Определение спектра отклика на гармоническое воздействие по заданным вольт-амперным характеристикам нелинейного элемента методом угла отсечки. Коэффициенты Берга. Свойства спектра отклика. Анализ спектра отклика нелинейного элемента на гармоническое воздействие с использованием тригонометрических формул кратного аргумента (при полиномиальной аппроксимации В АХ).
Спектр отклика нелинейной цепи на сумму двух гармонических колебаний с разными частотами. Комбинационные частоты.
Студент должен:
знать:
методы гармонического анализа;
гармоническое и бигармоническое воздействие на нелинейную цепь:
параметры и характеристики нелинейных элементов;
уметь:
математически представлять состояние нелинейной цепи;
пользоваться справочными материалами; анализировать функционирование нелинейной цепи.
При изучении данной тема [1, 4.3] необходимо понять, что в спектре отклика на выходе нелинейной цепи возникают новые спектральные составляющие, отсутствующие во входном сигнале. Это очень важное свойство нелинейных цепей, которое нашло широкое практическое применение.
|
|
Необходимо разобраться с методами спектрального анализа и зависимостью их от способов аппроксимации ВАХ, в частности, метод угла отсечки применяется при кусочно-линейной аппроксимации, а тригонометрические формулы кратного аргумента применяют при полиномиальной аппроксимации. Необходимо сравнить спектры откликов при гармоническом и бигармоническом воздействиях, четко представляя их сходство и различие.
Тема 4.3. Преобразование и умножение частоты
Сущность процесса преобразования частоты. Спектры сигналов на входе и выходе преобразователя частоты. Структурная схема и назначение преобразователя.
Принцип умножения частоты. Умножение частоты гармонического и импульсного сигнала (методом угла отсечки, импульсным и радиоимпульсным методом). Выбор оптимального угла отсечки, частоты следования и скважности импульсов. Простейшая схема умножителя частоты.
Студент должен:
знать:
общий принцип преобразования частоты:
структурную схему преобразователя;
принцип умножения;
спектр отклика умножителя частоты.
Содержание этой темы связано непосредственно с предыдущей темой и изложено в [1, 5]. Важно понять, что за счет выбора оптимального угла отсечки из отклика с обогащенным спектром можно выделить спектральную составляющую требуемой кратности. Этот метод прост, но может быть использован для умножения частот не более, чем в 4 раза. Для большей кратности умножения частоты используют, как правило, импульсные методы.
|
|
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение линейной, нелинейной, параметрической цепей.
2. Назовите основные свойства нелинейных цепей.
3. Возможно ли осуществить преобразование спектра сигнала с помощью линейных (нелинейных) цепей?
4. Какие виды аппроксимации ВАХ Вы знаете?
5. Чем отличается спектр отклика при воздействии на нелинейный элемент гармоническим сигналом от спектра отклика при воздействии на него бигармоническим сигналом?
6. Что называют углом отсечки?
7. В чем заключается принцип умножения частоты?
Тема 4.4. Модуляция
Общие сведения о модуляции: виды модуляций. Амплитудная модуляция: практическая схема формирования AM, графический анализ работы модулятора. Способы формирования амплитудно-модулированных сигналов в нелинейных цепях. Балансная амплитудная модуляция. Частотная и фазовая модуляция (ЧМ и ФМ). Простейшие схемы модуляторов.
Студент должен:
знать:
виды модуляций;
принцип осуществления амплитудной модуляции (AM);
принцип формирования сигналов частотной и фазовой модуляции; простейшие схемы модуляторов:
Уметь
снимать статическую модуляционную характеристику;
проводить анализ исследуемых характеристик модулятора;
выбирать режим работы модулятора и модулируемого сигнала.
Материал этой темы изложен в [1, 3.2; 3.3; 5.2]. При изучении этой темы следует усвоить, что процесс модуляции заключается в преобразовании низкочастотного первичного сигнала в высокочастотный вторичный с сохранением содержащейся в нем информации. При этом переносчиком информации являются колебания гармонической формы, называемые несущей. Частота, несущего колебания выбирается в общем случае выше максимальной частоты первичного сигнала.
Изменяя один из параметров несущего колебания под управлением информационного первичного сигнала, можно получить соответственно амплитудную, частотную и фазовую модуляции. При этом обратите, внимание, что первичный сигнал называют модулирующим. Модулирующий сигнал может быть аналоговым или дискретным. В случае, если модулирующим сигналом является дискретный сигнал, модуляцию называют манипуляцией.
В качестве несущей может быть использована импульсная последовательность. Изменяя один из параметров импульсной несущей, можно получить различные виды импульсной модуляции, см. [1, 3.4]. Основное назначение модуляции - преобразовать спектр низкочастотного первичного сигнала в вид, удобный для формирования многоканальных систем передачи.
Следует изучить сущность амплитудной модуляции[1, 5.2], которая заключается в том, что под воздействием первичного сигнала изменяется амплитуда несущей. Последняя может изменяться в определенных пределах. Изменение амплитуды несущей зависит от коэффициента амплитудной модуляции, который для неискаженной модуляции не должен превышать единицы.
Важно при изучении AM уметь определять спектр AM сигнала, который в результате модуляции обогащается и зависит от вида модулирующего сигнала. Модулирующий сигнал может быть аналоговым и дискретным, иметь гармоническую и негармоническую форму.
Если модулирующим является сигнал сложной формы, имеющий спектр Fmin...Fmax, то в результате AM получаем нижнюю и верхнюю боковые полосы частот и несущую частоту, см.[1, рис. 3.4].В любом случае ширина спектра при AM равна удвоенному значению наибольшей частоты модулирующего сигнала.
Следует также помнить, что полезное сообщение при AM содержится как в верхней боковой полосе, так и в нижней. Несущая информации не несет, поэтому для более эффективного использования полосы частот и мощности передатчика можно передавать сообщение только с помощью одной боковой полосы частот. Но с помощью одной боковой полосы можно передавать не все модулирующие сигналы, а только те, у которых нижняя частота спектра Fmin ≠0. Если модулирующий сигнал занимает спектр частот 0... Fmax, для более эффективного использования полосы частот и мощности передатчика передают нижнюю боковую полосу, несущую и часть верхней.
|
|
Формирование AM сигналов можно осуществить с помощью нелинейных цепей, см. [1, 5.2]. Обратите внимание, каким образом обеспечивается выделение полезных спектральных составляющих в транзисторных модуляторах и каким образом можно получить боковые полосы без несущей.
Полезно знать, что в транзисторах выбор рабочей точки осуществляется по статической модуляционной характеристике, под которой понимают зависимость амплитуды первой гармоники выходного тока транзистора от напряжения смещения на базе при постоянной амплитуде несущей.
Материал по частотной модуляции изложен в [1, 3.2]. Важно уяснить, что под воздействием первичного сигнала изменяется частота несущей в пределах от (W0 – аЧМVm) до (W0 + aЧМ Vm), где аЧМ - коэффициент пропорциональности.
Это отклонение называют девиацией частоты . Оно зависит от индекса частотной модуляции , который может меняться от 0 до ∞. Таким образом, если известен индекс частотной модуляции и максимальная частота модулирующего сигнала, можно определить пределы, в которых изменяется мгновенная частота ЧМ сигнала
Ширина спектра ЧМ сигнала зависит от индекса частотной модуляции и определяется с помощью графиков функций Бесселя, см. [1, рис. 3.8], при этом следует учесть, что в зависимости от индекса М различают узкополосную модуляцию при М < 0,5 и широкополосную модуляцию при М > 0,5. При узкополосной модуляции ширина спектра ЧМ сигналов совпадает с шириной спектра AM сигналов. При М >> 1 ширина спектра ΔFЧM=2 ΔfД, т.е. практически равна удвоенной девиации частоты.
Формирование ЧМ колебаний можно осуществлять с использованием реактивных нелинейных элементов, например, варикапов [I. рис. 4.6, в, г].
При фазовой модуляции (см. [1, 3.3]) под управлением первичного сигнала изменяется фаза несущего колебания. При этом наибольшее отклонение фазы несущей от своего среднего значения называют индексом фазовой модуляции.
|
|
Следует обратить внимание на сходства ЧМ и ФМ и их различия при определении ширины спектра ФМ колебаний.
Как частный случай ФМ изучите фазовую манипуляцию и относительную фазовую манипуляцию. Эти виды модуляции применяют в основном в цифровых системах передачи, например, при передаче данных.
Самостоятельно приведите сравнение AM, ЧМ и ФМ по ширине спектра, по способам формирования и по помехоустойчивости.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается процесс модуляции?
2. Какое колебание называют несущим и почему?
3. Какие параметры несущего колебания можно изменять под воз-
действием первичного сигнала?
4. Каким образом определяется ширина спектра AM, и от каких факторов она зависит?
5. Каким образом определяется ширина спектра AM, если модулирующим сигналом является периодический сигнал прямоугольной формы?
6. В каких случаях и почему можно передавать сообщения с помощью одной боковой полосы?
7. С помощью каких цепей можно сформировать AM сигнал и каким образом?
8. Каким образом можно сформировать однополосный AM сигнал?