По физическому воспитанию студентов

Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

- теоретических, практических, контрольных занятий;

- элективных практических занятий (по выбору студентов);

- индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);

- самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:

- выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

- занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 6-8 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Содержание учебных занятий по физической культуре состоит из теоретического, практического и контрольного разделов.

Теоретические учебные занятия предусматривают овладение студентами объемом научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной, общественной и культурной деятельности.

В дальнейшем теоретические сведения детализируются и закрепляются на практических учебных занятиях, что дает студенту возможность выбора путей реализации своей физической активности не только во время обучения в вузе, но и позволяет вооружить его знаниями на последующий период жизни.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.

Методико-практические занятия предусматривают освоение и самостоятельное воспроизведение студентами основных разделов теоретической и методической части учебной программы по предмету «Физическая культура». Содержание этих занятий направлено на овладение знаниями, методами и приемами, обеспечивающими достижение практических результатов по изучаемой тематике.

На учебно-тренировочных занятиях используются системы специальных физических упражнений, а также упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной подготовки, оздоровительные упражнения на тренажерах. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности; достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков; формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. С этой целью в учебном процессе используются обязательные тесты по общефизической подготовке (табл. 1, 2).

Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы.

Текущий контроль позволяет оценить степень освоения раздела, темы, виды учебной работы.

Итоговый контроль (зачеты, экзамены) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки. В конце курса дисциплины проводится аттестация.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке.

Таблица 1

Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест на скорость, силу и выносливость Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 100 м (с) 13,2 13,6 14,0 14,3 14,6
Подтягивание на перекладине (число раз)          
Бег 3000 м (мин, с) 12.00 12.35 13.10 13.50 14.30
Женщины
Бег 100 м (с) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения «лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз)          
Бег 2000 м (мин, с) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,10

 

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и

методико-практическому содержанию программы. Студент, завершаю-

щий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

Таблица 2

Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

  Тест Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 5000 м (мин, с) 21.30 22.30 23.30 24.50 25.40
Бег на лыжах 5 км (мин, с) 23.50 25.00 26.25 27.45 28.30
или 10 км (мин, с) 50.00 52.00 55.00 58.00 б/врем.
Плавание 50 м (с) 40.0 44.0 28.0 57.0 б/врем.
или 100 м (мин, с) 1.40 1.50 2.00 2.15 2.30
Прыжки в длину с места (см)          
Прыжки в длину с разбега          
или в высоту (см)          
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз)          
Переворот силой в упоре на перекладине (число раз)          
Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз)          
Женщины
Бег 3000 м (мин, с) 19.0 20.15 21.0 22.0 22.30
Бег на лыжах 3 км (мин, с) 18.00 18.30 19.30 20.00 21.00
Или 5 км (мин, с) 31.00 32.30 34.15 36.40 б/врем.
Плавание 50 м (мин, с) 0.54 1.03 1.14 1.24 б/врем.
Или 100 м (мин, с) 2.15 2.40 3.05 3.35 4.10
Прыжки в длину с места (см)          
Прыжки в длину с разбега или в высоту (см)          
Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) (число раз)          
Приседание на одной ноге с опорой рукой о стенку (число раз)          

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры.

2. Основные понятия физической культуры:

а) физическое воспитание;

б) физическое развитие;

в) физическая подготовленность;

г) психофизическая подготовленность;

д) физическое совершенствование;

е) профессионально-прикладная физическая подготовка.

3. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента.

4. Правовые основы физической культуры.

5. Физическая культура как учебная дисциплина в вузе.

6. Распределение студентов по учебным отделениям.

7. Требования к студентам по дисциплине "Физическая культура".

8. Цель и задачи физического воспитания в вузе.

9. Содержание учебных занятий по физической культуре (теоретический и практический контроль).

10. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: