В научно-популярной статье даны понятия, в художественном произведении — образы. Важно определить логику построения статьи.
При подготовке к чтению научно-популярной статьи следует:
- определить тему;
- выделить опорные слова, термины, смысловые части, связи между частями текста, главные мысли;
- отобрать средства выразительности в соответствии с задачей чтения.
Научно-познавательная литература подразделяется на:
- научно-популярную, которая прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент; таким статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.
- научно-художественную, которая основывается на образно-повествовательном элементе, что предполагает увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев. Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью. В такой статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию.
|
|
На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:
- пробудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное
восприятие статьи;
- дать детям значительную часть знаний о предмете чтения
до первичного восприятия статьи.
Приёмы подготовительной работы: рассказ учителя, беседа, презентация видеоматериалов, экскурсия и др.
Первичное чтение научно-познавательной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.
На этапе анализа научно-познавательной статьи используются такие приемы работы:
- деление текста на части;
- составление плана прочитанного;
- чтение по частям;
- выделение основной мысли в каждой части;
- рассматривание доказательства;
- сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;
- формулировка вывода, решение проблемы.
Уроки чтения научно-познавательных статей строятся в соответствии с познавательной целью, определяемой содержанием статьи, и с учётом особенностей построения и языка данного произведения.
Необходима лексическая / словарная работа. Первичное чтение выполняется детьми – сначала молча, потом вслух, читается не менее 3 раз, план, пересказ, определение – выучить наизусть. Возможно провести графическое рисование по теме.