Предмет, метод и задачи; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные величины; средние величины; ряды динамики; индексы; показатели вариации; выборочное наблюдение; статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений; статистические методы классификации, группировки и моделирования социально-экономических явлений; статистика товаров и услуг, производительности труда, основных фондов, оборотных фондов, себестоимости товаров и услуг, статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов, построения балансов для регионов и экономики в целом; статистические методы исследования экономической конъюнктуры; статистика товарооборота и товарных запасов, рыночной инфраструктуры, цен, эффективности рекламной деятельности, деловой активности; статистический анализ эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества товаров и услуг; статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес-рисков, принятия решений в условиях неопределенности; выявление трендов и циклов; прогнозирование развития социально-экономических процессов.
|
|
Кроме того, по специальности «Маркетинг» Учебно-методическим объединением для регионального (вузовского) компонента дополнительно предлагается учебная дисциплина «Статистика рынка».
Методические указания к разработке курсовых работ по учебной дисциплине «Статистика»
Курсовые работы по статистике могут быть посвящены различным темам в соответствии с содержанием образовательных стандартов. Выбор темы работы связывают с применением ее результатов при изучении последующих учебных дисциплин или при дипломном проектировании. Кроме того, полученные в результате выполнения работы статистические показатели должны иметь практическую значимость и обеспечивать получение прибыли или иной выгоды экономического характера заинтересованным в этом пользователям информации.
Основной раздел курсовой работы по статистике должен включать три основных метода статистического исследования.
Во-первых, это научно организованное статистическое наблюдение. При этом обоснованный выбор объекта наблюдения определяет успех и практическую значимость результатов исследования.
Во-вторых, это систематизация и группировка полученного статистического материала и проведение статистической сводки. На этом этапе выявляются имеющиеся закономерности, осуществляется переход от первичных признаков к обобщающим статистическим показателям.
|
|
В-третьих, это расчет применяемых в конкретной сфере экономической деятельности экономических (социально-экономических) показателей. Основное требование к выбору показателей (системы показателей) заключается в практическом применении полученной информации. При этом, как правило, преследуется цель получения экономической выгоды (извлечение дохода или прибыли).
В курсовой работе необходимо определить объект исследования (массовые явления) и субъект работы (в чьих интересах выполняется работа). Рассмотрим некоторые типичные темы курсовых работ по дисциплине «Статистика».
Статистика рынка
Предметом статистики рынка являются массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Статистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся
прежде всего в форме множества актов купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой субъекты рынка - продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег, предъявители спроса). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), права собственности на который уступаются продавцом покупателю. Итог их отношений — сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя - удовлетворение потребностей. Статистические исследования определяют формы поиска рыночных партнеров. Статистическое изучение рыночного партнерства - необходимое условие организации коммерческой деятельности, связанной с извлечением экономической выгоды (прибыли). При выборе объектов и субъектов рыночных отношений необходимо воспользоваться классификацией продавцов и покупателей.
Основным объектом статистики рынка является потенциальный покупатель, потребности которого удовлетворяет товар. Группировка покупателей по величине дохода позволяет учитывать экономическое поведение групп, их отношения к функциям товаров. При этом сегментация рынка в статистике рынка понимается как классификация потенциальных потребителей продукции, работ (процессов) или услуг на достаточно большие группы, существенно различающиеся по требованиям (по цене, количеству, качеству, месту продажи и т.д.) к данному виду товара. Оценке подлежит покупательная способность различных групп населения. Показателями статистики рынка являются его потенциальная и реальная емкость, а также насыщенность рынка. Эти показатели рассчитываются как по территориям, так и по структурам групп (сегментам рынка). Статистический анализ рынка является основой экономического обоснования любых инвестиционных или предпринимательских проектов.
Статистика спроса
В маркетинговой системе все начинается с рынка и заканчивается рынком: товар находит или не находит сбыта в зависимости от того, есть ли на него спрос. Поэтому статистика спроса на продукцию^, работы или услуги являются важнейшим направлением маркетинга и коммерции. Производственному предприятию для планирования объема производства и обоснования плана реализации продукции или объема оказания услуг, а торгово- посредническому для управления прибылью необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме и по какой цене, когда, каким образом и где оно будет продавать. От этого в конечном итоге
зависит успех деятельности предприятия. Темы курсовых работ, связанных со статистикой спроса, являются самыми распространенными. Это вызвано тем, что полученная информация необходима для обоснования деятельности фирмы.
Необходимым условием для курсовой работы является выбор объекта или субъекта работы, которые оправдывают цель - извлечение выгоды экономического характера (прибыли). При выполнении данной работы субъектом могут являться предприниматели, предприятия или организации (продавцы), извлекающие выгоду экономического характера, а объектом - множество товарных групп (продукции, работ или услуг). Цель работы - оценка количественного показателя, отражающего объем продаж (физический объем товарооборота) и качественного показателя - уровня цен, которые соответствуют наибольшему объему товарооборота.
|
|
Выполнение курсовой работы (или раздела дипломной работы) связывают с проведением массового статистического наблюдения, проводимого с помощью анкет (индивидуальных формуляров) или интервью (списочных формуляров). Статистические формуляры должны содержать информацию о товаре, его свойствах и потребительских функциях, варианты цен, а также сведения о респондентах (для группировки покупателей и оценки доли сегмента). Построенные графики позволяют определить цену и объемы реализации, максимизирующие доход (выручку).