Информация о дисциплине. Актуальность дисциплины.Известный тезис М.С

Актуальность дисциплины. Известный тезис М.С. Кагана, гласящий, что «искусство – это самосознание культуры»[1], предполагает, что целостное понимание и изучение культурного опыта не может мыслиться без рассмотрения исторической динамики развития искусства.

Западноевропейское искусство ХХ века представляет собой целый спектр направлений как в эпоху Модернизма, так и в эпоху Постмодернизма, отмечая закономерную преемственность традиции от искусства предшествующих периодов и намечая тенденции дальнейшего развития. Модернизм и Постмодернизм – во многом противоположные друг другу культурные эпохи, как в выборе ценностных, так и эстетических приоритетов: логоцентричный Модернизм, ориентированный на иерархичность, четкое разделение «элитарного» и «массового» искусства, отдающий предпочтение инновациям, экспериментам, межвидовому синтезу искусств, и противоположный ему ризоматичный Постмодернизм, направленный на диалог и сотворчество художника и зрителя, отнюдь не отрицающий, в отличие от авангарда, художественной традиции, но интерпретирующий и цитирующий ее, адаптирующий образцы высокого искусства к массовому восприятию. Сравнительно-исторический анализ столь полярных культурных типов дает возможность не только «прочитать» существующие закономерности развития в истории западноевропейского искусства, но и шире – отметить ценностные доминанты, место и роль человека в системе культуры прошлого столетия.

Роль и место дисциплины в структуре учебного процесса. Курс «Истории зарубежного искусства и архитектуры ХХ века» продолжает и завершает (так как охватывает период 1905–1995-е гг.) цикл курсов по истории искусства, открывающийся историей первобытного искусства.

Цель дисциплины – рассмотреть и проанализировать направления, течения, художественные объединения, уделив основное внимание творчеству наиболее ярких представителей западноевропейского искусства ХХ века, выявить закономерности в динамике художественной культуры указанного периода, обозначить типы взаимосвязей между искусством и культурой в эпоху Модернизма и Постмодернизма.

Задачи определяются спецификой материала и поставленной целью: дать характеристику философского и эстетического контекстов Модернизма и Постмодернизма, определяющих ментальность эпох, и, следовательно, способ «видения» и «почерк» искусства; изучить специфику, особенности художественных направлений, течений, школ; обозначить их хронологические рамки; проанализировать новые, в основном автоматические, техники письма, введенные западноевропейскими авангардистами в искусстве Модернизма; изучить спектр художественных практик, открытых художниками второй половины ХХ в.; рассмотреть взаимодействие информационных технологий и искусства в художественной жизни конца ХХ века.

Требования к студентам. Поставленные задачи формируют соответствующий корпус требований к знаниям и навыкам студентов, включающий, во-первых, владение учебным материалом по данному курсу, во-вторых, подразумевающий у учащихся умение составлять и проводить историко-сравнительные параллели как в диахроническом, так и в синхроническом срезах между искусствами различных эпох и стран, в-третьих, ожидающий от студентов характеристики и анализа художественных практик, приемов и техник искусства, исходя из культурного наполнения ранее обозначенных исторических периодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: