• ценовая (изменение индивидуальной цены относительно рыночной)
• не ценовая (различие в товарах и услугах, удовлетворяющих одну и ту же
потребность). Делится на
• реальную конкуренцию (различие товаров):
• повышение качества.
• техническое превосходство.
• характер услуг и гарантий.
• мнимую (реклама и бренды)
• Методы сбыта (часы работы, место)
• Упаковка и тп…
• Неэкономическая конкуренция (запрещена законом) шпионаж и антиреклама…
31. Совершенная конкуренция.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
- однородность и делимость продаваемой продукции
- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
- высокая мобильность факторов производства
- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
32. Монополия.
Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец,
контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого
заменителя.
Сущность: Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма
осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии
понятия фирма и отрасль отпадают. Если обратить внимание на монополистические
образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия,
объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное
количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее
положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь
наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
33. Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.
34. Олигополия.
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас
», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.Свойства олигополии
- Доминирование на рынке небольшого количества продавцов- олигополистов
- Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
- Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
- Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
- Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
- Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
- В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.
35. Антимонопольное законодательство.
Конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.
Современная юридическая доктрина выделяет понятие «Конкурентное право», изучающееся в курсе предпринимательского права.
36. Спрос на факторы производства.
37. Рынок труда.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда
возможен только при условии. что рабочий является собственником своей способности к
труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Структуры рынка труда:
1. конкурентный рынок (ни продавцы рабочей силы, ни покупатели не способны влиять
на уровень з.п.)
2. монопсоническая (монополия потребителя).
С лекций:
Существует профсоюзная модель рынка труда – продажа труда коллективная. Это выгодно
тем, что профсоюзы способны бороться как за уменьшение, так и за увеличение
спроса/предложения.