Курсовая работа, в отличие от реферата, связана с применением полученных знаний к конкретной области учебной дисциплины. Выбор тем курсовых работ связывают как с требованиями образовательного минимума, так и с прибыльным применением этих знаний в конкретных областях деятельности специалиста. Кроме того, должна существовать преемственность самостоятельных (курсовых) работ. Курсовые работы, по возможности, должны прорабатывать конкретные разделы дипломной работы. Поэтому в пособии большое внимание уделяется междисциплинарным связям и взаимообусловленностью учебных дисциплин.
Конкретный выбор темы необходимо обосновывать целями получения выгоды экономического характера. Зачастую тему работы выбирают исходя из экономических интересов будущего работодателя. Иногда материалы курсовой работы позволяют организовать бизнес вам или вашим знакомым. При написании курсовой работы стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы в дипломной работе.
В процессе проводимых консультаций преподаватель, как правило, помогает студенту определиться с выбором темы работы. Задача преподавателя заключается в том, чтобы указать, что выбранная студентом тема соответствует или не соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам по данной учебной дисциплине. Не допускаются к регистрации темы курсовых работ, носящих теоретический или описательный (реферативный) характер.
Существуют общие требования, предъявляемые к курсовым работам. Это относится, прежде всего, к оформлению. В целом требования по оформлению, предъявляемые к курсовой работе, совпадают с требованиями, предъявляемыми к дипломной работе.
2.2. ВИДЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНЫМ * ДИСЦИПЛИНАМ
Учебным планом и программой обучения предусмотрен ряд взаимосвязанных курсовых работ. Эта взаимосвязь выражается в том, что результаты одной работы могут быть использованы как
исходные данные к другой, а все вместе составлять стройную систему последовательных материалов, представляющих содержание будущей дипломной работы.
Так, например, работы по статистике наполняют конкретным экономическим содержанием, работы по экономической теории позволяют получать необходимые на практике статистические показатели; кроме того, статистические исследования лежат в основе курсовых работ по основам маркетинга, экономике предприятия, управлению маркетингом, маркетингу в отраслях и сферах деятельности, ценообразованию, товароведению, экспертизе и стандартизации, коммерческой логистике. В свою очередь, учебная дисциплина «Экономика предприятий», основанная на дисциплине «Статистика», может использовать разделы таких дисциплин, как «Экономика труда», «Организация коммерческой деятельности», «Ценообразование», «Финансы предприятий», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий» и др.
Поэтому, прежде чем определиться в собственных экономических интересах, необходимо осуществить продуманный выбор темы будущей дипломной работы и подчинить этой цели все предыдущие курсовые работы и проекты. Учитывая, что раскрытие темы будущей дипломной работы носит комплексный характер, начинающийся с анализа рынка (потенциальных покупателей товара), маркетинговых исследований (обоснования выбора товарных групп, цен на товары и объем их производства), обоснования производства и его финансового обеспечения - все предыдущие работы можно в этом случае рассматривать как разделы дипломной (выпускной) работы или проекта. Следовательно, взаимосвязь самостоятельных работ необходима на всех этапах подготовки специалиста.
2.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Образовательные стандарты уделяют повышенное внимание экономической теории как области знания. Действительно, в основе любой экономической специальности положено изучение основных положений микро- и макроэкономики, теоретических основ спроса и предложения, а также знание видов конкуренции и типов рынков. Образовательный минимум по экономической теории предусматривает получение знаний, а их конкретное применение, конкретное наполнение и использование предусматривают" в последующих учебных дисциплинах, относящихся к конкретной экономике.