Предпринимательская идея и ее выбор

Первым шагом к началу своего дела, как уже говорилось, считается создание предпринимательской идеи! Необходимо четко определиться, в каком направлении вы собираетесь работать. Этот этап не так прост, как может показаться на первый взгляд, ведь далеко не всегда выбранная бизнес-идея приводит к удачному результату.

Бизнес-идея — это определение потребностей покупателей, группы покупателей. Товары и услуги должны удовлетворять потребности покупателя Именно тогда возникает спрос и соответственно бизнес.

Для того чтобы избежать неудачи, необходимо внимательно отнестись к этапу выбора предпринимательской идеи. Есть несколько способов, позволяющих создать новую бизнес-идею или изменить уже существующую.

Кроме того, при создании бизнес-идеи не следует забывать о конкуренции. Выбранная идея должна предусматривать максимальное использование возможностей и способностей предпринимателя, чтобы иметь преимущество при конкурентной борьбе.

Предпринимательская деятельность как процесс начинается с идеи, которая при определенных условиях реализуется в конкретном предпринимательском проекте, суть которого должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить ее.

Успешный американский предприниматель М. Смолл формулирует пять правил достижения цели (идеи):

1) Примите решение: я могу делать деньги. В наше время в нашей стране человек может стать богатым.

2) Для того, чтобы зарабатывать деньги, вы должны думать об этом постоянно — во время еды, прогулки и даже ночью, когда спите.

3) Существует много областей деятельности, в которых вы можете добиться успеха. Ищите и вы найдете их.

4) Вы будете ошибаться. Но не падайте духом. Учитесь на своих и чужих ошибках. Начинайте снова с того места, где вы споткнулись. Идите вперед!

5) Когда вы остановитесь на какой-либо идее, постоянно продумывайте ее, развивайте и не оставляйте до тех пор, пока не достигнете пели.

Идея реализуется в целях — в организации определенного вида бизнеса. Как писал знаменитый русский ученый-физиолог И. П. Павлов, прекрасна и удивительна жизнь того человека, который поставил цель и вечно к ней стремится: «Рефлекс целей есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того прекрасна и сальна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается людьми, стремящимися к поставленной ими в жизни цели».

Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой пели, которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов вашей деятельности (товаров. услуг). Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем, руководителем фирмы, доведена до всех сотрудников. которые будут воплощать ее в конкретные результаты труда. Формулируя цель предпринимательской фирмы, необходимо учитывать не только зарубежный опыт, но и наш отечественный, особенно дореволюционный.

Приступая к созданию собственного дела, целесообразно помнить следующее

- К результату ведут только ясные цели. (Например, нельзя сформулировать цель: «Качество наших товаров надо повысить. Каких товаров, насколько повысить, за счет чего и т.д.? Качество можно повысить, но издержки производства резко возрастут, поэтому при продаже товаров вы не получите необходимый объем прибыли для развития фирмы.)

Следовательно, формулируя цель, необходимо учитывать следующие составляющие:

a) количественные показатели, которые фирма должна достичь; поведение конкурентов, покупателей; сегмент рынка; рыночные ниши;

b) срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы);

c) результаты, которые получат фирма и сотрудники;

d) привлечение ответственных исполнителей;

e) определение затрат на достижение этой цели и условий осуществления цели.

- Чем ближе цель, тем больше она мобилизует, иными словами, краткосрочные цели в большей степени, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации, но при этом нельзя упускать из виду решение долгосрочной цели.

- Цель (или цели) фирмы должна быть сконцентрирована на самом важном — ваши товары должны удовлетворить потребность (потребности), неудовлетворенную другими товарами. Если данная потребность уже удовлетворена, то необходимо возбудить спрос на вашу продукцию другими средствами (мерами), т.е. сформировать новый спрос, новый рынок.

Эта цель — самая главная, самая важная, определяющая на равновесном рынке (действовать на дефицитном рынке, конечно, проще), но цель формализована — удовлетворение неудовлетворенных потребностей. Необходимо постоянно быть готовым ответить на вопросы: Есть ли потребность в вашей продукции (работах, услугах)? Какая продукция, в какой экономической форме пользуется спросом? Каков этот спрос сегодня? Каким будет завтра, в перспективе?

Высшая цель любой предпринимательской организации формирование потребностей рынка, удовлетворение спроса покупателей (потребителей). Но потребности нужно ранжировать по степени удовлетворенности, значимости, рентабельности, выгодности и т.д.

- Цели следует соизмерять с возможностями фирмы, с ее техническим, интеллектуальным, кадровым, финансовым уровнем сырьевыми возможностями.

- Цель (цели) необходимо конкретизировать в мероприятиях, при этом должно быть понимание целей и мероприятий другими сотрудниками, т.е. они должны быть убеждены в целесообразности достижения этой цели. Чем больше сотрудников фирмы имеет возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем выше будет результат при ее реализации.

Искусство постановки цели — это искусство управления фирмой, возможность контроля над ходом и результатом достижения цели, возможность правильной мотивации сотрудников и т.д. Поэтому первейшая цель предпринимателя — определение набора целей, выбор целей.

Существует несколько способов выбора бизнес-идеи (рисунок 8.1). Чтобы верно определить свою бизнес-идею, следует ознакомиться со всеми способами и выбрать тот, который подходит именно вам.

 

  Способы выбора бизнес-идеи  
           
         
Мозговой штурм Исследование атрибутов товара Внешние инструменты Отбор идеи
                   

Рисунок 8.1. Способы выбора бизнес-идеи

 

Таким образом, чтобы стать предпринимателем, начать создавать собственное дело, необходимо знать, чего хочет потребитель (потребители), сформулировать цель и стремиться ее достичь с наименьшими затратами (расходами).

Мозговой штурм. Этот способ состоит в том, что участники мозгового штурма выдвигают свои идеи, придерживаясь следующих принципов:

- ни одну идею нельзя игнорировать;

- отрицательная реакция (как словесная, так и несловесная) не допускается;

- свой вклад должны вносить все участники, невзирая на возможную нелепость комментариев;

- председателя на таком собрании быть не должно, но один член группы должен записывать все идеи.

Исследование атрибутов товара. Суть данного способа заключается в составлении таблицы, состоящей из двух граф: в первой графе перечисляются характеристики товара, который собираются продавать, а во второй — выгоды для потребителя. Задача — попытаться найти более выгодный товар, применяя методы стимулирования, сделав его более привлекательным для потребителя.

Внешние инструменты. К ним можно отнести информацию, полученную из популярных журналов, из отраслевых изданий. Зачастую интересные идеи можно почерпнуть, познакомившись с деятельностью других фирм, организаций и др.

Отбор идей. Этот способ заключается в выборе наиболее привлекательной для данной фирмы предпринимательской идеи.

Как же из всех вариантов предпринимательских идей выбрать самую лучшую?

Прежде всего необходимо отказаться от тех идей, которые:

- не соответствуют требованиям потребителя;

- несовместимы с целью вашей организации;

- невыгодны в финансовом отношении (имеется в виду вариант, при котором затраты на рекламу и т.д. значительно превышают предполагаемый доход).

Предпринимателю необходимо выбрать такую деятельность, которой ему будет интересно заниматься. Иными словами, при создании собственного бизнеса учитываются прежде всего сильные стороны предпринимателя, а слабые стороны не должны влиять на результат.

П р и м е р. Человек, имеющий художественный вкус, может заняться открытием дизайн-салона. Некоммуникабельному человеку не стоит заниматься торговлей, целесообразней организовать, например, производство пиломатериалов.

Выбор бизнеса с учетом сильных сторон предпринимателя важен и с экономической стороны. Если в бизнесе будут активно использоваться сильные стороны, то это станет преимуществом перед конкурентами, которые этими качествами обладают в меньшей мере.

Потенциально успешной может считаться предпринимательская идея, основанная на объективных возможностях экономической ситуации, анализе состояния отдельного рынка и т.п. Особенности состояния рынка делают более прибыльным и растущим отдельные виды бизнеса.

П р и м е р. Высокий спрос на новые квартиры и высокие темпы строительства нового жилья объективно расширяют рынок бытовой техники (холодильников, стиральных машин и проч.) и мебели, так как переезд в новую квартиру обычно сопровождается их покупкой.

Выбор бизнес-идеи лучше проводить по этапам (табл. 8.1).

Большинство бизнес-идей можно модифицировать, чтобы значительно улучшить их перспективность.

Обратимся к простейшей коммерческой идее: «Надо что-нибудь продать». Возникает первый вопрос: что продать? Затем: где взять то, что продать?

Пытаясь ответить на них, идем от простейших идей к более сложным, вплоть до невероятных.

Можно продавать воду, воздух, животных, рыбу и дичь, отходы жизнедеятельности и производств и т.д. (например, источники горных вод), информацию, даже энтузиазм других людей (напри-мер, на спортивных соревнованиях), т.е. то, что достается бесплатно (или почти бесплатно).

Таблица 8.1 - Отбор бизнес-идеи

Бизнес-идея     Почему эта деятельность мне подходи или не подходит? Почему этот бизнес будет успешным илинеуспешным?  
Подходит Не подходит Успешным Неуспешным  
Торговля бытовой химией Я хорошо разбираюсьв средствахбытовой химии, потомучто у меня химическое образование Я страдаю аллергией и немогу долго находиться в помещении с химическимисредствами В районе нет специализированных торговых точекс полным ассортиментомтоваров бытовой химии В городе мало стабильно работающих предприятий, поэтому доходы населения невысокие и нестабиль­ные  
   
У меня есть достаточное количество денег для создания оборотных средств Но у меня недостаточно знаний по организации и управлению предприятий Но в нашем районе живут достаточно богатые люди так как это район недавно застроенный частным сектором Но часть населения нашего района может приобретать данный товар в другом месте, так как имеет машины  
Необходимо нанять специалиста по управлению продажами и т.д.        

Можно продавать то, что дешево купили: продукты питания, бензин на бензоколонке и др., при этом следует принять во внимание транспортные расходы, условия хранения и транспортировки.

Можно продавать то, что произвели. При этом:

можно создавать нечто, произведенное из сырья;

можно соединить части, произведенные другими;

можно продавать услугу.

Можно стать перекупщиком. Доход приносит перемещение товаров во времени, а именно из периода изобилия в период дефицита, и перемещение товаров в пространстве, а именно из района изобилия в район дефицита. Доходы перекупщика складываются из процентов от капиталовложений, платы за потраченное время и премии за риск.

Например, если выбросить на рынок сельскохозяйственную продукцию сразу после сбора урожая, цены на нее будут предельно низкими. Несколько месяцев спустя они стремительно пойдут вверх. Поэтому перекупщик закупает некоторый запас сельхозпродуктов осенью и хранит их на складе.

Перекупщик может заниматься нефтью, газом, драгоценными камнями, валютой, антиквариатом, книгами, компакт-дисками и др.

Итак, вы определились с предпринимательской идеей, четко сформулировали свои цели и теперь можете приступать к созданию собственного дела.

Организация собственного дела при наличии соответствующих материальных, финансовых и других возможностей может быть осуществлена посредством следующих форм: приобретение (покупка) предприятия (бизнеса), аренда предприятия в целом. Основные стадии процесса предпринимательства можно представить в виде следующих блоков: выбор хозяйственной ниши; выбор рыночной ниши (политические, правовые, социально-экономические факторы);

выбор формы предпринимательства (ТО, ООО, АО);

выбор соответствующего образа поведения (стратегии); формирование производственной базы;

выход на рынок со своей продукцией (цена, канал сбыта);

разработка обоснованного бизнес-плана (технико-экономическое обоснование);

учреждение предприятия (учредительные документы — договор, Устав);

регистрация предприятия — временное свидетельство (через 30 дней — постоянное).

Перед началом собственного дела следует выполнять последовательно перечисленные стадии. При этом необходимо обратить внимание на:

политические факторы — стабильность политической системы, зашита собственности, инвестиций;

социально-экономические — состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, происходящие инфляционные процессы, состояние финансово-кредитной системы;

правовые - наличие и состояние законодательной базы предпринимательства.

Первый этапом каждого предпринимателя является выбор «хозяйственной ниши».

Хозяйственная ниша — это место, где предприниматель будет реализовывать свои предпринимательские способности. Прежде чем начать свою деятельность, необходимо иметь достаточное представление об «окружающей среде» или «общем климате» предпринимательства.

Найти подходящую среду обитания — хозяйственную нишу — очень важно.

Предприниматель должен поинтересоваться условиями я возможностями вложения денет в различные отрасли и регионы. Для этого предварительно надо изучить состояние рынка, предложение и спрос в каждой из отраслей и в каждом регионе, которые привлекают предпринимателя.

При изучении необходимо выявить предоставляемые льготы и привилегии (например, низкие ставки налогов или полное освобождение от налогов в начальной период деятельности — «налоговые каникулы», получение займов под низкий процент и на длительный срок, понижение платы за аренду помещений, землю, электроэнергию).

Следует учитывать также препятствия и ограничения (например, нехватка сырья, ненадежный сбыт, плохие дороги, социально-политическая неустойчивость региона).

Все эти данные доступны, открыты, содержатся в публикациях, В статистической информации, законодательных актах. Дополнить эту информацию могут уже опытные предприниматели, и этим не стоит пренебрегать.

На втором этапе следует отыскать другую, «рыночную нишу», т.е. определить направленность или специализацию предприятия.

Из всего многообразия существующих товаров и услуг и множества рынков надо выбрать те, которые обеспечат конечный успех предприятия.

Необходимо знать реакцию рынка на поставку товара, выяснить возможных конкурентов, определить своего покупателя и его потребности, уточнить свою долю рынка. Важно выявить соотношение между спросом и предложением. Если товар традиционный, то необходимо выяснить изменение этого соотношения.

Выбирать можно на основе личного опыта, изучив опыт других, ознакомившись с объективными обстоятельствами. Можно положиться на интуицию, а можно провести тщательный анализ. Каждый поступает по-своему. Но без такого предварительного изучения и анализа действовать дальше довольно сложно.

Поиски рыночной ниши можно начать с оценки будущих потребителей, поэтому необходимо установить, кому может быть не продукт вашего предприятия, каковы их вкусы и предпочтения. К тому же следует помнить, что в этих же потребителях заинтересованы и другие предприниматели, т.е. конкуренты вашего предприятия. О них надо узнать все возможное и даже невозможное и сопоставить свои шансы.

Необходимо помнить, что в определенный момент спрос начнет снижаться, продукт устареет, у потребителей появятся новые потребности. Технологию уже невыгодно будет совершенствовать, качество не может улучшаться бесконечно. А это значит, что в определенный момент надо изменить курс.

Третий этап — выбор формы предпринимательства. Здесь можно пойти разными путями:

создание маломасштабной предпринимательской деятельности без создания фирмы (индивидуальное предпринимательство);

создание частного зарегистрированного предприятия, получение статуса юридического лица;

организация коллективного предприятия несколькими партнерами с регистрацией фирмы.

Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Кроме того, индивидуальная деятельность, как правило, основана на применении собственного труда.

Коллективная форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы, т.е. она более предпочтительна. Выбирая коллективную форму, надо определить, что у вас будет совместным с партнером:

денежные средства (ТОО);

оборудование;

ведение дел в целом (ООО).

Коллективная форма позволяет увеличить масштабы производства. Но проблема в том, чтобы подобрать и объединить надежных компаньонов.

Форма организации предпринимательства часто зависит от выбранного вида.

Выбор формы предприятия —дело очень ответственное, поэтому нельзя полагаться только на интуицию, необходимо воспользоваться помощью юристов и экономистов.

Четвертый этап в организации предпринимательства — выбор соответствующего образа поведения (атаки или обороны).

Атака — это завоевание рынка. Необходимо в самом начале «захватить плацдарм», т.е. привлечь своих первых потребителей. Для этого следует сделать хорошую рекламу и не затягивать сроки атаки, так как конкуренты не дремлют.

После захвата плацдарма необходимо завоевать сначала небольшую долю рынка, а затем расширить ее. Но для того чтобы удержать эту долю рынка, надо переходить к обороне, т.е. защитить конкурентные преимущества своего товара.

Удержать рынок можно, когда происходит обновление продукции, формируются новые потребности у покупателей. Расширять объем своего рынка можно как за счет конкурентов, так я вместе с ними.

Предприниматель может выбирать различные стратегии поведения:

стратегию завоевания рынка;

стратегию расширения доли;

стратегию выживания.

Пятый этап — формирование производственной базы. Учитывая, что для создания собственного предприятия нужны производственные, служебные площади, оборудование, освещение, оргтехника, телефон и т.п., необходимо по возможности приобрести их за собственные деньги.

Для этого надо обладать крупным стартовым капиталом, что не всегда возможно. Можно взять эти деньги взаем в виде банковского кредита. Однако здесь требуется точный расчет, так как процент за кредит у банков весьма значительный. И если не вернуть долг вовремя, то можно лишиться имущества.

Одновременно необходимы страховые операции. Поэтому чаще всего предприниматель прибегает к аренде на основе договора, в котором определяются взаимные обязательства сторон, поря-док и условия финансовых взаимоотношений.

Собственник арендованного имущества не имеет права вмешиваться в деятельность предпринимателя, который на время аренды становится субъектом, управляющим имуществом.

Можно пользоваться и такой формой, как учредительство. Для этого необходимо найти организацию (государственную или коллективную), которая будет заинтересована в предпринимателе и предоставит ему такую базу (или часть). При этом предприниматель не становится собственником имущества, но может им пользоваться, пока сам не «встанет на ноги».

Можно использовать систему франчайзинга и создать мелкую фирму в рамках этой системы.

Создание производственной базы вызывает необходимость строить отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья, с посредниками, страховыми компаниями, биржами труда и т.д.

Выбор средств производства и подбор сотрудников во многом зависит от технологии производства. Если она известна, то это несколько проще, если неизвестна, то надо приобретать патент или лицензию. Если же вы являетесь автором технологии, то следует побеспокоиться о правовой защите.

Любое изделие можно изготовить по технологии вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. Но не стоит ориентироваться только на завтрашнюю технологию, поскольку она самая дорогая, высоки издержки, а значит и высока цена. Поэтому постоянной заботой становится техническое совершенствование производственного процесса.

Шестой этап — выход на рынок со своей продукцией, а это значит, что предстоит выбор цены и каналов сбыта.

Ценообразование — сложный процесс. Цена должна быть такой, чтобы можно было продать товар, покрыть расходы и получить прибыль.

Если продукт широко представлен на рынке, то цены уже хорошо известны (в прейскурантах, ценниках); если произведен модифицированный товар, то надо сориентироваться на цену базового товара и учесть затраты на модификацию.

Если же товар совершенно новый, то следует учесть затраты, проанализировать рынок и оценить возможность продвижения товара на рынок.

Поэтому можно выбрать разные ценовые стратегии: «снятия сливок» (завышенные цены), цену проникновения (заниженные), цену прорыва.

Кроме цены, необходимо выбрать способы и каналы сбыта, так как товар должен дойти до потребителя. Предприниматель может сам заниматься сбытом, а может воспользоваться системой сбыта других предприятий.

Надо продумать, как и кем будет представлено предприятие на рынке — торговая точка, сбытовое агентство, посреднические структуры, рассчитать расходы по хранению, транспортированию, погрузке и разгрузке, упаковке продукции и ее страхованию.

Седьмой этап — разработка обоснованного бизнес-плана (см. гл. 10 пособия).

Все рассмотренные этапы создания бизнеса, на первый взгляд, кажутся очень простыми. Вместе с тем только серьезное изучение каждого из них позволит сделать правильный выбор при организации нового дела.

2.3 Формы организации бизнеса

В процессе деятельности предприниматели устанавливают разнообразные партнерские связи. Эти связи направлены на увеличение прибыли или достижение иных, не противоречащих закону целей и позволяют согласовать (скоординировать) действия за счет обмена результатами деятельности.

Разнообразные формы партнерских связей специалисты группируют по следующим сферам предпринимательской деятельности (направлениям предпринимательского сотрудничества):

1) сотрудничество в сфере производства — строится на долговременной основе. Возможные формы: лизинг, франчайзинг, факторинг и др.;

2) сотрудничество в сфере товарообмена. В основе взаимоотношений партнеров — движение конкретных товаров (переход прав собственности от одного партнера к другому), но при этом исключается денежная форма расчетов; расчеты осуществляют в товарной форме — товар на товар (разные виды бартерных операций);

3) сотрудничество в сфере торговли. Самые распространенные формы - сделки купли-продажи, поставки и др.;

4) сотрудничество в сфере финансовых отношений - осуществляется на основе факторинга (факторинговая компания покупает счета клиента, берет на себя погашение его дебиторской задолженности или покупает у предпринимателя его требование к партнеру о платеже). Возможен коммерческий трансферт (используется в межстрановых отношениях и представляет собой приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальных валютах в установленных договорами размерах по договорной цене, при этом капитал зачисляется в национальном банке страны продавца на счет, открытый на имя покупателя).

Выбор конкретной формы партнерских связей определяется условиями, в которых предприниматель осуществляет деловую операцию по результатам сравнительной оценки разных форм связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: