Донбасская юридическая академия
Международно-правовой факультет
Кафедра теории и истории государства и права
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ТИГП
П.И. Павленко
“___”_______2016 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО «ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Для студентов факультета заочного обучения ДЮА
Рассмотрено и утверждено Подготовил: Заведующий кафедрой
на заседании кафедры ТИГП П.И. Павленко
от 06 ноября 2015 г.
протокол № 3
М. Донецк – 2016
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия являются одним из основных звеньев процесса изучения курса «Теория государства и права». Цель занятий заключается в уяснении и усвоении студентами важнейших правовых категорий и понятий, выработанных юриспруденцией и имеющих принципиальное методологическое и практическое значение для всего комплекса правовых наук.
Семинарское занятие – вид учебного занятия, на котором преподаватель организует дискуссию по предварительно определенным проблемам, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Семинарские занятия проводятся в аудиториях или в учебных кабинетах с одной академической группой.
|
|
Перечень тем семинарских занятий определяется программой учебной дисциплины. На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает качество выполнения студентами индивидуальных заданий, их выступления, активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию и т.п. Оценки за каждое семинарское занятие вносятся в соответствующий журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплине.
В ходе семинаров студент закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, приобретает навыки научного мышления, обработки общей и специальной информации о праве, умение последовательно, четко и аргументировано излагать свои мысли, отстаивать собственные позиции.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо просмотреть основные вопросы плана семинара. Начиная подготовку к семинарскому занятию, студентам необходимо, прежде всего, посмотреть конспекты лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать конспекты семинарских занятий по рекомендованным источникам.
|
|
Конспекты семинарских занятий имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.
Ведение конспекта способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего конспекты, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.
При конспектировании можно использовать следующие формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
При ведении конспекта важно развивать умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал, а также составлять конспект с учетом своего будущего устного выступления.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта, тем более учебника. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание учебной и дополнительной литературы, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Во время выступления преподаватель внимательно и критически слушает, подмечает особенное в суждениях студентов, улавливает недостатки и ошибки, корректирует их знания, и, в случае необходимости разрешает спорную ситуацию.
Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных контрольных работ, терминологических диктантов.
Семинарские занятия по предложению преподавателя могут быть проведены в виде свободной дискуссии по существу обсуждаемой темы, в форме выступлений с заранее подготовленными докладами по рекомендуемым вопросам и их последующего обсуждения. В ходе занятий студенты могут выполнять письменные задания по вопросам темы, отвечать на контрольные тесты. Также практикуется проведение семинарских занятий в компьютерном классе в интерактивной форме (обучающие игры, тестирование).
Подготовка к семинарским занятиям проходят в несколько этапов: во-первых, необходимо внимательно изучить вопросы и литературу, рекомендованную для анализа; во-вторых, следует произвести поиск дополнительной информации из известных источников (это могут быть электронные ресурсы; домашние, вузовские и городские библиотеки). В третьих, студент может готовиться к семинару как самостоятельно, так и при участии преподавателя, у которого можно проконсультироваться по вопросам семинарского занятия. В-четвертых, подготовка к семинару может быть как индивидуальной, так и коллективной (совместное обсуждение вопросов семинара). В-пятых, подготовку к семинару можно проводить (желательно) в письменном виде, составляя конспект литературы по теме или конспект ответа на вопросы семинара. В-шестых, при подготовке к семинару необходимо проводить репетиции, если это связана с деловыми играми, ролевыми играми. В-седьмых, при подготовке к практическому занятию студенту необходимо особое внимание обратить на состояние законодательства, которое очень динамично и может измениться накануне занятия. В-восьмых, студент должен обратить внимание на степень научной разработанности темы в смежных дисциплинах: философии, политологии, социологии, истории, культурологии и других.
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
по курсу «Теория государства и права» для
для студентов факультета заочного обучения
на базе полного общего среднего образования и на базе ОКУ «младший специалист»
Тема | Количество часов | Форма контроля | ||||
Всего | Лекции | Семинары | СР | |||
Содержательный модуль 1 | ||||||
Тема 1. Понятие, предмет и методы теории государства и права | - | Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты | ||||
Тема 2. Происхождение государства. Общее учение о государстве | - | |||||
Тема 3.Форма государства | - | |||||
Тема 4. Механизм государства и государственный аппарат. Функции государства. | - | |||||
Тема 5. Правовое государство и гражданское общество. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Теория демократии | - | |||||
Тема 6. Политическая система и государство. Право, экономика, политика | - | |||||
Вместе по содержательному модулю 1 | Зачёт | |||||
Содержательный модуль 2 | ||||||
Тема 7. Происхождения права. Общее учение о праве, принципы в праве. Право в системе социальных норм | - | Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты | ||||
Тема 8. Нормы права | - | |||||
Тема 9. Система права и система законодательства | - | |||||
Тема 10. Правовые отношения. Правовое регулирование общественных отношений | - | |||||
Тема 11. Формы права. Право образование | - | - | ||||
Тема 12. Право применение. Толкование норм права | - | |||||
Тема 13. Правомерное поведение, правонарушени, юридическая ответственность | - | - | ||||
Тема 14. Законность и правопорядок | - | - | ||||
Тема 15. Правовое сознание и правовая культура | - | - | ||||
Тема 16. Правовые системы современности | - | - | ||||
Вместе по содержательному модулю 2 | Зачёт | |||||
Всего часов | Экзамен | |||||
|
|