Кражи в магазине бывают внешними и внутренними. Кражи покупателей составляют 50% от общего числа. Около 40%, как правило, дело рук кассиров, продавцов, работников склада. До 10% приходится на воровство администрации торговых точек.
Ø Покупатели-несуны делятся на группы:
· Профессионалы -зарабатывают на жизнь воровством, перепродают краденое скупщикам либо воруют на заказ определенные, чаще всего дорогие, товары.
· Школьники и студенты -воруют мелкие сладости и сувениры либо едят конфеты, чипсы и прочие продукты, не оплачивая.
· Клептоманы -Получают удовольствие от процесса кражи. Как правило, воруют неоднократно.
· Шоплифтеры - воруют ради развлечения.
Некоторые граждане идут на преступление под воздействием алкогольного или наркотического опьянения. Заметить воров из этой категории можно невооруженным глазом.
Ø Популярные способы воровства среди посетителей магазинов.
ü Самый распространенный и простой вариант - поедание продуктов прямо в торговом зале. Этим часто промышляют не только покупатели, но и сотрудники магазина.
ü Одежду выносят на себе, старую обувь прячут в коробки из-под новой.
ü Для выноса товара используют сумки с фольгой и двойным дном, тайники, детские коляски.
ü Ценники с дешевого товара переклеивают на дорогой, предъявляют чек на аналогичный товар из другого магазина.
ü В упаковку дешевого товара перекладывают дорогой товар.
ü Более мелкий товар прячут в более крупном. Для этого используются самые разнообразные предметы.
ü Работают в паре или группами, отвлекают внимание сотрудников: имитируют приступ, скандал, драку.
Ø Профилактика ипрактические советы, для защиты магазина от краж посетителей.
Для того чтобы противостоять воровству посетителей нужно применить комплекс мер.
Профилактика | Практические советы |
§ При планировке магазина старайтесь устранить плохо просматриваемые “закоулки”, обеспечьте хорошее освещение. | · Встречайте и приветствуйте посетителей, старайтесь установить зрительный контакт. |
§ Установите системы видеонаблюдения, с помощью которых можно контролировать торговый зал и кассовые зоны. | · При оформлении продажи проверяйте соответствие товаров их штрих-кодам, используйте ценники, которые сложно переклеить. |
§ Для более эффективной защиты оборудуйте магазин противокражными рамками и зеркалами для труднообозримых участков. Рамки лучше всего размещать на выходе из магазина, а, если позволяет площадь магазина, то - в прикассовой зоне. | · Дорогие товары расставляйте в закрытые витрины либо оснащайте дополнительными мерами защиты - датчиками, скрытыми этикетками. |
§ Простое объявление “Улыбнитесь, Вас снимает видеокамера” может спугнуть вора. | · Обращайте внимание на посетителей в мешковатой одежде, которые хаотично бродят по торговому залу. |
§ Обучите сотрудников способам обнаружения потенциальных похитителей, расскажите об основных обманных схемах покупателей. Бдительность персонала - это главное. | · Не выставляйте дорогие товары близко к входу в магазин. |
· Проверяйте содержимое легко открывающихся упаковок с товаром, не наклеивайте ценники на крышки. | |
· Считайте вещи, которые посетители берут для примерки. | |
· Если магазин посетила группа покупателей, которые попытались устроить скандал, не покидайте рабочих мест и не оставляйте открытыми кассы. |
Когда лимит, отведенный на потери от воровства, превышен, многие владельцы магазинов вычитают недостачу из зарплаты сотрудников. Норма зависит от типа магазина и товаров, которые там продаются, и варьируется от 1 до 5% от оборота. Более гуманный способ борьбы с воровством - премировать персонал за предотвращение краж.
Ø Убытки из-за воровства сотрудников.
Принципиальных людей, которые ни при каких обстоятельствах не возьмут чужое, очень мало. В основном поведение сотрудников зависит от того, есть ли возможность для воровства. Некоторые продавцы и кассиры считают, что непробитый чек - это не кража, а приятный бонус за трудную работу.
Варианты воровства персонала | Меры борьбы |
§ Намеренные ошибки при приемке, продажа “неучтенного” товара | § Установка видеонаблюдения между торговым залом и складскими помещениями позволит наблюдать за действиями продавца. С помощью видеокамер можно отслеживать подозрительные операции и выявить недобросовестных кассиров (отмена, скидки, ввод штрих-кода вручную, возвраты). |
§ Переклеивание штрих-кодов. | § Создайте такую атмосферу в коллективе, чтобы у сотрудников не возникало мысли, что из магазина можно украсть. Люди должны понимать, что воровать - позорно. |
§ Продажа товаров по завышенным ценам. | § Настройка прав доступа в кассовой программе также поможет контролировать деятельность сотрудников. |
§ Списание скоропортящегося товара раньше времени, порча товарной упаковки для дальнейшего списания. | § Следите, чтобы на рабочем месте кассира не было лишних товаров, бумаг и других предметов. Не позволяйте нарушать правила работы с наличными деньгами. |
§ Появление лишних товаров в чеке. После ухода покупателя кассир делает отмену чека и разницу кладет себе в карман. | § Применяйте административные меры воздействия: рассказывайте персоналу об ответственности и правовых нюансах, проводите обучение, задействуйте систему тайных покупателей. Будьте внимательны с сотрудниками. |
§ Продажа дополнительного товара без чека. | |
§ Использование персональных скидок (товар продается по полной цене, а пробивается со скидкой). | |
§ Вступление в сговор с поставщиками - закупка товаров по завышенным ценам, подделка накладных, махинации с возвратами, списанием и т.д. | |
§ Кроме того, количество полученных товаров может быть неполным в результате ошибок во время погрузки, украсть товары могут при разгрузке и со склада. | |
§ Иногда сотрудники магазина берут товары попользоваться, а потом выставляют обратно на продажу. |
Вывод:
Для того чтобы снизить вероятность краж в магазине, все средства хороши: качественное техническое оснащение, правильная планировка, знание основных мошеннических схем, бдительность персонала и внимательность владельца. Борьба с воровством потребует определенных вложений и усилий, но, в конечном итоге, результат положительно отразится на прибыли и репутации магазина.