполнителями режиссёрского замысла спектакля. Первая встреча с исполнителями, задачи режиссёра. Пути развития самостоятельного мышления исполнителей. Качества, составляющие творческую индивидуальность актёра, и их использование в распределении ролей. Задачи исполнителям для первого чтения по ролям. Борьба с попытками исполнителей «играть» чувства. Внимание к речи исполнителей, воспитание у них интереса не только к своей роли, но и ко всей пьесе. Воспитание у актёров потребности самостоятельных поисков и путей к роли. Использование метода действенного анализа в борьбе с актёрской пассивностью. Методы, используемые режиссёром в процессе «разведки умом»: пересказ исполнителем сюжета пьесы от своего имени («я»), вскрытие и обнажение действия в эпизодах, определение целей персонажей. Задачи режиссёра в осуществлении «разведки действием»: проверка физическим действием через этюд, требование выполнять логику роли как свою, от своего «Я». Поиски верных средств воплощения, переход к точному тексту. Задачи режиссёра в работе с актёром в процессе репетиций в выгородках. Работа по событиям как принцип репетиций в выгородках. Значение метода физических действий – простейших физических действий как возбудителя чувства правды и сценической веры, внутреннего действия и чувств, фантазии и воображения. Репетиции на сцене. Закрепление найденных сценических действий и мизансцен.  
  Самостоятельная работа студента: Предварительная разработка режиссёром мизансцен в виде черновой партитуры. Превращение режиссёрской мизансцены в актёрскую. Отказ от предварительно разработанных мизансцен в случае рождения лучших, появившихся в процессе репетиции с актёрами. Работа над сценическим образом. Борьба со штампами, стандартными приёмами изображения характеров.  
  Практическая работа  
  1-3 Подготовка и показ одноактной пьесы или отрывка из пьесы. Репетиционная работа в индивидуальной и групповой форме. Различные формы работы режиссёра с актёром: рассказ, подсказ и показ. Правильное применение режиссёрского показа.  
Раздел 2. Техника сцены и сценография  
Тема 2.1 Введение Содержание  
  Специфика сцены и сценографии. Единство пространства и света, времени и движения. Подход к решению будущего спектакля. Свойство пространственной формы. Отношения и пропорции. Цветовое решение. Композиция фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Построение пространственной композиции в коробе сцены. Фактура, формы, размеры деталей, блоков, фрагментов декораций.  
  Законы перспективы. Масштаб, его значение и умение определить исходя из точки зрения, сидящего в зале, на сцене и в ином пространстве. Использование «обманных» живописных декораций. Эскизы художественного оформления спектакля, создание на их основе макета. Подготовка общих чертей.  
Практическая работа  
1-2 Составление композиций на листе, пространстве из цветовых пятен, объемов, учитывая равновесие, напряжение, борьбу, покой, движение. Составление пространственных моделей с учетом требований. Создание интерьера с определенной атмосферой.  
  Самостоятельная работа студента: Создание экстерьера с определенной атмосферой на основе конкретного сценического эпизода.  
Тема 2.2 Историческая эволюция сценического пространства Содержание  
  Сцена культовых празднеств Древнего Египта. Театр Древней Греции и его машинерия. Техника церковного театра средних веков. Возникновение театра-яруса эпохи Возрождения. Изменение декораций во время представлений. Рождение сценической «коробки».  
  Архитектура современного театра. Терминология объектов современной сцены. Оборудование и техническое оснащение. Архитектура. Назначение элементов. Оборудование сцены. Театральная техника. Работа со сценой. Обмер. Перевод в масштаб. Лан.  
Практическая работа  
1-2 Выполнение схемы театрального пространства одного из известных театров. Выполнение схемы сценического пространства для воплощения определенной художественной идеи. Создание макета подобного сценического пространства с использованием простых материалов – бумаги, картона.  
Самостоятельная работа студента: Создание макета подобного сценического пространства с использованием простых материалов – бумаги, картона.  
Тема 2.3 Декорации Содержание  
  Назначение и изготовление декораций. Одежда сцены. Мягкие декорации. Драпировка, ковры, половики, гобелены, кулисы, падуги, задники, горизонты, подборы. Жесткие декорации. Павильон.  
  Театральные станки. Виды и назначение. Бутафория. Создание бутафории. Построение интерьера.  
Практическая работа.  
1-2 Создание эскиза или макета применения мягких декораций. Модель (чертеж и эскиз) фактурной обработки театрального станка как элемента декорации.  
Самостоятельная работа студента: Подбор материала. Создание бутафории.  
Тема 2.4 Световое оформление сцены. Содержание  
  Сценический свет. Исторический экскурс.  
  Знание световых систем, световых приборов, светофильтров, их виды и назначение.  
  Создание световой среды спектакля. Грамота применения верхнего, нижнего, конражурного освещения. Работа режиссера с художником по свету.  
  Световая партитура. Техника безопасности при работе с осветительной аппаратурой, электрическими приборами, пиротехникой, дымом.  
Практическая работа  
2-4 Проведение анализа световой партитуры конкретного спектакля. Проведение анализа светового решения классических произведений живописи. Определение светового решения в пьесе или режиссерском отрывке.  
  Самостоятельная работа студента: Составление световой партитуры.  
Тема 2.5 Работа режиссера и художника на основе драматургии спектакля. Содержание  
  Среда обитания – образ спектакля. Изучение эпохи, иконографического материала.  
  Решение сценического пространства. Рождение образа спектакля. Способ решения сценического пространства.  
  Декорационное решение. Способы исполнения декораций, интерьера, костюмов.  
Практическая работа  
1-3 Производство макета к конкретному спектаклю. Защита идеи и разработка логики сценического решения. Создание технологического плана и чертежа декораций. Формирование технической документации спектакля.  
  Самостоятельная работа студента: Подготовка макета. Подготовка теоретического обоснования макета.  
Раздел 3. Музыкальное оформление спектакля  
Тема 3.1 Значение музыкального оформления. Содержание  
  Постановка цели и задач в преподавании курса, общие сведения о предмете, требования к освоению предмета Возможности художественной звуковой выразительности как одно из средств в постановочной работе: Общие закономерности образно-звукового решения различного материала. Навыки создания оригинальных звуковых номеров и представлений. Общая музыкальная культура, владение навыками звукового оформления.  
Самостоятельная работа студента: Работа с лекционным материалом.  
Тема 3.2 Средства музыкальной выразительности, используемые для музыкального оформления спектакля Содержание  
  Виды и жанры музыки, используемые в оформлении спектакля. Прослушивание музыкальных фрагментов. Музыкальные театры современности, их направления и поиски в творчестве, искусстве.  
  Исторический экскурс в музыкальное оформление спектаклей прошлых веков. Художественный образ спектакля как единое целое и музыка как составляющая этого образа. Эмоциональное восприятие спектакля зрителем и роль музыки в данном восприятии.  
  Мелодика речи актёра, речевые особенности прозаических и поэтических спектаклей. Речь и музыка в спектакле. Театральные шумы. Музыка и шумы как единое целое в образном языке звукового оформления спектакля.  
Практическая работа  
  Создание натуральных шумов и использование фонограмм.  
  Самостоятельная работа студента: Работа с лекционным материалом. Подбор практического материала.  
Тема 3.3 Основы музыкального оформления спектакля Содержание  
  Живой звук в спектакле – иллюстративный и натуральный. Фонограмма, её составление, монтаж.  
  Принцип иллюстративности, музыкальных акцентов, лейтмотив, контрастности и т.д. Музыкальные партитуры спектакля  
  Театральные и музыкальные жанры, их особенности. Идея спектакля, образное решение спектакля в жанровом разнообразии. Исторические спектакли и музыка. Музыкальные спектакли в драматическом театре.  
  Зависимость музыкального решения от решения образа спектакля. Работа с композитором, музыкантами, звукорежиссёром над образом спектакля.  
Практическая работа  
1-4 Работа с конкретной пьесой по музыкальному решению спектакля.  
Самостоятельная работа студента: Создание студентами музыкальных партитур к конкретным, выбранным ими пьесам  
Самостоятельная работа студента по изучению междисциплинарного курса  
Виды работы: 1. Конспектирование специальной литературы В.И. Немирович-Данченко «Статьи, речи, беседы, письма» о функциях режиссёра. К.С.Станиславский «Работа актёра над собой». глава «Сверхзадача и сквозное действие» М.О. Кнебель «О действенном анализе пьесы и роли» Юрия Мочалова «Композиция сценического пространства», главы «Слово режиссёр и слово мизансцена», «Азимут простейшей мизансцены» и «Ракурсы», «Игра в ассоциации»: «Геометрия мизансцены», «Круг и полукруг», «Зеркальная графика» из первой части «Азбука» из первой части «Азбука»«Мизансцены монолога» из второй части «Техника» этой же книги. А.Д.Попова «Художественная целостность спектакля»,глава «Атмосфера» Ю.Мочалова «Композиция сценического пространства». Чтение и конспектирование отдельных глав из списка литературы, предложенной педагогом по данной теме: главы «О жанре» из книги Г.А. Товстоногова «О профессии режиссёра»; главы «Атмосфера» из книги А.Д.Попова «Художественная целостность спектакля»; главы «Сценическая атмосфера» и «Лицо автора» О.Л. Кудряшовой из сборника «Мастерство режиссёра» («ГИТИС – студентам») и т.д. Письменно проанализировать в репетиционном дневнике один из просмотренных спектаклей с точки зрения пройденной темы 1. Посещение спектаклей и репетиций профессиональных и любительских коллективов 2. Ведение творческого дневника (открытия каждого дня 3. Ведение терминологического словаря 4. Написание эссе «Что я считаю самым важным в профессии режиссёра?»;«О профессии режиссёра и личности режиссёра» с использованием примеров из жизни и творческой деятельности выдающихся режиссёров мирового театра;«Сверхзадача – анахронизм?»; 5. Чтение прозаических произведений и выбор литературного материала для его дальнейшего инсценирования. 6. Самостоятельные репетиции этюдов-интерпретаций. 7. Чтение современной отечественной прозы (возможно из перечня авторов, предложенного преподавателем). Анализ тем, наиболее часто встречаемых в прочитанной литературе. Выбор автора. Выбор рассказа, отрывка из повести или романа. 8. Просмотр музыкальных фильмов, спектаклей. 9. Прослушивание музыкальных произведений с последующим образным анализом.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: