Задания к АКР базируется на объеме знаний, полученных студентами при изучении дисциплины «Гражданская защита», а также основываются на их теоретической и практической подготовке, полученной при обучении в ВУЗе на младших курсах и в период прохождения плавательной практики.
Задание включает краткое изложение сценария возникновения ЧС, необходимые исходные данные и постановочные вопросы, касающиеся прогнозирования последствий ЧС и мер по снижению возможных потерь среди экипажа судна. Варианты заданий приведены в приложении 1.
Выполнение АКР предусматривает проведение расчетов по прогнозированию развития чрезвычайной ситуации, связанной с заражением опасными химическими веществами при аварии (разрушении, взрыве) на объекте морского транспорта. На основании полученных данных выполняется оценка влияния последствий ЧС на деятельность объекта морского транспорта, в том числе морского судна, которое может, во-первых, оказаться в опасной зоне или в непосредственной близости от нее, а во-вторых, само может являться источником опасности.
|
|
Методика прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций на объектах морского транспорта приведена в приложении 1.
В ходе выполнения АКР студенты должны:
- изучить данные методические указания, задание на выполнение АКРи ознакомиться с рекомендованной литературой, перечень которой приведен в приложении 3;
- выполнить необходимые расчеты и провести анализ полученных результатов;
- оформить АКР и сдать ее на проверку.
В результате выполнения АКР студенты должны усвоить существующие методы и технологии по прогнозированию ЧС и обоснованию комплекса мероприятий, направленных на отклонение ЧС или снижение ее последствий, защиту людей и материальных ценностей.
Содержание АКР
Содержание АКР должно включать:
А) Исходные данные (сценарий возникновения ЧСна объекте морского транспорта);
Б) Основную часть (оценка масштабов химического заражения территории):
1. Определение степени вертикальной устойчивости воздуха;
2. Расчет эквивалентного количества СДЯВ в первичном облаке;
3. Расчет площади разлива, продолжительности поражающего действия и эквивалентного количества СДЯВ во вторичном облаке;
4. Определение глубины и площади зоны заражения;
5. Расчет глубин распространения облака СДЯВ в поражающих концентрациях;
6. Расчет времени подхода зараженного воздуха к объекту;
7. Графическое изображение зон химического заражения;
В) Рекомендуемые мероприятия для уменьшения людских потерь.
Приложение 1
Методика прогнозирования
Последствий чрезвычайных ситуаций
|
|
На объектах морского транспорта
Общие положения
1.1. Методика прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций на объектах морского транспорта (далее – методика) позволяет осуществлять заблаговременное и оперативное прогнозирование масштабов заражения на случай выбросов сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ)в окружающую среду при авариях (разрушениях, взрывах)на технологических емкостях и хранилищах, а также при транспортировке морским и другими видами транспорта.
1.2. Методика составлена с учетом требований и рекомендаций национальных и международных документов, в том числе:
• Закона Украины «О перевозке опасных грузов»;
• Методики прогнозирования последствий разлива (выброса) опасных химических веществ при авариях на промышленных объектах и транспорте, утвержденной совместным приказом Министерства чрезвычайных ситуаций, Министерства аграрной политики, Министерства экономики, Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 27.03.2001 г. № 73/82/64/122;
• Руководящего нормативного документа морского транспорта Украины «Наставление по предотвращению заражения и спецобработке судов морского и речного транспорта Украины (ПЗЗС-94).
• Методики прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте (РД 52.04.253-90).;
• Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ);
• Международной конвенции об охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);
• Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ).
1.3. Масштабы заражения СДЯВ в зависимости от их физических свойств и агрегатного состояния рассчитываются для первичного и вторичного облаков:
для сжиженных газов - отдельно для первичного и вторичного; для сжатых газов - только для первичного; для ядовитых жидкостей, кипящих выше температуры окружающей среды, - только для вторичного.
1.4. Принятые допущения
Методика распространяется на случай выброса СДЯВ в атмосферу в газообразном, парообразном или аэрозольном состоянии.
Емкости, содержащие СДЯВ, при авариях разрушаются полностью.
Толщина h слоя жидкости для СДЯВ, разлившихся свободно на подстилающей поверхности, принимается равной 0,05 м по всей площади разлива; для СДЯВ, разлившихся в поддон или обваловку, определяется следующим образом:
h = H - 0,2,
где: H - высота поддона (обваловки), м.
Предельное время пребывания людей в зоне заражения и продолжительность сохранения неизменными метеорологических условий (степени вертикальной устойчивости атмосферы, направления и скорости ветра) составляет 4 ч. По истечении указанного времени прогноз обстановки должен уточняться.
1.5. Методика в значительной мере реализована в виде таблиц, что исключает необходимость проведения длительных расчетов и дает возможность оперативно осуществлять прогнозирование масштабов химического заражения.