Вид профессиональной деятельности. Задачи профессиональной деятельности

№пп Вид профессиональной деятельности Задачи профессиональной деятельности Компетенции
1.     ОК  
ОПК  
ПК  
2.     ОК  
ОПК  
ПК  
3…        
   
   

ПРИМЕЧАНИЕ! ФГОС ВО (по соответствующему направлению подготовки студентов) необходимо скачать на сайте nvsu.ru в разделе «Сведения об образовательной деятельности».

 

Тема семинарского/практического занятия № 3:

«Личностное и профессиональное развитие человека»

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

1. Личностное развитие человека. Характеристики процесса личностного развития.

2. Стадии профессионального становления личности (Э.Ф.Зеер).

3. Кризисы профессионального развития.

4. Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное развитие.

 

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Каковы факторы, способствующие/препятствующие личностному развитию?

2. В чем заключаются риски развития личности в новой информационной среде?

3. В чем заключаются противоречия профессионального развития?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести обзор сайтов и разработать каталог интернет-ресурсов по теме «Личностное и профессиональное развитие человека».

 

2. Из предложенных вариантов выделите особенности, отражающие поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Внесите в таблицу (Таблица 1). Дайте обоснование своего выбора.

Таблица 1

Особенности, отражающие поведение индивида и личности

Особенности, отражающие поведение индивида особенности, отражающие поведение личности
   
   

Варианты:

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в овладении новым двигательным навыком (По В. С. Мерлину.).

 

3. Предложенные образцы проявления в поведении свойств индивида и свойств личности внесите в таблицу согласно заголовкам столбцов (Таблица 2).

1. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По Ильиной А. И. и Палею И. М.)

2. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и личной жизнью.

3. Гражданин М. вступил в политическую партию.

4. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

5. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

6. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос. (По В. С. Мерлину.).

 

Таблица 2

Проявление в поведении свойств индивида и свойств личности

Проявление в поведении свойств индивида Проявление в поведении свойств личности
   
   
   

4. Профессиональная «Я-концепция».

Инструкция:

1. Лист бумаги разделите на три части.

2. Изобразите себя: «Я-реальное» (на данном этапе профессионального развития); Я-идеальное, Я - глазами других (Я-зеркальное).

3. Опишите себя таким, какой Вы есть; каким хотели быть; каким Вас видят другие люди.

4. Ответьте на вопросы:

- Чем отличается идеальный образ Вас в профессии от реального?

- Как формируют профессиональную «Я-концепцию» мнения других людей?

- Какие функции выполняет каждый из элементов профессиональной «Я-концепции»?

 

5. Разработать «Образ «Я».

Инструкция:

1. В центре листа бумаги нарисуйте солнце, в центре солнечного круга – крупную букву «Я».

2. На «лучах солнца» запишите продолжение предложений (через призму будущей профессиональной деятельности):

- Мое любимое занятие …

- Лучше всего я умею…

- Лучше всего я смогу…

- У меня есть способность к …

- Когда я сержусь, я… и т.д.

3. Ответьте на вопросы:

- Как соотносятся понятия «Я-образ» и профессиональная «Я-концепция»?

- Каковы роль и значение такой подструктуры, как «Мое», в профессиональной «Я-концепции» личности?

- Какие «Я-образы» актуализируются легче, какие труднее?

- Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных «Я-образов»?

 

6. «Негативное и позитивное Я».

Инструкция:

1. Запишите на листе бумаги список причин, по которым Вы не можете полюбить себя (например, «Любить себя нескромно» и прочее), а также предложения, содержащие негативные высказывания близких людей. Таким образом, Вы получите список недостатков, приписываемых себе самим человеком.

2. Ответьте на вопросы:

- Как и когда формируется негативная «Я-концепция»?

- Как могут повлиять на ее формирование другие люди?

- Как соотносится «Я-концепция» и самооценка?

- Как влияют позитивная и негативная «Яконцепция» на поведение?

- Почему важно любить и уважать себя?

- Как в недостатках можно увидеть достоинства?

 

7. Записать на листе бумаги продолжение предложения:

- «Я подарок для себя самого, так как я …».

- «Я подарок для других, так как я …».

 

 

Тема семинарского/практического занятия № 4:

«Профессиональное самоопределение личности»

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

  1. Актуальность новых требований к работнику.
  2. Нормативно-правовая и научно-методическая основа.
  3. Сущность понятий: «самоопределение, профессиональное самоопределение».
  4. Этапы профессионального самоопределения.
  5. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить глоссарий по теме: самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, производственная адаптация, социальная адаптация, карьера, личный профессиональный план.Ссылки на источник информации оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Дайте характеристику каждого из актуальных качеств работника(по версии журнала «Forbes»). Заполните таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

№ пп Качества работника, актуальные в ХХI веке (по версии журнала Forbes) Характеристика качества работника
1. Критическое мышление.  
2. Комплексный подход к решению проблем.  
3. Оценка вариантов решений.  
4. Принятие решений.  
5. Умение слушать и вникать в суть.  
6. Знание компьютеров и программ.  
7. Математика. Умение применять на практике.  
8. Системный анализ.  
9. Мониторинг и оценка деятельности себя, других людей и организаций.  
10. Программирование. Написание компьютерных программ.  
11. Знание системы продаж и маркетинга.  

 

3. Обозначьте свою позицию (точку зрения) относительно важных качеств работника (по версии журнала «Forbes»). Заполните таблицу (Таблица 2).

Таблица 2

№ пп Качества работника, актуальные в ХХI веке (по версии журнала Forbes) Комментарии
Позиция «ЗА» Позиция «ПРОТИВ»
1. Критическое мышление.    
2. Комплексный подход к решению проблем.    
3. Оценка вариантов решений.    
4. Принятие решений.    
5. Умение слушать и вникать в суть.    
6. Знание компьютеров и программ.    
7. Математика. Умение применять на практике.    
8. Системный анализ.    
9. Мониторинг и оценка деятельности себя, других людей и организаций.    
10. Программирование. Написание компьютерных программ.    
11. Знание системы продаж и маркетинга.    

 

4. Используя материал, представленный на лекционном занятии (в презентации по теме), выделите собственные требования к молодым специалистам (не менее 5). Обоснуйте свой выбор. Заполните таблицу (Таблица 3).

Таблица 3

№ пп Ваши требования к молодым специалистам Обоснование требования (Почему выдвинутое требование актуально сегодня?)
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

 

 

5. Опираясь на собственный опыт и теоретический материал по теме, составьте «Рекомендации выпускникам при выборе будущей профессии».

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ ПРИ ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ:

 

Тема семинарского/практического занятия № 5:

«Психология субъекта профессиональной деятельности»

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера.

2. Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

3. Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности. Способности как фактор профессиональной деятельности.

4. Мышление в практической деятельности.

5. Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

6. Интеллект как регулятор профессиональной деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти в научной литературе и выписать определения базовых понятий темы: сенсорная система человека, анализаторы, психические процессы,психические свойства личности, психические состояния, познавательные психические процессы, регулятивные психические процессы, к оммуникативные психические процессы, сензитивность).Ссылки на источники информации и нормативные документы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Найти в научной литературе определения познавательных психических процессов. Заполнить таблицу (Таблица 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: