В необычайной семье городов, составляющих Дели, совсем недавно, всего пять-шесть лет назад, можно было видеть новые из ряда вон выходящие города, состоявшие из шалашей, землянок и просто отдельных фанерных дощечек, поставленных на ребро.
— Кто построил эти города? Кто живет в них?
Знакомый архитектор, один из прогрессивных общественных индийских деятелей, ответил:
— Построены они и населены беженцами-индусами. Такие города возникли не только в Дели, они существуют и во многих других крупных населенных пунктах Индии.
— Какими беженцами? Откуда они в Индии? Ведь здесь не было войны.
— Эта сторона жизни нашего народа,— отозвался архитектор,— к сожалению, мало известна, а между тем ее социальные последствия очень важны.
И архитектор рассказал нам об одном из страшных злодеяний империалистов.
— Причины,— сказал архитектор,— заставившие индусов строить эти города, можно понять только в связи с международными событиями последнего десятилетия.
— Какая же тут связь?
|
|
— Самая тесная, можно сказать, органически неразрывная. И вот почему. После второй мировой войны в Индии, как и в других колониях, необычайно усилилось национально-освободительное движение. Английские правители поняли, что им более не удастся открыто эксплуатировать многомиллионное население и природные богатства нашей страны, сохраняя ее прежний статус колонии «Великой Британии». Британские империалисты стали искать выхода. Так возникла идея создать два государства: собственно Индию и Пакистан.
— Тогда даже многие образованные и прогрессивные люди нашей страны еще не уяснили себе, что эта «реформа» принесет народам ужасные бедствия. Взгляните на карту нашего полуострова: территория Индостана значительна — как с запада на восток, так и с севера на юг она тянется на три с лишним тысячи километров. Население же полуострова, как известно, составляет около 440 миллионов человек. На востоке находится Бенгалия с населением около 70 миллионов человек. Эта огромная страна разорвана на две части. Одна из них — восточная — объявлена территорией Пакистана, другая входит в состав Индии. На далеком западе Индостана находится другая часть Пакистана — Западный Пакистан. Между Восточным Пакистаном и Западным Пакистаном, раскалывая его гигантским тысячекилометровым клином, легло наше государство — собственно Индия.
Обособление этих государств произведено таким образом, что в Индии остались почти вся хлопкообрабатывающая, джутовая и ряд других важнейших отраслей промышленности, а основные зоны производства сырья для этой промышленности попали в Пакистан.
|
|
Появление городов-беженцев — прямой результат религиозной, национальной и кастовой розни среди народов Индостана, которую поработители веками сохраняли и подогревали.
Несмотря на это, многочисленные народы Индии на протяжении столетий постепенно налаживали добрососедские отношения. Когда же англичане образовали из колониальной Индии два государства, то вскоре при подстрекательстве и постоянных провокациях агентов американо-английских империалистов начались индо-мусульманские погромы.
Тогда-то индусы, оказавшиеся после «реформы» на территории Пакистана, спасаясь от истребления, бросились в Индию: на запад из Восточной (пакистанской) Бенгалии, на восток — из Западного Пакистана.
Так возникли две волны беженцев. Миллионы индусов устремились в Индию.
В то же время на территории Индии опять-таки при подстрекательстве империалистов обострились и отношения индуистов-сикхов и буддистов, с одной стороны, и мусульман — с другой. Мусульмане оказались жертвами антимусульманских погромов в Индии.
В результате возникли две новые волны беженцев-мусульман. Они хлынули из Индии на восток — в пакистанскую Бенгалию и на запад в Западный Пакистан.
Миллионы бесприютных людей оказались без всяких средств к существованию.
Из дальнейшего рассказа архитектора выяснилось, что в Индию и Пакистан «прибежало» столько людей, что число их без малого равнялось населению, например, Болгарии, Венгрии и Австрии, вместе взятых. Положение к тому же чрезвычайно осложнялось и обострялось голодом местного и особенно сельского населения Индии и Пакистана.
И вот в нескольких районах Дели, а как потом оказалось, и в Калькутте, в Бомбее и в других городах Индии скопившиеся массы беженцев создали свои «города»-лагери.
На некоторых более или менее широких улицах получилось так, словно в широкую трубу — в прежнюю улицу — вдвинули другую, более узкую трубку — «новую» улицу-трущобу. Вот один довольно распространенный тип «построек» на этих улицах: беженец разыскал кусок фанеры или жести, поставил его наклонно на ребро, так что образовалась тень, защита от палящего солнца, и подпер эту фанеру (или кусок жести) палкой. «Постройка» готова, и в нее «вселяется» семья. На ночь «стена» переставляется в зависимости от направления холодного ветра.
Меж шалашей, землянок, меж кусков фанеры и жести двигаются полуголые или даже голые люди, взрослые и дети.
Кое-где у шалашей курятся дымки костров. Около них копошатся женщины...
Мы проходили как-то неподалеку от одного из таких «городов». Неожиданно нас окружило множество беженцев, главным образом детей. Большой толпой шли они за нами и тихими голосами робко тянули:
— Са-и-иб, Са-и-иб, Бара са-и-иб![7] — и при этом хлопали себя тонкими ручонками-косточками по голым животам.
Многие, забежав вперед, падают вдруг перед вами на колени или на живот и пытаются целовать обувь или следы идущего человека...
Нет сил выдержать это! Слезы застилают глаза, в горле образуется какой-то ком, невольно сжимаются кулаки при мысли о виновниках ужасных страданий этих детей.
До чего же довели англо-американские колонизаторы мирный, благородный, на редкость трудолюбивый, честный народ Индостана, народ, живущий на земле, едва ли не на одной из богатейших в мире, народ, уже тысячелетия назад создавший высокую культуру!
Но народы Индии и Пакистана все более начинают прозревать. Они начинают понимать, что не индус — смертельным враг мусульманину-пакистанцу и не на пакистанца должна быть направлена ярость индуса...
Прозревают народы Индостана, пробуждаются огромная Бенгалия и другие края и провинции Индостана. Бенгальский народ сложил и с воодушевлением поет замечательную песню борьбы и труда:
|
|
Скажи, как жить, когда вражда Нас губит в грозный час, Когда родной, любимый край Стал кладбищем для нас. | Индусов косит та же смерть, Что губит мусульман. Сегодня голоду во власть Народ бенгальский дан. |
Друг другу руки протянуть Мы в черный день должны.
И мусульманин и индус —
Сыны одной страны[8]
Мне не довелось побывать на индийских фабриках и заводах, не довелось поближе познакомиться с индийскими рабочими. Но неожиданная встреча с ними произошла на выставке в Дели, устроенной Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС). В сравнительно небольшом числе документальных фотоснимков здесь были отражены некоторые достижения СССР.
— Что вам кажется здесь наиболее интересным?— спросил я одного рабочего, который зашел на выставку, повидимому, прямо с работы: он стоял с гаечным ключом в руке и смотрел на фотографии Баку в разные периоды его истории.
— Вот этот пример дружбы рабочих России и Азербайджана,— ответил мой случайный собеседник, оказавшийся рабочим железнодорожных мастерских Дели.
— Я знал,— продолжал он,— что Азербайджан был отсталой страной, колониальной окраиной дореволюционной России. Там тоже царили вражда и смертоубийства между мусульманами и немусульманами. А теперь в семье наций Советского Союза Азербайджан стал богатой, свободной страной и азербайджанцы живут с русскими, как братья. Мы тоже начинаем понимать, что главный источник нашей силы — объединение рабочих для борьбы за свои права независимо от религии и национальности.
Руки друг другу протягивают не только рабочие, а за ними и крестьяне, мусульмане и индусы, в борьбе с тяжелым наследием, оставленным империалистами, все более объединяются и другие прогрессивные силы обоих государств — передовые ученые и писатели, деятели искусства.