Россия и мир в XXIвеке (2000-2012). 1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства

1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Глобальные проблемы современности.

2. Модернизация общественно-политических отношений в России.

3. Социально-экономическое положение Российской Федерации.

4. Эволюция внешней политики Российской Федерации.

Основные понятия:

правовое государство, гражданское общество, глобализация, гуманизация в образовании, национальные проекты, инновация, интеграция, Государственный совет, монетизация льгот, «Единая Россия», вертикаль власти, федеральные округа, стабилизационный фонд, Международный валютный фонд (МВФ), олигархи, международный терроризм.

Основная литература:

1. Всемирная история / гл. ред. А.О. Чубарьян. – М: Наука, 2011-2014. – Т. 1-6.

2. Деревянко А.П.История России: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 567 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012 –768 с.

4. Кузнецов И.Н. Отечественная Россия: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 815 с.

5. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 608 с.

6. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2015. – 528 с.

7. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие по дисциплине «История» для студ. вузов неисторических факультетов. – М.: Кнорус, 2015. – 544 с.

Дополнительная литература:

1. Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит. М.,2010.

2. Гребениченко С.Ф., Давыдов В.П. Преемничество – преемственность? // Социально-гуманитарные знания. М., 2007, №3.

3. От Ельцина до Путина. Три эпохи в историческом сознании россиян. М.,2007.

4. От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000.

5. Перегудов С.П. Корпорация, общество, государство: эволюция отношений. М., 2003.

6. Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.

7. Россия: экономические проблемы в условиях глобализации. М.,2005.

8. Саква Р. Путин: выбор России. М.,2007.

9. Филиппов А.В. Новейшая история России. 1945-2006 гг. Книга для учителя. М., 2007.

10. Ясин Е. Приживется ли демократия в России? М., 2005.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ВАРИАНТ 1.

1. Основные этапы экономического развития России, их особенности.

2. Сравните основные российские партии начала XX века (эсеры, большевики и меньшевики, кадеты, октябристы, монархисты): выделите сходства и различия. Параметры для сравнения – истоки и возникновение, лидеры, организационная структура, основные положения программы (будущее государственное устройство, рабочий, аграрный, национальный вопросы и др.), социальная база, тактика, участие в работе Госдумы, поведение в 1917 году.

3. Почему, на ваш взгляд, распался СССР? Каковы последствия разрушения Советского Союза?

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей деревни, города (моего предприятия, моего хозяйства на различных этапах развития российского государства.)».

ВАРИАНТ 2.

1. Охарактеризуйте и сравните три типа княжеств (Новгородское княжество, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество) в период политической раздробленности на Руси: выделите сходства и различия. Объясните, каким образом особенности этих княжествповлияли на их дальнейшую судьбу.

2. Особенности развития капитализма в России (XIX – начало XX века).

3. Оцените историческое значение Октябрьской революции 1917 года.

Каким образом большевикам удалось прийти к власти, удержать ее в

чрезвычайных условиях и модернизировать страну, превратив ее во

вторую сверхдержаву в мире? Почему все-таки СССР распался?

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История раз-

вития образования в моей деревне, районе, городе)».

ВАРИАНТ 3.

1. Покажите положительные и отрицательные стороны русской крестьянской общины.

2. Проследите эволюцию советского строя, созданного большевиками

(государственное устройство, политический режим, национальная

политика, экономика, внешняя политика, культура).

4. В чем сходство положения нашей страны конца XIX – начала XX вв.

и конца XX – начала XXI вв.? Свой ответ обоснуйте.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «Социально-

экономическое развитие района, города в предвоенные годы».

ВАРИАНТ 4.

1. Проследите изменения социальной организации российского общества (основные категории населения, взаимоотношения власти и общества), начиная с периода Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Объясните причины происходивших изменений в социальной структуре в тот или иной период.

2. Покажите достоинства и недостатки советского строя, который сло-

жился в СССР.

3. Реформы Петра I: что они принесли России?

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «Развитие сельского хозяйства в моем районе в предвоенные годы».

ВАРИАНТ 5.

1.Значение природно-климатического и географического факторов в исто-

рии России и формировании менталитета русского народа.

2.Сравните основные направления общественного движения России XIX в.

века (декабристы, западники и славянофилы, народники, социал-демо-краты): выделите общее и особенное (в том числе и внутри направления, например, между западниками и славянофилами). Какова роль каждого из направлений в истории России?

3. В чем наша страна достигла определенных успехов за время своего су-ществования, а в чем – не преуспела? Почему? В чем вы видите пер-спективы развития России в будущем?

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей

деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».

ВАРИАНТ 6.

1. Роль православия в истории России.

2. Сравните российские революции начала XX в. (1905-1907 гг., Фев-ральская и Октябрьская 1917 г.): выделите сходства и отличия (параметры для сравнения – причины революций, цели и задачи, их характер, движущие силы, ход событий, результаты).

3. Сравните два периода истории России: конца XVI – начала XVII века и

конца ХХ – начала XXI века. Почему их часто называют Смутой?

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей

деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».

ВАРИАНТ 7.

1. Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды. Влияние ордынского

ига на российскую историю.

2. Найдите сходства и различия в модернизациях России при Петре I и

И.В. Сталине.

3. Почему СССР проиграл «холодную войну»? В чем причины нараста-

ния кризисных явлений в СССР в 70-80-х гг. XX века? Какова роль со-

ветской элиты в этих процессах?

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей

деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».

ВАРИАНТ 8.

1. Особенности феодализма в России.

2. Россия в годы радикальной социально-экономической модернизации

1990-х гг.: причины, сущность, итоги. Можно ли назвать эти карди-

нальные перемены модернизацией? Объясните свой ответ, проследив

изменения во всех сферах общественной жизни (перестройка полити-

ческой системы, либерализация экономики и приватизация, культура в

рыночных условиях, внешнеполитическая деятельность в условиях но-

вой геополитической реальности).

3. Был ли социализм в СССР реальностью? Приведите аргументы за или

против.

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей

деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».

ВАРИАНТ 9.

1. Сделайте сравнительный анализ Киевской Руси (IX-XI вв.), древнерус-

ских земель периода политической раздробленности (XII-XV вв.), Мо-

сковского государства (XVI-XVII вв.) и Российской империи (XVIII –

начало XX века). Параметры для сравнения – государственное устрой-

ство, законодательство, экономика, основные категории населения,

церковный вопрос, основные тенденции развития культуры, основные

направления внешней политики.

2. Индустриализация России при С.Ю. Витте и при И.В. Сталине: сходст-

ва и различия. Покажите взаимосвязь между индустриализацией и кол-

лективизацией в СССР (конец 20-х – 30-е гг. ХХ века).

3. Какое, на ваш взгляд, историческое место России в мировой цивилиза-

ции (оцените, каким оно было прежде, и какое – в настоящее время)?

Свой ответ обоснуйте.

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей

деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».

ВАРИАНТ 10.

1. Крепостное право на Руси: понятие, причины и этапы установления,

развитие, последствия существования. Этапы решения крестьянского

вопроса.

2. Проследите эволюцию Российской империи с петровских реформ на-

чала XVIII века до 1917 года по таким параметрам, как государствен-

ное управление, законодательство, социальная структура, экономика,

основные направления внешней политики, система образования.

3. Какова роль ХХ века в мировой и российской истории?

4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей

деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: