Особенности, характеризующие самоубийство

Я хочу рассказать вам о человеке, который в течение 40 лет занимался исследованием самоубийств. Его исследования о мотивах суицида дают нам полезную информацию о том, как мы можем работать с суицидальными клиентами. В результате своего исследования этот человек сделал вывод, что самоубийство — это не какой-то загадочный и не поддающийся объяснению акт. Напротив, люди, которые совершают самоубийства, имеют твердую логику и стиль мышления, которые закономерно приводят их к умозаключению, что смерть это единственный выход. Из предсмертных записок ясно, что человек считает смерть единственным выходом из своей проблемы. Или они пишут: "Я хочу просто потерять сознание, я хочу мира внутри".

Было выделено семь особенностей, характеризующих самоубийство.

1. Невыносимая психологическая боль. Боль это именно то, от чего хочет избавиться суицидальный человек., Первая и немедленная цель терапевта состоит в том, чтобы уменьшить эту боль любыми доступными средствами. Это могут быть какие-то совместные интервенции с родителями, друзьями; любые интервенции, которые могут уменьшить его боль, депрессию, уменьшить ту степень страданий, которую он испытывает. Даже небольшое изменение в этом плане очень часто приводит людей, помышляющих о самоубийстве, к иному выводу — к тому, чтобы жить.

2. Неудовлетворенность психологических потребностей. Прежде всего это — потребность в безопасности, потребность в возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, потребность в дружбе, в принадлежности к чему-либо, к какой-либо группе.

Терапевт должен строить психологические сеансы так, чтобы подросток максимально удовлетворил свои потребности. Это должна быть очень индивидуальная терапия. Просто использование каких-то техник, которые вы знаете, будет недостаточно. Вы всегда в этой работе должны быть сфокусированы именно на тех потребностях, от неудовлетворения которых страдает именно этот подросток.

3. Поиск решения проблемы. Однако этот поиск не венчается каким-либо иным ответом нежели смерть. Других выходов из ситуации подросток не видит.

4. Желание отключить сознание. Часто суицидальный подросток просто хочет отключить сознание, чтобы перестать ощущать болезненность своего существования. Он бежит и от боли и от сознания. Совершенно ясно, что при этом присутствует беспомощность и безнадежность, чувство бессилия и чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью, и что нет другого выхода, кроме самоубийства. Возможность вариантов для него ограничена. Очень редко они видят только два варианта: либо полностью идеальное решение, либо закончить все это. Ключевое слово "только": только это или только то.

Цель терапевта состоит в расширении перспективы. Необходимо поговорить с подростком и показать ему какое разнообразие выходов существует. В Америке иногда говорят: "У меня нет выбора". В действительности, в этот момент человек имеет в виду, что ему не нравятся его выборы. Практически во всех ситуациях есть разные варианты поведения, они ему просто не нравятся.

Вы очень поможете подростку, когда дадите ему возможность увидеть, что выбор всегда существует, и очень часто жизнь заставляет принять какие-то неприятные выборы. Но само сознание того, что у этого молодого человека есть возможность сделать выбор, хоть не на долго отодвинет его от этого ощущения беспомощности. Даст ему больше ощущения контроля.

Мы уже говорили о конфликте ценностей, и что именно ценности являются нашим стержнем. И если кто-то не согласен с нашими ценностями, то это может создать серьезную конфликтную ситуацию. Но также существуют и внутренние конфликты. Например, девочки, которые становятся беременными в подростковом возрасте, будучи, естественно, не замужем, очень часто находятся в состоянии внутреннего конфликта и не видят никакого выхода. Забеременевшие девочки-подростки это группа риска в отношении самоубийства.

И вот вы проводите сеанс с такой девочкой и рассматриваете пути выбора, которые для нее существуют. Вы помогаете ей, рассматривая возможные варианты. На что-то она говорит: "Нет, мне это не подходит, и другое тоже не подходит". Она может пройти по всему списку, дойти до самоубийства и сказать: "Для меня это единственный выход". Вы продолжаете говорить с ней и предлагаете снова переписать все варианты, но уже по принципу приоритета и в деталях обсуждаете каждый из вариантов. Вы начинаете располагать их под номерами по степени приемлемости для девочки. Иногда важно просто сделать это и внимательно посмотреть на эти варианты, чтобы помочь человеку увидеть вещи в другой перспективе, в другом свете. А пока вы это делаете, вы начинаете создавать межличностные связи с этой девочкой. Вы же не сказали: "Нет, нет, нет, ты только не иди на самоубийство". Вы приняли ее на том уровне, на котором она сейчас находится. И она почувствовала, что она может с вами говорить и может принять свое собственное решение. Ясно, что если она после всех ваших усилий на сеансе скажет, что нет, только самоубийство для меня единственный выход, вы ее просто не выпустите из офиса, пока вы не будете уверены, что она в безопасности.

5. Противоречивость. Мы все можем одновременно любить и ненавидеть кого-то из родителей, своего ребенка, супруга. Я имею в виду моменты ярости, когда мы, например, говорим своему ребенку: "Уйди с глаз долой, видеть тебя не могу".

Суицидальный человек столь же противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Человек, желающий убить себя, часто оставляет какие-то знаки, которые свидетельствуют о том, что ему действительно нужна помощь. Именно эта противоречивость и дает возможность терапевту вступить в ситуацию. Около 80% людей, склонных к суициду, оставляют своим друзьям и близким ясные знаки относительно своих намерений. Суицид совсем не обязательно акт враждебности или мести, хотя многие люди так думают. Это может быть попытка индивида сделать так, чтобы другие увидели его боль и остановили его от того, чтобы убить себя. И поэтому он бессознательно оставляет эти знаки.

6. Модель избегания. Часто подросток усвоил некую модель поведения: не обращаться к проблеме лицом к лицу. Вместо встречи с проблемой он убегает от нее. Он больше склонен пассивно терпеть, нежели оказывать противодействие чему-либо. Он может убегать из школы, из дома, а не стараться каким-то образом решить ситуацию. Так же у него выработалась некая модель того, как справляться с жизнью. Он приспосабливается таким образом, видя вещи в черно-белом свете. Это так называемое "полярное мышление": либо хороший, либо плохой. Некоторые дети явно демонстрируют такой тип поведения в школе: ребенок, который хочет быть во всем совершенным, иначе он просто ощущает себя неудачником.

7. Неприятие неудач. Еще одна группа риска в отношении самоубийств это одаренные дети, которые часто считают, что они должны все делать только отлично. И когда они встречаются даже с какой-то маленькой неудачей, например, они просто не выдающиеся студенты или школьники, то это приводит их к ощущению, что они просто неудачники.

Недавно у нас в местной газете появилась статья об одаренном подростке, который совершил самоубийство. Каждый житель в этом маленьком городке просто был шокирован случившимся. У него, казалось, все было. Он был самым лучшим студентом в самой привилегированной старшей школе. В школе его все считали лидером. Он был замечательный спортсмен. У него была масса друзей. И родители никогда не смотрели на него как на депрессивного. И этот подросток окончил жизнь самоубийством. Единственная вещь, которая представлялась причиной, это было то, что он очень напряженно работал над одним проектом по математике и естествознанию у себя в классе и выполнил его не так хорошо, как он от себя ожидал. Это типичный пример модели: либо я должен быть совершенным, либо я неудачник.

Самоубийство это акт отчаяния, это проявление сознания в нестабильном состоянии ограниченного сознания по причине невыносимой боли и неразрешимой проблемы. Эта боль является результатом неудовлетворенных психологических потребностей, которые воспринимаются этим человеком, как критические для его психологического выживания.

Неудовлетворенные психологические потребности — это те неудовлетворенные желания, которые интерпретируются подростком как значимые для него. Вернемся к примеру подростка, о котором я только что рассказывала. Ведь большинство из нас не рассматривало его как человека, испытывающего потребность в успехе или достижении чего-то. У него все это было. Однако он так себя рассматривал сам. Он не усвоил, что у него была история достижений. Вместо этого ему надо было вновь и вновь себе доказывать, что он может больше. Одна из вещей, которым я пытаюсь обучить подростков это коллекционировать свои достижения. Все хорошие вещи, которые они слышат о себе, которые они делают, надо беречь так, чтобы если случится какая-то трудность, она не могла бы стереть всего хорошего, что было до этого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: