1 Изучить конструкции модели крана и тренажера в целом.
Изучение конструкции выполняется путем тщательного осмотра и включения всех механизмов крана. При этом вышеописанные приспособления не устанавливаются.
Рекомендуется обратить внимание на конструктивное исполнение металлической конструкции крана; конструкцию и принцип работы всех механизмов, включая схемы запасовки канатов; порядок приведения крана в рабочее состояние; конструкцию и принцип действия предохранительных устройств; конструкцию ходовой части крана; систему обеспечения устойчивости крана; способы монтажа и демонтажа крана.
2 Обучиться навыкам управления башенным краном.
Уровень подготовки инженера по подъемно-транспортным, строительным и дорожным машинам будет выше, если кроме полученных знаний по проектирование и эксплуатации машин будущий инженер будет иметь навыки управления этими машинами.
В настоящей лабораторной работе для получения навыков управления башенным краном используется тренажер.
Рабочее место машиниста на тренажере выполнено в натуральную величину и представляет собой открытую кабину со всеми органами управления. Управление механизмами крана производится контроллерами и может быть осуществлено только при нажатии на ножную педаль. На панели управления расположены: тумблер включения и отключения сети; сигнальная лампа; кнопка звукового сигнала, извещающего о начале работы крана или о возникшей опасной ситуации; предохранитель; две лампы, сигнализирующие о работе ограничителей поворота башни.
Перед допуском на тренажер студенты проходят инструктаж по управлению краном. Они знакомятся с основными правилами управления краном, правами и обязанностями машинистов башенных кранов. Особое внимание уделяется анализу правил технической эксплуатации кранов [6].
Вопросы управления башенным краном изложены в работе [13].
После инструктажа по управлению краном и по технике безопасности каждый студент должен выполнить управление краном в следующей последовательности:
1 выполняется прямое и реверсивное движение каждого механизма в отдельности;
2 выполняется совмещенное движение двух или трех механизмов;
3 выполняется не менее трех - четырех имитируемых циклов работы крана с условным грузом при заданных местах захвата и освобождения груза;
4 делается анализ допущенных ошибок при управлении краном.
3 Экспериментально определить грузовую характеристику модели крана.
Рассматривается задача определения зависимости Q = f(R) из условия грузовой устойчивости крана при постоянном значении коэффициента устойчивости на всех вылетах.
Коэффициент грузовой устойчивости (см.рис.4.3)
, (4.2)
где Муд и Мопр - соответственно удерживающий и опрокидывавший моменты;
Gk - вес крана;
G - переменный вес груза;
xc - координата центра тяжести крана.
Так как G = Qд, получим
, (4.3)
откуда
. (4.4)
Координата xc из условия равновесия крана без груза
;
. (4.5)
С учетом выражения (4.5) получим
. /4.6/
Вес крана Gk является неизвестной величиной и определяетcя экспериментально. С этой целью, установив определенный вылет стрелы и при отсутствии груза на крюке, сначала с помощью приспособления (см.рис.4.3) определяем по динамометру реакцию NВ, а затем, переставив приспособление, определяем реакцию NА.
Тогда будем иметь
. (4.7)
Поскольку динамометр показывает значения NA и NB в единицах массы, то формула (4.6) представляется в виде
, (4.8)
где mk - масса крана.
Последовательность выполнения этого этапа лабораторной работы следующая:
1 Кран и приспособление устанавливаются и положение, показанное на рисунке 4.3.
Устанавливается 5...б значений вылетов груза, включая минимальный и максимальный. Проекции крюковой подвески на каждом вылете отмечают мелом на основании рабочей площадки. Значения вылетов заносятся в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 - Экспериментальные и расчетные значения измеряемых
Параметров
Определяемый параметр | Значения вылетов крана, мм | |||||
R1=Rmin= | R2 = | R3= | R4= | R5= | R6=Rmin= | |
NB , кг Q, кг |
2 Измеряется значение В.
3 При отсутствии груза на крюке для каждого вылета R по динамометру определяются значения NB и заносятся в таблицу 4.1.
4 По формуле (4.8), принимая Ky = 1,4, расчетом определяют значения Q и заносят в таблицу 4.1.
5 По полученным данным строятся графики зависимостей; NB = f(R) и Q=f(R).
Содержание отчета
1 Цель работы.
2 Принципиальная схема модели крана, кинематические схемы всех механизмов, схемы запасовки грузовых и стреловых канатов, схемы предохранительных устройств.
3 Результаты экспериментов в табличной форме (см.табл.4.1).
4 Графики зависимостей NB = f(R) и Q=f(R).
5 Выводы.
Контрольные вопросы
1 Чем отличается грузовая и собственная устойчивость стрелового передвижного крана?
2 Чем отличаются ограничители грузоподъемности от ограничителей грузового момента?
3 Что должен делать машинист крана при срабатывании ограничителя грузового момента?
4 Какие факторы, кроме устойчивости, сдерживают увеличение грузоподъемности крана?
5 Какие внешние силы, действующие на реальный кран, создают опрокидывающий момент?