Модель копинг-профилактики наркоманий (Р. Лазаpyc, Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский)

Базовые положения модели. Согласно теории Р. Лазаруса каждый человек находит собственные способы справляться со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личного опыта (личностные ресурсы или личностные навыки). В зависимости от используемых стратегий и ресурсов у него могут развиваться разные формы поведения, как адаптивные, так и дезадаптивные. Развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем помогает подросткам не включаться в употребление ПАВ.
Суть профилактики. Основной целью копинг-профилактики является развитие осознания, понимания собственного выбора, выработка наиболее оптимального и эффективного для этого человека решения. Задачами профилактической работы являются развитие и модификация поведенческих стратегий, способствующих адаптации требованиям социальном среды. К таким стратегиям относятся стратегии разрешении личностных проблем, поиска и оказания социальной поддержки, а также стратегии избегания вовлечения в наркотизацию.

Также важное место занимает работа по развитию ресурсов личности и социальной среды, с помощью которых можно делать «здоровый и осмысленный поведенческий выбор». К таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять оценку проблемной ситуации, сформированность позитивной Я-концепции (самооценки, самоуважения, самоэффективности), способность самостоятельно контролировать свое поведение, умение сопереживать, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетенции «восприятия и оказания социальной поддержки.

- Модель «Установка к употреблению ПАВ (Э.Е.Бехтель, А.Г. Макеева)

Базовые положения модели. Исследования отечественных ученых дают основания говорить о наличии определенной установки к употреблению того или иного психоактивного вещества, которая формируется до начала употребления в процессе социализации ребенка и определяет в дальнейшем его поведение.
Установка к употреблению психоактивных вещей определяется как отношение к психоактивным веществам; отношение к изменению состояния человека под воздействием того или иного психоактивного вещества, обычаям и всем атрибутам их употребления, а также сформировавшаяся под влиянием этого отношения готовность вести себя определенным образом в ситуациях, связанных с употреблением того или иного психоактивного вещества.

Л.Г. Макеева (2005) выделяет в структуре установки к употреблению психоактивных веществ три компонента: информационный, оценочный и поведенческий.

Первый информационный компонент содержит данные о видах наркогенных веществ и их физических свойствах, информацию о нормах и образцах наркогенной субкультуры (осведомленность о способах употребления, о смысле символических действий, представление о людях, употребляющих психоактивные вещества), систему нормативных оценок наркотизма (отношение к его различным проявлениям в ближайшем социальном окружении, в обществе, социальные и юридические аспекты наркотизма). Информация способна вносить свой вклад в регуляцию поведения только тогда, когда становится личностно значимой. Это осуществляется в ходе формирования оценочного компонента установки, связанный с характером отношений ребенка к носителю информации о новом объекте. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя — является для ребенка объектом любви и уважения.

Третий компонент установки — поведенческий. Этот компонент реальное или предполагаемое поведение в наркогенной ситуации. Термин «наркогенная ситуация» предложен Д.В.Колесовым для обозначения моментов общения, в которые человек подвергается усиленному давлению в пользу пробы наркотического вещества, то есть ситуаций предложения употребления.

Суть профилактики
Профилактическая деятельность сводиться к формированию и укреплению антинаркотических установок. Усилия сосредотачиваются в основном на первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами, основным адресатом профилактики являются дети старшего дошкольного (Сирота, Ялтонский, 2005).

Анализируя современные литературные источники по проблеме алкогольной и наркотической зависимости можно сделать следующий вывод. Психологи, специалисты в области работы с подростками девиантного поведения, каких бы взглядов и теорий они не придерживались, уделяют много внимания разбору причин, влияющих на выбор аддиктивного пути. Чаще всего эти причины зависят от неумения подростка справляться с жизненными трудностями, идущими, в первую очередь, из их семейного неблагополучия и неуверенности в себе. Однако большое влияние на распространение наркотиков оказывает и кризис, протекающий в обществе: ценностный и экономический.

Увеличение угрозы для подростков со стороны наркомании заставляет взрослых всерьез задуматься и разрабатывать действенные способы по профилактике зависимости токсикоманий и наркоманий среди подрастающего поколения, а также формировать у него мотивацию на здоровый образ жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: