Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве

Можно выделить 3 вида международных корпораций: ТНК, мультинациональные корпорации, международные ассоциации. Появление мульти (много) национальных корпораций является чертой и следствием глобализации мировой экономики. Отличия ТНК от мультинациональных корпораций заключается в том, что ТНК интернациональны по сфере деятельности, но национальны по принадлежности капитала. Мультинациональные корпорации интернациональны и по сфере деятельности и по принадлежности капитала, они создаются путем слияния или поглощения ТНК.

Критерии отнесения международной компании к ТНК законодательно не выработаны. Но ориентировочно это касается количества зарубежных филиалов или дочерних компаний, соотношения объема продаж и численности работников материнской и дочерними компаниями. Так, международную компанию относят к ТНК, если количество зарубежных филиалов составляет не менее 2-7. Деятельность за пределами страны материнской компании и объем продаж должен быть не менее 25%. Численность работников и численности работников должна быть не менее 25%.

Процесс начала создания ТНК приходится на послевоенные годы. В конце 40-х годов количество ТНК составляло 40, в настоящее время их более 60 тысяч. Но возросло не только их количество, они имеют следующие особенности. Во-первых, международные корпорации создаются не только в сфере производства, но и в сфере услуг. Во-вторых, изменились товарные потоки в рамках ТНК. А именно, товар, произведенный в дочерней компании, предназначен для реализации не в стране, где расположена дочерняя компания, а в стране материнской компании или в третьей стране.

В-третьих, ТНК создают не только развитые страны, но и развивающиеся. Наряду с крупными компаниями создаются небольшие и средние ТНК.В четвертых, появилась новая форма международных корпораций - мультинациональные корпорации.

 

 


Таблица 6.1. - Последствия ввоза-вывоза прямых иностранных инвестиций

 

Для стран-экспортеров капитала Для стран-импортеров капитала
Выгоды Ущербы Выгоды Ущербы
1. Снижение затрат за счет: а) более дешевой рабочей силы; б) приближенности к ресурсам; в) экономии транспортных издержек. 2. Обход таможенных барьеров 3. Рост ВНП 4. Увеличение ЖЦТ 5. Расширение рынков сбыта 6. Использование льгот для иностранных инвесторов 7. Сглаживание международных конфликтов (укрепление дела мира) 1. Снижение ВВП 2. Снижение рабочих мест→ → рост безработицы 3. Снижение налоговых поступлений 4. Выведение из под налогообложения части прибыли 1. Рост ВВП 2. Создание дополнительных рабочих мест 3. Увеличение объема налоговых поступлений 4.Усиление конкуренции 5. Повышение жизненного уровня 6. Приток новых технологий 7. Рост внешней торговли 8. Снижение потребности в заемном капитале 1. Политическое давление 2. Обострение конкуренции→ → вытеснение национальных производств 3. Нарушение диспропорций в структуре экономики 4. Проникновение отраслей, оказывающих влияние на экономическую безопасность 5. Социальная напряженность (различия з/п на национальных и «иностранных» предприятиях) 6. Снижение стимула НИОКР 7. Ухудшение экологии за счет перевода «грязных» производств 8. Снижение доли доходов местных производителей.
Для развития мировой экономики в целом - развитие монополизма

 

 


Свободные экономические зоны (СЭЗ)

СЭЗ ограниченная территория, на которой для субъектов хозяйствования действуют особые экономические условия (особый режим осуществления предпринимательской деятельности). Обязательным требованием является присутствие на этой территории (необходимо быть резидентом этой территории). Особые условия хозяйствования заключаются в налоговых льготах, а также в таможенных и административных льготах.

Так как одной из целей создания СЭЗ является привлечение прямых иностранных инвестиций, то СЭЗ являются одной из форм их привлечения. Но процесс создания СЭЗ может не преследовать вообще цели привлечения ни зарубежных, ни отечественных инвестиций.

Цели СЭЗ

· Привлечение иностранных инвестиций.

· Ускоренное развитие определенной территории.

· Развитие наукоемких производств.

· Создание дополнительных рабочих мест.

· Развитие экспортного потенциала.

· Отработка новых элементов хозяйственного механизма.

В мире количество СЭЗ превышает 3000, в США примерно 1000, в России – 7 (Калининградская, Магаданская и др.). В России создание СЭЗ началось с 1992г., к 2005г. их было примерно 50, но они не дали ожидаемого эффекта. В 2005 г. вышел ФЗ «Об особых экономических зонах» и отменил все ранее созданные зоны.

Виды СЭЗ

Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон.

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона "Манаус" (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются "точечные" зоны, представленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины "дьюти фри").

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в "новых индустриальных странах".

Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологий.

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Валли" (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, именуемых "инкубаторами бизнеса" в начале 90-х годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах.

В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских "новых индустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

Комплексные свободные экономические зоны появились в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Особые экономические зоны России

Согласно ФЗ№ 116 от 2005г. «Об особых экономических зонах» на территории РФ может создаваться 4 типа зон:

- промышленно-производственные;

- технико-внедренческие;

- туристско- рекреационные;

- портовые.

Цель промышленно-производственных зон – производство наукоемкой продукции (через развитие обрабатывающей промышленности повышение конкурентоспособности высокотехнологической продукции на мировых рынках).

Цель технико-внедренческих зон – проведение научных исследований и их внедрение в производство.

Получение статуса ОЭЗ осуществляется после проведения конкурса. Выиграли конкурс в ноябре 2005г. 6 субъектов РФ. Организовано 4 технико- внедренческих зоны в городах Санкт-Петербург, Зеленоград, Дубна, Томск и две промышленно-производственных зоны – Елабуга, Липецк. В феврале 2007г. создано 7 туристско- рекреационных зон (Краснодарский и Ставропольский край, Иркутская область, Республика Бурятия и др). В 2008г. в ОЭЗ было зарегестрировано 50 резедентов.

Резидентом зоны может быть предприятие любой организационно-правовой формы (кроме унитарного), индивидуальное предприятие и предприятия с иностранными инвестициями.

Требования к промышленно-производственным и технико-внедренческим зонам отличаютсяпо размеру зоны (площадь промышленно-производственных зон не должна превышать 10 км2, а технико-внедренческих - 2 км2.). Для получения льгот при работе в промышленно-производственной зоне минимальная величина инвестирования проекта должна составлять не менее 10 млн. € за весь срок действия проекта (в первый год - 1 млн. €). Зоны создаются на 20 лет.

На территории зоны не допускается добыча и переработка полезных ископаемых и лома цветных и черных металлов, металлургическое производство, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Налоговые льготы

ü Резиденты зоны в течение 5 лет не платят налог на имущество, на землю и транспортный налог.

ü Освобождаются от уплаты налога на прибыль в части поступления в местный бюджет.

ü Не платят таможенные пошлины при ввозе товаров на территорию зоны.

ü Не платят таможенные пошлины на вывоз произведенных на территории зоны товаров

ü Снижена ставка ЕСН до 14% для технико-внедренческих зон.

ü Для промышленно-производственных зон применяется ускоренная амортизация с коэффициентом 2.

ü Списание затрат на НИОКР осуществляется менее чем за 3 года.

Оффшорные зоны

Оффшорная зона – это ограниченная территория, на которой действуют особые условия для нерезидентов. Оффшорная территория – ограниченная территория, которая вышла из-под юрисдикции страны, где она расположена.

Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Законодательство, как правило, предписывает, чтобы управление оффшорной компанией также осуществлялось вне территории регистрации.

В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Норманские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Для оффшорного бизнеса характерными сферами деятельности являются: банковская, страховое дело, морское судоходство, трастовая (доверительная) деятельность, экспортно-импортные операции, консалтинг.

Преимущества для пользователей

1. экономия на налогах.

2. имидж.

3. анонимность (регистрация на другое лицо).

4. доступ к финансовым ресурсам.

Компании в оффшорах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Многие оффшорные юрисдикции взимают налоги. Однако все они или не взимают подоходный налог вообще, либо взимают его только с определенных категорий дохода, либо взимают налог более низкий, чем в той стране, где плательщики являются налоговыми резидентами. Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, и др.

Желание пользователей зарегистрироваться в оффшорной зоне не всегда связано с желанием минимизировать налоги. Часто это служит средством управления риском (через валютное страхование, размещение активов с стабильных регионах) и обхода торговых барьеров.

Особенностью оффшорных юрисдикций является наличие чрезмерно жестких правил защиты банковской и коммерческой тайны. Они отказывают в нарушении своих барьеров секретности даже тогда, когда имеется серьезное нарушение законов другой страны.

Оффшорной фирме может быть открыт валютный банковский счет в зарубежном банке. Такой счет может использоваться для безналичных расчетов, осуществления других операций (переводы, аккредитивы, банковские гарантии) либо как "копилка" денег. Банк может выдать корпоративную кредитную карточку, которая может использоваться так же, как и обычная. Согласно действующему законодательству, российский гражданин без соблюдения определенных условий не может иметь личного счета в зарубежном банке. Корпоративная карточка позволяет обойти это ограничение. Кроме того, оффшорная компания может открыть счет в филиале зарубежного банка в России или в российском банке (включая рублевый инвестиционный счет) при соблюдении некоторых условий, что еще более расширит спектр возможностей.

Среди преимуществ оффшорных зон можно назвать также упрощенный порядок регистрации оффшорных фирм, упрощенная система финансовой отчетности.

Преимущества для территории

Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов (банкиры, юристы), что в целом способствует развитию национальной экономики.

1. создание дополнительных рабочих мест (номинальный директор, экономисты, юристы, банковские работники).

2. пополнение бюджета от ежегодного регистрационного сбора.

3. концентрация финансовых ресурсов.

Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания "грязных денег" и разного рода банковских афер.

Отличия оффшорных и свободных экономических зон

Некоторые авторы относят оффшорные зоны к одному из видов свободных экономических зон. Общее между ними заключается в том, что обе зоны – это ограниченная территория на которой действует льготный режим. Но в особых экономических зонах льготы получают те, кто находится и осуществляет деятельность на этой территории. А в оффшоре - те, кто находится вне этой территории. В свободной экономической зоне осуществляется движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а оффшоре - движение ссудного капитала. В табл. 6.2 представлены и другие отличительные признаки, которые позволяют сделать вывод о том, что классический оффшор принципиально отличается от СЭЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: