В период начального обучения технике передвижения на лыжах следует разъяснить новичкам простейшие правила обращения с лыжным инвентарем, научить их выполнять основные строевые приемы с лыжами и сосредоточить внимание на создание предпосылок овладения основами техники передвижения на лыжах.
Начинающим заниматься лыжным спортом в первую очередь необходимо овладеть "чувством лыж и снега", научиться управлять лыжами, отталкиваться лыжей от снега и переносить массу тела с одной ноги на другую. В то же время не следует забывать о необходимости выработки умения удерживать равновесие, умения скользить на двух лыжах и особенно на одной.
При решении этих задач можно делать подводящие упражнения и применять наиболее простые способы передвижения на лыжах. Многократно применять посадку лыжника на месте; поочередно поднимать ноги с лыжами на месте, сгибая их как при обычной ходьбе; поочередно поднимать носки лыж, не отрывая пятку от снега и делать движение лыжей вверх и вниз, вправо и влево; делать повороты переступанием на месте, вокруг пяток и вокруг носков лыж, добиваясь параллельного положения лыж при приставлении лыжи; делать прыжки на лыжах вверх с двух ног и поочередно с правой ноги на левую и наоборот, одновременно перенося массу тела; делать приставные шаги в стороны на два и четыре счета; имитировать положение лыжника в фазе свободного скольжения на одной лыже; делать стоя на месте маховое скользящее движение ногой с лыжей вперед-назад; передвигаться ступающим шагом по неглубокому снегу без палок, с палками, меняя направление; подниматься на пологий склон "ступающим шагом", "елочкой", "полуелочкой", "лесенкой"; учиться правильно падать при спуске и быстро вставать; спускаться с горки в средней, низкой и высокой стойке. При спуске приседать, переносить массу тела с ноги на ногу, не отрывая от снега носки лыж; спускаться на одной лыже с переходом на параллельную лыжню, с легкими прыжками на склоне, с поднимание и опусканием в определенном месте предметов; спускаться при различных положениях рук.
Примерная схема построения занятия по обучению технике передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом:
1. Методика подготовки места занятий:
а) подготовка учебного круга;
б) прокладка лыжни для преподавателя.
2. Выполнение строевых упражнений на лыжах:
а) повороты на месте переступанием;
б) размыкание и смыкание строя приставными шагами.
3. Изучение техники попеременного двухшажного хода необ- ходимо начинать с показа преподавателем перед учебной группой, по хорошо накатанной лыжне, хода в целом.
4. Методика выполнения подводящих упражнений на месте:
а) посадка лыжника;
б) имитация работы рук без палок;
в) то же, палки держать за середину.
5. Ходьба ступающим шагом по "целине" с палками и без палок, с целью закрепления навыка правильного сочетания работы рук и ног.
6. Методика изучения подводящих упражнений с целью освоения скользящего шага:
а) скольжение без палок по хорошо накатанной лыжне (желательно под небольшой уклон);
б) скольжение на лыжах, заложив руки за спину;
в) скольжение, удерживая лыжные палки за середину
7. Методика изучения хода в целом;
а) посадка лыжника и отталкивание ногами;
б) работа рук и постановка палки на снег;
в) сочетание работы рук и ног в полном цикле хода.
Методика составления индивидуальных программ занятий