Дрожжина Елена Юрьевна, музыкальный руководитель
Фокина Галина Ивановна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Цель: Показать детям тесную связь музыки, живописи и поэзии через нетрадиционную форму обучения.
Задачи:
- пробуждать и развивать у детей художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, помочь ощутить себя художником и музыкантом через открытие звуков, формы, цвета;
- учить различать родственные и контрастные цвета, теплые и холодные;
- учить передавать в цвете настроение музыки, активно применять в новых для себя условиях знания и умения;
- учить детей передавать в рисунке свои впечатления об осенней природы, используя нетрадиционные техники рисования (поролоном, мятой бумагой, картошкой, граттаж, рисование по мокрому, монотипия, рисование на стекле);
- развитие музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения песен. Танцев, игре на детских музыкальных инструментах;
- воспитание любви и уважения к матери;
- привлечь внимание детей к красоте осенней природы и бережное отношение к ней.
|
|
Оборудование:
Оформление зала – выставка детских рисунков, мольберт, большая доска, лист ватмана для коллективной работы, газетные кусочки (по количеству детей), острые палочки, большие и малые тычки, «печатки» из картофеля, гуашь, жесткие кисти, восковые мелки, маркеры, влажные салфетки, рамки для фотографий со стеклом, репродукции картин И.С.Остроухова «Золотая осень» и И.И. Левитана «Золотая осень», металлофоны, ксилофоны, осенние листочки, фигурки-краски для игры.
Дети заходят в зал с воспитателем группы, садятся на стульчики. Входят музыкальный руководитель в костюме Королевы Музыки и воспитатель по изодеятельности в костюме Феи Красок.
Музыка:
Зал сверкает весь огнями, гостей любимых он собрал.
Веселья час разделят с нами улыбки наших милых мам
Краска: Добрый вечер, друзья!
Музыка: Мы рады видеть вас в нашей музыкально-художественной гостиной!
Краска: Меня зовут Фея Красок!
Музыка: А меня – Королева Музыки!
Краска:
А приглашают нас в музыкально-художественную гостиную Художник и Домисолька.
Выходят из-за бутафорских мольберта и скрипичного ключа двое детей в костюмах художника и нотки.
Краска: Простите, если я не ошибаюсь, вы художник?
Художник: Конечно! Здравствуйте!
Мои друзья – палитра и мольберт,
И с ними я дружу уж много лет.
Волшебной кисточкой взмахну
И нарисую, что хочу!
Музыка: А вы кто?
Нотка:
Я – маленькая нотка, пришла к вам неспроста
Ведь праздник красок, музыки нам начинать пора!
|
|
Художник:
Смотрите, палитра моя оживает,
И краски нас в гости к себе приглашают.
Нотка:
И нотки-сестрички петь песни решили,
Ребят и гостей всех с собой пригласили!
Краска:
Благодарим за приглашение! Я только хочу сказать, что не все, наверное, знают о том, что краски очень дружны с музыкой. Поэтому там, где царят они, всегда радость и веселье, много музыки и разноцветья. И сегодняшняя гостиная будет подарком ко Дню Матери, который весь мир отмечает 25 ноября.
(Нотка и Художник садятся на места).
Музыка:
Тихо, тихо рядом сядем! Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
И раздвинуты вдруг стены, вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой.
Это музыка торопит, и ведет нас за собой.
Краска:
Снега нет, а холодает, лист деревья покидает.
Скрылась в тучах неба просинь, это время года?
Дети: Осень!
Краска:
Да, это осень, ее последние денечки. А хорошо ли вы знаете осень? А хотите узнать ее еще лучше? Ведь настроение осени можно выразить стихами, живописью, музыкой! Теперь закройте глаза, и представьте, что вы все в осеннем лесу.
Звучит пьеса «Осенняя песенка» П.И.Чайковского («Времена года»)
в исполнении музыкального руководителя.
Музыка:
Какое музыкальное произведение сейчас прозвучало? Назовите композитора? А какое настроение у музыки? Что вы себе представляете, слушая это произведение?
Дети высказываются о прослушанном произведении, отвечают на вопросы.
Краска: (говорит на фоне звучащего музыкального произведения Вивальди «Ноябрь» из сюиты «Времена года»).
Да, во все времена года наша природа прекрасна, но осень нам дарит необыкновенную красоту! В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
1 ребенок:
Лес, словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
2 ребенок:
Стоят леса полупустые, грустя по птичьим голосам.
Слова роняя золотые, проходит осень по лесам.
Уже позванивают льдинки, уже прохладна синева.
Уже висят на паутинке ее прощальные слова.
3 ребенок:
Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем
Под ногами шелестят, и летят, летят, летят.
Пролетают паутинки с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летят! Должно быть это улетает наше лето.
Краска:
Вот как красиво и проникновенно об осени сказали поэты и композиторы. А сейчас мы с вами посмотрим, как об этом рассказали художники. (подходит к стенду с репродукциями картин И.С. Остроухова «Золотая осень» и И.И.Левитана «Золотая осень»).
Ах, какая красота! Какой это жанр живописи? Какое настроение возникает у вас?
Дети отвечают, высказывают свое отношение к репродукциям.
Краска:
Какие краски использовал художник для передачи настроения? Как эти краски можно еще назвать? (теплые, нарядные). Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие? (громкие, звучные) А вы хотите нарисовать свою осень? Давайте изобразим осенний ковер! У нас бумага и краски, но нет кисточек. Но ведь осень тоже не пользовалась кистью. А давайте их напечатаем! Только не забудьте, что вы должны использовать теплые краски!
Работа детей над общей картиной «Осень», звучит музыка Вивальди «Времена года» в записи.
Краска: Ковер получился пестрый, красивый!
Музыка:
Девочки, а хотите превратиться в листочки? Я взмахну рукой и скажу: «Раз, два, три!» И вы станете осенними листочками.
Девочки исполняют танец с осенними листочками.
(старинный вальс «Осенний сон»)
|
|
Музыка:
Друзья, вам понравилось, как девочки изобразили осенние листья? Помогла им в этом музыка!
Ребенок:
Звуки музыкальные для всех вполне реальные.
Нельзя потрогать их, друзья, увидеть тоже их нельзя.
Как звуки все подружатся, так песенка получится!
Песня «Осень под зонтиком», муз. Олиферовой.
Ребенок:
Бывает, что музыка вверх спешит,
Бывает, что музыка вниз летит.
Грустная мелодия по ступенькам плачет,
А веселая музыка через звуки скачет.
Дети исполняют на детских музыкальных инструментах русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде…».
Краска:
Вот мы побывали с вами в саду и в огороде, где созрели овощи, ягоды, фрукты. А назовите съедобные цвета? (свекольный, малиновый, баклажановый, морковный). Вот сейчас и посмотрим, как вы умеете их различать!
Игра «Найди свой съедобный цвет»
(для участия в игре приглашаются 4 мамы).
Краска:
А вот если б все на свете было одинакового цвета?
Вас бы это рассердило или радовало это?
Ребенок:
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным!
Звучит «Вальс» Ф. Шопена.
Краска: (говорит на фоне звучащей музыки)
Холод прогонит, светло улыбнется,
Самая теплая, самая добрая.
Если ушла – пусть быстрее вернется! Кто это?
Да, это мама!
Музыка: Самое прекрасное слово на Земле, и самое первое слово, которое произносит человек!
Краска: Давайте все тихо и нежно скажем: «МАМА!»
Дети и гости тихо говорят «мама».
Дети исполняют «Песенку о маме», муз. Филиппенко.
1 ребенок:
Моя мама самая чудесная, самая родная,
Самая хорошая и дорогая!
Моя мама – лучше всех! У нее хрустальный смех.
2 ребенок:
На свете семь чудес бывает, я открыла восьмое –
Его мамой называют!
Моя мама, как царевна, не идет – плывет.
По плечу любое дело, лишь рукой взмахнет!
3 ребенок:
Ласковые руки, нежная душа,
С ней не знаю скуки, это мамочка моя!
От улыбки моей мамы расцветает все кругом,
Даже ветер, даже тучи убежали кувырком.
4 ребенок:
Моя мама красотою удивила белый свет
Как березка над водою, как ромашковый букет.
Больше воздуха нужна мне, без нее, как без воды,
Нет добрей ее на свете, нет прелестней красоты!
|
|
Музыка:
Для всех мам этот музыкальный подарок!
Дети исполняют танец «Сударушка», русская народная мелодия.
Краска:
Ребята, а вы любите дарить подарки? Давайте сделаем подарок маме ко дню, который отмечает весь мир 25 ноября. Это День матери! Нарисуем ее портрет, но не обычным способом, а на стекле в раме. Мама будет держать рамку, а вы маркером срисовывать ее лицо. В своем рисунке вы передадите маме свою нежность и любовь.
Звучит музыка, дети рисуют портрет мамы на стекле.
Музыка: Вот и подошло к концу путешествие по нашей музыкально-художественной гостиной.
Краска:
Теперь вы знаете, что музыку можно не только слушать, но и рисовать. Вы заметили, как стало тепло в зале от музыки, от восхитительных красок, от добрых улыбок наших гостей – ваших мам!
1 ребенок:
Все знают, что без музыки нельзя прожить ни дня!
Ведь сразу опечалится поющая земля.
Ведь музыка чудесна! Пленяет всех она
Без нее неинтересно, наступает скукота!
2 ребенок:
А разные краски у нашей планеты
Весь мир украшают зимою и летом.
И дождь, и траву, и закат…
Пусть красочный мир окружает ребят!
Дети исполняют песню «Разноцветная планета» муз. З.Роот.