Рекомендации к изучению темы. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана

Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана. Финансовая стратегия.

 

Этот раздел - важнейшая составная часть бизнес-плана, призванный обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.

Сводный прогноз доходов и расходов разрабатывается на каждый год, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке (табл. 1).

Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия. Для составления прогноза используются опросы потребителей, опросы торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей. Сведения о том, сколько и каких специалистов потребуется, берутся из организационного плана. Расширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия потребовать увеличения численности занятых. Расходы на оплату труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.

В первые месяцы освоения нового рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские расходы и т.д.

С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу, на участие в выставках, на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можно определить в зависимости от вида страховки и состояния дел на предприятии к тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется закупить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизационных отчислений.

Помимо планов доходов и расходов в разбивке по месяцам первого года, планы доходов и расходов должны содержать прогнозные данные на конец 2-го и 3-го гг. При прогнозировании эксплуатационных расходов на 2-й и 3-й гг. рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги (плата за электричество, газ и т.д.), аренда, страховка и процент на капитал, нетрудно подсчитать, исходя из объема продаж (доходов) на второй и третий год. Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить как долю от чистой прибыли за соответствующий год.

Если финансовый план покажет, что при таких издержках можно получить прибыль, фирма имеет шансы на успех.

Финансовый план содержит обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации бизнес-проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций.

Деньги в кассе или на банковском счете фирмы - это не то же самое, что прибыль. Прибыль - это разница между доходами и расходами, а денежная наличность - это разница между реальными денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежной наличности только тогда, когда фирма фактически получает платеж или сама производит выплату. Например, погашение долга фирмы не отражается в издержках, хотя уменьшает сумму наличности, а амортизация основных фондов - это издержки, которые снижают прибыль, но не влияют на сумму денежной наличности.

Одна из главных проблем, стоящих перед любой фирмой, - правильное планирование денежной наличности.

Нередко вполне рентабельные предприятия терпят банкротство только из-за того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если предприниматель судит о своем успехе по прибыли, то рискует сильно ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отрицателен.

Прогноз денежной наличности строится на основании плана денежных поступлений и выплат. План денежных поступлений и выплат составляется на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться, и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце денежные поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.

Самый сложный момент в прогнозировании денежной наличности - это определение размеров поступлений и выплат по месяцам. Для этого приходится строить предположения, чтобы денег заведомо хватало на оплату счетов в течение всего периода становления предприятия. На основе подобных предположений можно оценить размеры денежных поступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда и сколько денег потребуется брать в долг. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте делового плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. План поступлений и выплат на 1-й год в месячной разбивке и на последующие три года может быть составлен по следующей форме (Прил. 2).

Расчет эффективности проекта определяется по показателям срока окупаемости и внутренней нормы рентабельности.

Срок окупаемости представляет собой период времени с момента выдачи инвестиционных ресурсов до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и суммарным объемом инвестиций приобретет положительное значение. Срок окупаемости рассчитывается по данным табл. 3.

Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий разновременные значения баланса к началу реализации проекта. Она определяет минимальную величину процентной ставки, при которой занятые средства окупятся за жизненный цикл проекта, исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:

 

Т S Рt 1 = 0, (2)
t = 1   (1 + n) t - 1    

Pt - ежегодная разность платежей;

Т - суммарная продолжительность жизненного цикла проекта, включая строительство объекта и эксплуатацию основного технологического оборудования;

n - внутренняя норма рентабельности.

Внутренняя норма рентабельности рассчитывается по данным табл. 4 последовательным подбором n.

Принципиальным условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.

Графическое представление точки самоокупаемости приведено на рисунке.

 
 


млн руб.     Доходы Расходы     Точка самоокупаемости
      Фиксированные издержки

Объем продукции

Рис.1. Графическое представление точки самоокупаемости

По графику определяется тот объем продукции, при котором расходы будут равны доходам и после которого предприятие будет иметь постоянно увеличивающуюся прибыль.

 

 

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Охарактеризовать порядок изложения материала в разделе бизнес-плана «Финансовый план».

2. Перечислить основные показатели финансово-экономического состояния предприятия. Как определяются эти показатели?

3. По каким направлениям выполняется анализ финансового состояния предприятия?

4. Охарактеризовать алгоритм получения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия.

5. Какие методы финансового прогнозирования используются в бизнес-планировании?

6. В чем заключается финансовая оценка проекта?

7. Как определяются критический объем продаж и запас финансовой прочности?

8. Обосновать необходимость анализа безубыточности для разработки бизнес-планов.

9. Действительно ли постоянные издержки всегда остаются неизменными при изменении объема продаж компании?

10. Дать определение точки безубыточности.

11. Перечислить основные виды эффективности бизнес-проекта.

12. С какой целью в бизнес-плане определяется эффективность участия в проекте?

13. Назвать основные виды эффективности участия в проекте?

14. На каких принципах основывается методика расчета эффективности бизнес-проекта?

15. С помощью каких показателей оценивается эффективность бизнес-проекта?

16. Каковы особенности выбора нормы дисконта при определении эффективности участия в проекте?

17. Каковы принципы формирования чистого денежного потока при определении различных видов эффективности бизнес-проекта?

18. Как изменяется значение чистого дисконтированного дохода при увеличении показателя дисконта?

19. Какую экономическую сущность имеет показатель дисконта при определении чистого дисконтированного дохода?

20. Какие подходы используются для учета инфляции в процессе оценки эффективности капитальных вложений?

21. Дать определение внутренней нормы доходности бизнес-проекта.

22. Какие Вам известны методы расчета внутренней нормы доходности?

23. Как использовать метод внутренней нормы доходности для сравнительного анализа эффективности капитальных вложений?

24. Что такое портфельные инвестиции?

25. Какие цели преследуются при портфельном инвестировании?

26. На основе каких принципов формируется инвестиционный портфель предприятия?

27. Как отражается в бизнес-плане тактика формирования инвестиционного портфеля?

28. Как управлять инвестиционным портфелем?

Практические задания

 

1. Имеются следующие данные о производстве продукции:

Ø условно-постоянные расходы – 50 тыс. руб.

Ø переменные расходы на единицу продукции – 55 руб.

Ø цена единицы продукции – 65 руб.

Требуется определить критический объем продаж и рассчитать объем продаж, обеспечивающий прибыль от реализации в размере 20 тыс. руб.

2. Компания А вышла на рынок с новым продуктом. Суточный выпуск – 10 шт. Себестоимость – $ 4, цена реализации – $ 5. Компания оплачивает сырье в день поставки, а получает деньги от своих клиентов с лагом в один день. Продукция компании пользуется большим спросом и может быть реализована без ограничений. Компания намерена удваивать дневной объем производства.

Спрогнозировать денежный поток на ближайшую неделю.

3. Величина текущих активов предприятия на конец первого полугодия – 2 350 тыс. руб., срочные обязательства предприятия – 1 680 тыс. руб. Какой должна быть прибыль предприятия, направляемая на пополнение текущих активов в последующие шесть месяцев, чтобы достичь нормативного значения, коэффициента покрытия, равного двум, при условии, что сумма срочных обязательств не возрастет.

4. Выручка от реализации компании А в январе составила $ 50 000, в последующие месяцы ожидается ее прирост с темпом 1 % в месяц. Оплата за поставленную клиентам продукцию осуществляется на следующих условиях: 20 % месячного объема реализации составляет выручка за наличный расчет; 40 % продается в кредит с оплатой в течение месяца и предоставляемой клиентам скидкой в размере 3 %; оставшаяся часть продукции оплачивается в течение двух месяцев, при этом 5 % этой суммы составляют безнадежные долги.

Рассчитать величину денежных поступлений в июне.

5. Выручка от реализации компании А в январе составила $ 50 000, в последующие месяцы ожидается ее прирост с темпом 1 % в месяц. Затраты сырья составляют 30 % объема реализации. Сырье закупается за месяц до момента его потребления и оплачивается через два месяца после получения.

Рассчитать отток денежных средств в июне, связанный с приобретением сырья.

6. Целью бизнес-проекта является получение общей суммы прибыли от реализации продукции в размере 180 тыс. руб. Определить объем продаж, который обеспечит выполнение данного условия, если постоянные затраты – 1 344 тыс. руб., удельные переменные издержки – 168 руб., цена реализации продукции – 350 руб.

7. Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1 000 изделий, которые продаются по цене 200 руб. Все, что производится, – сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет. Постоянные затраты составляют 40 тыс. руб. Переменные расходы на единицу продукции – 120 руб., а на весь запланированный выпуск продукции – 120 тыс. руб.

Определить запас финансовой прочности и критический объем продаж в натуральном и стоимостном выражении.

8. Целью бизнес-проекта является получение общей суммы прибыли от реализации продукции в размере 120 тыс. руб. Определить объем продаж, который обеспечит выполнение данного условия, если постоянные затраты 896 тыс. руб., удельные переменные издержки 112 руб., цена реализации продукции 233 руб.

9. Проект, требующий инвестиций в размере $ 160 000, предполагает получение годового дохода в размере $ 30 000 на протяжении пятнадцати лет. Оценить целесообразность такой инвестиции, если норма дисконта – 15 %.

10. Величина требуемых инвестиций по бизнес-проекту равна $ 18 000; предполагаемые доходы: в первый год – $ 1 500, в последующие 8 лет – по $ 3 600 ежегодно. Оценить целесообразность принятия проекта, если цена капитала 10 %.

11. Рассчитать месячную и годовую норму дисконта, используемые при определении показателей эффективности бизнес-проекта, если: рыночная реальная безрисковая ставка процента составляет 4 % в квартал; ожидаемый годовой темп инфляции 30 %; рыночная премия за риск 15 % годовых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: