Формы и методы конкуретной борьбы (по лекциям)

• ценовая (изменение индивидуальной цены относительно рыночной)

• не ценовая (различие в товарах и услугах, удовлетворяющих одну и ту же

потребность). Делится на

реальную конкуренцию (различие товаров):

• повышение качества.

• техническое превосходство.

• характер услуг и гарантий.

мнимую (реклама и бренды)

• Методы сбыта (часы работы, место)

• Упаковка и тп…

• Неэкономическая конкуренция (запрещена законом) шпионаж и антиреклама…

 

31. Совершенная конкуренция.

 

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

 

 

32. Монополия.

 

Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец,

контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого

заменителя.

Сущность: Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма

осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии

понятия фирма и отрасль отпадают. Если обратить внимание на монополистические

образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия,

объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное

количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее

положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь

наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

 

33. Монополистическая конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

 

34. Олигополия.

 

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас

», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
 

Свойства олигополии

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов- олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

 

 

35. Антимонопольное законодательство.

 

Конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Современная юридическая доктрина выделяет понятие «Конкурентное право», изучающееся в курсе предпринимательского права.

 

 

36. Спрос на факторы производства.

 

37. Рынок труда.

 

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда

возможен только при условии. что рабочий является собственником своей способности к

труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Структуры рынка труда:

1. конкурентный рынок (ни продавцы рабочей силы, ни покупатели не способны влиять

на уровень з.п.)

2. монопсоническая (монополия потребителя).

С лекций:

Существует профсоюзная модель рынка труда – продажа труда коллективная. Это выгодно

тем, что профсоюзы способны бороться как за уменьшение, так и за увеличение

спроса/предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: