Тема: Семейные традиции в казачьей семье.
Отец в семье кубанских казаков.
Цели и задачи:
-воспитание уважения и любви к старшим, к семейным и народным традициям,
-воспитание патриотических чувств и чувства гордости за свою семью
Ход беседы:
Ни одно общество не может существовать без семьи. Это его основа, социальный фундамент. Поэтому общество должно заботиться о семье, создавать условия для её нормального существования, выполнения обязанностей перед обществом, главная из которых – рождение и воспитание новых членов этого общества.
Наставник может отметить, что в прошлому казаков существовал обычай в форме «обета безбрачия». Казаки, если и создавали семьи, то в преклонном возрасте, после того, как отходили от ратных дел и покидали войско.
На Кубани, наоборот, браки поощрялись. Известны случаи, когда они заключались даже по приказу атамана.
Дальше наставник может рассказать, что в казачьих семьях, которые были почти всегда большими (под одной крышей жили несколько поколений), строго соблюдался принцип послушания и уважительного отношения младших к старшим, прежде всего к родителям.
|
|
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по важным делам. Непочтение отца и матери считались за большой грех.
«В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу и матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». При появлении старика должны были все встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться».
Статус отца был очень высок в кубанской традиции, что являлось проявлением важных ролей главного и основополагающего члена семьи – в деле воспитания детей, хозяйственно-экономического положения, сохранения и передачи знаний.
Высокий статус отца был подчеркнут во внутрисемейных отношениях, например, при обращении к мужу – жена называла его по имени и отчеству.
За столом отец занимал главенствующее место, рядом с отцом сидели сыновья. Отец резал хлеб, заранее перекрестив его, читал молитву за столом, первым начинал есть, и первым выходил из-за стола.
Разделение работ на «мужскую» и «женскую» определялось и пространственными факторами. Так, мужскими считались работы, распространяющиеся на подворье и за пределы «своей» территории, а женские – на дом, огород. Мужчина пахал, сеял, заготавливал корма, рубил лес, ухаживал за скотом, изготавливал орудия труда. Такое разделение труда отразилось и в фольклоре: «Без хозяина двор плачет, а без хозяйки – хата». Ни при каких условиях, мужчина не выполнял такие виды работ, как приготовление пищи или уборка дома.
|
|
Отец в казачьей семье был не только хозяином, но и учителем. Наиболее показательна в этом плане пословица: «Як батькоробив, так и тэбэучив». Но, отцовское воспитание имело определенные возрастные рамки. В раннем возрасте, казак-отец не вмешивался в воспитание ребенка.
Примерно с 7-8 лет начиналось воспитание сына-казака-хозяина. По мере того, как ребенок взрослел, обучение принимало более сложный хозяйственный характер. Мальчики под присмотром отца начинали овладевать навыками хлеборобства, учиться азам народных знаний, изучать основы военного искусства.
Далее наставник в ходе данной беседы может рассказать ребятам о традиции гостеприимства у казаков.
«Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место в хате. У казаков было правило: куда бы он ни ехал, по делам, в гости ли, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, поселке у него обязательно были дальний или ближний родственник, кум, сват, сослуживец, а то и просто житель, который встретит его как гостя, накормит и его и коня».
Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия навсегда. Бытовала поговорка
Также в традиции кубанских казаков было необыкновенно уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре. Казак к незнакомой женщине обращался так: к старшей по возрасту - «мамаша», к равной - «сестра», к младшей - «дочка» или «внучка».
«Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и оказать услугу вообще. За грех считалось отказать в просьбе просящего и в подаянии (считалось, что лучше всю жизнь давать, чем просить)».
Пьяниц казаки не переносили и презирали, умершего от перепою хоронили за оградой кладбища вместе с самоубийцами.
Подытоживая сказанное, наставник должен сказать, что в казачьей семье издавна сложились не писанные домашние законы:
- уважительное отношение к старшим
- уважительное отношение к женщине
- почитание гостя
Литература для подготовки к занятию:
П.З. Фролов «Жемчужная слеза казачки»
П.З. Фролов «Быт, нравы и традиции кубанских казаков»
А.В. Маслов «Кубанская старина»
материалы сайта Кубанского казачьего войска slavakubani.ru (раздел «Традиционная казачья культура»).
Приложение к теме « Семейные традиции в казачьей семье»
Пословицы:
- Правды и пуля боится
- Не пей до дна, на дне дурак сидит
- Казак сам себя веселит
- Стой за правду горою, тогда и люди с тобою
- Кто от товариства отстанет, нехай с того шкура отстанет
- Как ложкой, так и шашкой
- Хтолюбэ трудиться, тому бэздиланэ лежится
- Жизнь сладка, где семья крепка
Помни, брат, у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиция;
Гостеприимство – закон.
- Якэ дерево, такый и тын, якийбатько, такый и сын»
Практическое задание на дом: подготовить рассказ о семейных традициях, принятых в вашей семье.
Занятие № 14