Эксперимент (Бехтерев) – один из основных методов объективного исследования психики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависимые экспериментальные переменные.
Эксперимент (Дружинин) – совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.
Эксперимент (Кэмбелл) – та часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные.
Цель любого исследования – подтвердить предположение. Основная цель эксперимента – построение такой исследовательской ситуации, в которой становятся доступными для объективного изучения особенности внутренних психических явлений.
|
|
Общая принципиальная схема эксперимента.
1.Социальная потребность
2. Изучение существующего опыта
3. Гипотеза
4. Определение задач, переменных, предмета, сбор данных
5. Опровержение или подтверждение гипотезы.
При опровержении гипотезы – ее изменение
Экспериментальные переменные.
Переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены.
Независимая переменная НП – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор, активно изменяемая исследователем переменная.
Зависимая переменная ЗП – фактор, изменение которого обусловлено действием НП.
НП включает:
1. Характеристики заданий – то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно.
2. Особенности ситуаций – относятся те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.
3. Состояние испытуемого (физические, химические, психологические. биологические признаки, возраст, пол, статус).
В качестве ЗП выступают параметры вербального и невербального поведения (число ошибок, время, затраченное на выполнение задания). Выбор параметра определяется экспериментальной гипотезой. Исследователь должен добиться того, чтобы ЗП была операционализирована – поддаваться регистрации в ходе эксперимента.
Преимущества эксперимента:
1. Наиболее рациональный метод – ориентирован на выделение интересующего феномена и на контроль над его динамикой в специально созданных условиях.
|
|
2. Возможности измерений динамики феномена.
3. Возможности использования количественных мер в анализе данных.
4. Возможности использования статистически методов (элементы статистики позволяют находить более устойчивую базу для объяснения данных и выдвижения новых гипотез).
5. Единственный метод, который может быть воспроизведен, повторен. Повторение действия помогает уточнить эффект, получить новые данные.
Недостатки эксперимента:
1. Искусственность – побуждает к активности механизмы психики, которые могут не входить в предмет исследователя, но влияют на предмет.
2. Опосредованность – в качестве средства выбирается модель естественных условий, которая побуждает к активности феномены, о наличии которых экспериментатор может не знать.
3. Аналитичность (умозрительность) – изучается модель.
4. Наличие экспериментатора.