Выбор организационно-правовой формы для ведения бизнеса

Как указывалось выше, законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы организации. Для того чтобы определить, какая организация (коммерческая или некоммерческая) подходит для ведения вашего бизнеса, необходимо сравнить ряд признаков, отличающих такие признаки.

Критериями выбора организационно-правовой формы являются:

- цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли;

- распределение прибыли;

- ответственность учредителей (участников);

- налогообложение;

- учет и отчетность;

- минимальный размер имущества организации;

- передача имущества организации ее учредителями (участниками);

- возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации;

- управление.

Рассмотрим их более подробно.

- Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли.

При выборе организационно-правовой формы необходимо определить, какие виды деятельности будет осуществлять организация, будет ли она заниматься предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация может осуществлять только виды деятельности, соответствующие целям, ради которых она создана. При этом некоммерческая организация вправе заниматься только той деятельностью, которая предусмотрена ее учредительными документами. На практике виды деятельности некоммерческой организации достаточно разнообразны, главное, чтобы они соответствовали уставным целям. Например, некоммерческая организация может заниматься образовательной деятельностью (в том числе платной), предоставление услуг (управленческих, юридических), производством (печатных изданий, обучающих программ) и т.п.

Для осуществления некоторых видов деятельности необходимо создать некоммерческую организацию определенной организационно-правовой формы, например:

фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства;

благотворительные организации создаются в форме общественной организации (объединения), фонда или учреждения;

образовательные организации могут создаваться в ОПФ, предусмотренных законом для некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации, несмотря на то, что целью их деятельности не является извлечение прибыли, тем не менее могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она согласуется с уставными целями. Более того, для некоторых видов некоммерческих организаций законом предусмотрены цели, близкие к целям организации коммерческих организаций (например, потребительский кооператив создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной деятельности). Так, некоммерческая организация, созданная для осуществления образовательной деятельности, может предоставлять платные образовательные и консультационные услуги, производить и продавать необходимые для образовательного процесса книги и иные материалы, программное обеспечение и иные сопутствующие товары, сдавать помещения в аренду, тем самым получая прибыль.

Коммерческая организация может осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом. Кроме того, коммерческая организация может заниматься деятельностью, которая прямо не предусмотрена ее учредительными документами. Некоторые виды деятельности могут осуществляться только коммерческими организациями, например, банковская деятельность, дилерская деятельность на рынке ценных бумаг.

Поэтому коммерческие организации создаются непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, при этом в выборе видов деятельности коммерческие организации практически неограниченны.

- Распределение прибыли.

Если организация занимается предпринимательской деятельностью и извлекает прибыль, для ее учредителей (участников) существенным будем вопрос о возможности распределения прибыли, полученной организацией, между учредителями (участниками).

Прибыль коммерческой организации распределяется между ее учредителями (участниками). Порядок и формы распределения прибыли зависят от организационно-правовой формы коммерческой организации, о чем говорилось выше.

Прибыль некоммерческой организаций в силу прямого запрета в законе (п. 1 ст. 50 ГК РФ) не может распределяться между ее учредителями (участниками). Однако учредители (участники) некоммерческой организации могут извлекать выгоду от ее деятельности в следующих формах:

учредители (участники) некоммерческой организации могут наравне с третьими лицами пользоваться производимыми организацией услугами и иными благами;

учредители (участники) некоммерческой организации могут стоять с ней в трудовых отношениях и получать заработную плату.

Исключением является потребительский кооператив: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ).

Прибыль некоммерческой организации направляется на ее уставные части.

- Ответственность учредителей (участников).

Степень ответственности учредителей (участников) по обязательствам созданной ими организации зависит от ее конкретного вида, а так же от организационно-правовой формы.

При выборе последней учредителям необходимо оценить степень ответственности, которую они могут нести по долгам созданной ими организации.

С точки зрения степени ответственности в наиболее выгодном положении находятся учредители (участники) ООО, АО, а так же тех некоммерческих организаций, для которых законом и учредительными документами не предусмотрена субсидиарная ответственность (фонд, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация).

Учредители (участники) коммерческих и некоммерческих организаций, для которых законом и учредительными организациями предусмотрена субсидиарная ответственность, несут большие риски, так как в случае недостаточности имущества организации взыскание может быть наложено на имущество учредителей (участников).

Как указывалось выше, члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность (в случае недостаточности имущества кооператива ответственность возлагается на его членов) по его обязательствам в порядке, предусмотренном уставом кооператива.

Однако собственник учреждения при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения; члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами; пайщики потребительского общества несут субсидиарную ответственность общества в порядке, предусмотренном ГК РФ и уставом потребительского общества.

Если несостоятельность (банкротство) организации вызвана учредителями, на них в случае недостаточности имущества организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ). По общему правилу учредители некоммерческих организаций не несут ответственности по обязательствам организации.

- Налогообложение.

При выборе организационно-правовой формы ведения бизнеса необходимо учитывать, что налогообложение организации зависит в первую очередь от ее вида и от деятельности, которую она осуществляет.

В налогообложении коммерческих и некоммерческих организаций имеются существенные различия. Оценив налоговые последствия, можно прогнозировать расходы, связанные с деятельностью определенного вида организации.

С введением в действие гл. 262 Налогового кодекса РФ на упрощенную систему налогообложения смогут перейти как коммерческие, так и некоммерческие организации (при соблюдении предусмотренных законом требований). Ранее некоммерческие организации были не вправе применять упрощенную схему налогообложения.

Единый налог на вмененный доход применяется для отдельных видов деятельности и только в тех регионах, где он введен, поэтому применение единого налога на вмененный доход не зависит от организационно-правовой формы.

- Учет и отчетность.

При выборе организационно-правовой формы для ведения деятельности необходимо оценить затраты на ведение бухгалтерского учета и представление отчетности.

И коммерческие, и некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет и представляют отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» и приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Помимо бухгалтерской отчетности, коммерческие организации представляют налоговую и статическую отчетность в порядке, установленном законодательством.

Согласно приказу Минфина России от 13 января 2000 г. №4н «О формах бухгалтерской отчетности организации» некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих данных — не представлять отчет об изменениях капитала и приложение к бухгалтерскому балансу. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств.

Для некоммерческих организаций, созданных в форме общественных объединений, предусмотрен упрощенный порядок представления бухгалтерской отчетности (такие организации представляют бухгалтерскую отчетность один раз в год в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств).

Помимо бухгалтерской отчетности, некоммерческие организации представляют налоговую и статическую отчетность в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности коммерческими и некоммерческими организациями имеет некоторые отличия, однако упрощенный порядок представления бухгалтерской отчетности установлен лишь для общественных объединений.

- Минимальный размер имущества организации.

Для организации бизнеса, как уже говорилось выше, необходим стартовый капитал. Причем для некоторых организационно-правовых форм законом предусмотрен его минимальный размер.

Для создания коммерческой организации учредители должны обеспечить минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредитов организации, и сформировать уставный капитал.

Для различных видов коммерческих организаций закон устанавливает определенный минимум уставного капитала:

размер уставного капитала ООО должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

размер уставного капитала ЗАО должен составлять не менее 100 МРОТ;

размер уставного капитала ОАО должен составлять не менее 100 МРОТ.

Уставный капитал коммерческой организации формируется при ее создании: учредители ООО должны оплатить не менее 50% уставного капитала до государственной регистрации общества; учредители ЗАО и ОАО должны оплатить не менее 50% уставного капитала в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Для некоммерческих организаций минимальный размер имущества (уставный капитал) не предусмотрен.

Таким образом.при создании коммерческой организации учредителям необходимо обеспечить наличие установленного законодательством минимального размера имущества, т.е. Оплатить ее уставной капитал.

При создании некоммерческой организации учредителям нет необходимости формировать ее уставный капитал, поэтому создать некоммерческую организацию можно даже в том случае, если изначально у нее нет какого-либо имущества.

- Передача имущества учредителями (участниками) организации.

При введении бизнеса учредители (участники) организации сталкиваются с необходимостью передать организации какое-либо имущество. Такая передача может быть совершена различными способами, которыми потребуют разного юридического оформления. От способа передачи имущества будут зависеть временные и финансовые издержки.

Учредители (участники) ООО и АО могут передать имущество коммерческой организации:

путем внесения вкладов в уставный капитал ООО или приобретения акций, размещаемых АО, при создании общества;

путем внесения вкладов в уставный капитал ООО или приобретения дополнительных акций, размещаемых АО, при увеличении уставного капитал общества.

Участники ООО в соответствии с уставом или решением общего собрания могут вносить вклады в имущество ООО.

Учредители (участники) могут передать имущество некоммерческой организации в виде:

регулярных и единовременных поступления от учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований (для всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций);

добровольных или обязательных членских взносов (для некоммерческих организаций, имеющих членство, таких как потребительское общество, некоммерческое партнерство, ассоциация, общественная организация и др.).

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников) определяется учредительными документами документами организации. И коммерческим, и некоммерческим организациям учредители (участники) могут передать имущество по договорам купли-продажи, дарения, аренды и другим договорам на передачу имущества в собственность или пользование. При этом необходимо иметь в виду, что законом ограничена возможность безвозмездной передачи имущества коммерческой организации от учредителя, который также является коммерческой организацией: согласно ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ, в отношениях между коммерческими организациями.

Таким образом, передача имущества коммерческим организациям возможна, в частности, путем внесения вкладов в уставный капитал ООО или путем приобретения размещаемых АО акций. Если такая передача имущества сопровождается увеличением размера уставного капитала, необходимо вносить изменения в учредительные документы общества. Передача имущества некоммерческим организациям в виде взносов учредителей не требует внесения изменений в учредительные документы. Кроме того, как коммерческой, так и некоммерческой организации имущество может быть передано по гражданско-правовому договору с учетом установленных законом ограничений.

- Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации.

При выборе между коммерческой и некоммерческой организацией для учредителей важным вопросом является возможность получить имущество, переданное организации, при выходе из нее (прекращении участия), а также при ликвидации организации.

Что касается коммерческих организаций (АО, ООО), то их участники в случае выхода из организации имеют обязательственные права, поэтому могут требовать возраста вложенных средств (части имущества организации) при выходе из состава участников организации. ООО обязано выплатить выходящему участнику действительную стоимость его доли либо с согласия участника выдать ему имущество в натуральной форме. Акционеры АО не могут по собственному желанию выйти из общества, однако, в случаях, предусмотренных законом, могут требовать от АО выкупа принадлежащим им акций по рыночной стоимости.

Кроме того, участник ООО вправе продать свою долю в уставном капитале общества или иным образом распорядиться ею.

Акционер вправе продать или иным образом распорядиться принадлежащими ему акциями.

Однако пайщику, выходящему из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты; члены некоммерческого партнерства имеют право получить при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества (в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства), за исключением членских взносов.

Участники коммерческих организаций (АО, ООО) имеют обязательственные права, поэтому могут требовать возврата вложенных средств (часть имущества организации) в случае ее ликвидации.

Участник ООО вправе получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами. Акционер АО имеет право на получение части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами.

Учредители некоммерческой организации не сохраняют прав на переданное организации имущество, поэтому не могут претендовать на получение имущества при выходе из организации или при ее ликвидации.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, а если использование имущества в соответствии с учредительными документами организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Однако закон предусматривает и исключения из данного правила. Так, имущество потребительского общества после удовлетворения требований кредиторов распределяется между пайщиками (за исключением имущества неделимого фонда); при ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, размер которого не превышает размера имущественных взносов членов некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом; имущество учреждения после удовлетворения требований кредиторов передается собственнику.

Итак, при создании коммерческой организации (ООО, АО) учредители вносят вклады в уставный капитал организации, в связи с чем у них возникают обязательственные права в отношении создаваемой ими организации. В случае выхода из коммерческой организации, а также в случае ее ликвидации учредитель (участник) коммерческой организации имеет право на получение причитающейся на его долю части имущества организации.

Учредители (участники) некоммерческой организации не могут претендовать на возврат вложенных средств ни при выходе, ни при ликвидации организации (за исключением таких организационно-правовых форм, как некоммерческое партнерство, потребительское общество и учреждение).

Таким образом, правовое положение учредителей (участников) потребительского общества и некоммерческого партнерства наиболее близко к правовому положению учредителей (участников) коммерческих организаций.

- Управление.

Одним из важных вопросов при выборе организационно-правовой формы предприятия является возможность контролировать его деятельность, а также сформировать структуру органов управления в зависимости от целей и потребностей учредителя. Для различных организационно-правовых форм законом предусмотрена различная структура органов управления, а также разные возможности по осуществлению управления и контроля со стороны учредителя.

Порядок создания предприятия

 

Создания нового предприятия осуществляется в определенном порядке (рисунок 8.3).

Определение состава учредителей и разработка учредительных документов
Заключение учредителями договора о создании и деятельности предприятия
Утверждение устава предприятия, оформление протокола №1
Открытие временного счета в банке
Регистрация предприятия
Передача сведений о предприятий для включения в Государственный реестр
Внесение участниками предприятия полностью своих вкладов в банк
Открытие постоянного счета в банке
Регистрация предприятия в районнойналоговой инспекции
Регистрация предприятия в районной налоговой инспекции
Изготовление круглой печати и углового штампа

 


Рисунок 8.3 - Порядок создания нового предприятия

На начальном этапе определяется состав учредителей. При под­боре учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую, порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.

Далее разрабатываются учредительные документы, которые в Зависимости от выбранной организационной формы будут различными.

Для ТОО разрабатывается учредительный договор, в котором устанавливаются механизм управления фирмой, отношения между участниками, правила распределения прибыли, условия ликвида­ции (реорганизации) фирмы, способы изменения состава учреди­телей, в качестве которых выступают физические или юридические лица, создающие организацию.

Для ООО или АО требуется уже два документа: устав предпри­ятия и учредительный договор о создании и деятельности предпри­ятия.

Как уже говорилось, в уставе указываются:

организационно-правовая форма;

предмет, цели и задачи деятельности предприятия;

фирменное наименование и адрес;

состав учредителей;

уставный капитал;

состав и порядок формирования имущества.

Устав утверждается на общем собрании.

Учредительные документы регулируют деятельность предпри­ятия, поэтому они, как правило, разрабатываются подробно, в развернутой форме.

К разработке учредительных документов целесообразно при­влечь квалифицированных специалистов, в частности юристов, поскольку впоследствии могут возникнуть сложности не тать ко при регистрации, но и в процессе работы предпринимателя. Об­ращение к специалистам требует расходов, поэтому в некоторых случаях предприниматели составляют такие документы самостоя­тельно.

Наряду с этим оформляется протекал № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной ко­миссии.

В протоколе указываются фамилия, имя, отчество каждого при­сутствующего учредителя. В нем также должно быть указано об организации предприятия и его наименовании ио принятии Устава.

Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по, месту своего учреждения.

Право государственной регистрации принадлежит специальным органам в составе муниципальных властей. Это может быть регист­рационная палата или какой-либо другой орган местной власти.

Для государственной регистрации в компетентный орган пред­ставляются следующие документы:

заявление учредителя (или учредителей) о регистрации; устав предприятия;

решение о создании предприятия (решение принимается на со­брании учредителей и оформляется протоколом);

договор учредителей о создании и деятельности предприятия; свидетельство об оплате государственной пошлины.

Протокол подписывается учредителем и поступает вместе с другими документами на регистрацию. Государственная регистра­ция — услуга платная, поэтому к документам прилагают квитан­цию об уплате пошлины.

После регистрации предприниматель получает временное сви­детельство о регистрации (на 30 дней). В течение этого срока он должен:

получить код ОКПО и ОКОНХ — общереспубликанские клас­сификаторы предприятий и организаций (и по виду деятельно­сти — ОКОНХ) в органах Госкомстата;

встать на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации (и в Пенсионный фонд РФ);

получить справку в Минфине России (или ее органах) о внесе­нии предприятия в Единый государственный реестр;

открыть текущий счет в банке и внести на этот счет 50% устав­ного фонда;

получить разрешение в органах МВД на изготовление печати; заказать печать.

Через 30 дней предприниматель возвращает временное свиде­тельство со всеми необходимыми отметками и справками в Регистра­ционную палату и взамен этого получает постоянное свидетельство.

На заключительном этапе создания нового предприятия его, участники полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке.

Только после этих формальностей предприятие начинает рабо­тать как самостоятельный субъект и приобретает статус юридиче­ского лица.

Если предприятие создается как АО, то его учредителям пред­стоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей под­писке, где указывают предмет, цели и сроки деятельности будуще­го АО, состав учредителей и дату проведения учредительной кон­ференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и оконча­ния подписки на акции и другие требуемые сведения. Подписав­шиеся на акции обязаны до дня созыва учредительной конферен­ции внести не менее 30% их номинальной стоимости. Если все ак­ции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации АО.

Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит: создание АО; утверждение устава АО;

утверждение размера уставного фонда по завершении подпис­ки на акции;

выборы руководящих органов АО и др.

После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного АО, и оно может на­чинать функционировать.

Контрольные вопросы

1) Каковы общие условия создания собственного дела?

2) Назовите основные принципы организации собственного дела.

3) Каковы этапы создания собственного дела?

4) Что такое предпринимательская идея?

5) В чем состоит сущность лизинга?

6) Каковы виды лизинга? В чем их особенности?

7) Каковы объекты и субъекты лизинговых сделок?

8) Раскройте сущность франчайзинга. Каковы его преимущества и недостатки?

9) Какие критерии необходимы для выбора организационно-право­вой формы предприятия? Охарактеризуйте их.

10) Каков порядок оформления предприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: