Государственное автономное учреждение
Дополнительного профессионального образования Республики Карелия
«Карельский институт развития образования»
185005, Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 31
Тел./факс (814-2) 57-40-90 Е-mail: rector@kiro-karelia.ru
Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в2016/2017 учебном году.
Региональный этап Всероссийской олимпиадышкольников в 2016/2017 учебном годупроходил в сроки, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации с 11 января по 22 февраля 2017 года по 21 предмету.
В 2016/2017 учебном году участниками стали 320 школьников. Из них 74 человека – победителии призеры, что составило 23, 13%.Количество участников, выполнивших 50% и более олимпиадных заданий, составило 153 человек (47,81%).
В 2015/2016 учебном году участников было 306. Их них 61 человек стали победителями и призерами, что составило 19, 93%. Количество участников, выполнивших 50% и более олимпиадных заданий, составило 138 человек (45,10%).
|
|
При сравнении с предыдущим учебным годом следует отметить положительную динамику не только увеличения численности участников олимпиады, но и увеличение на 3,2% количества победителей и призеров.
За последние 3 года сократилась численность участников с 616 человек до 320 (почти в 2 раза), но количество победителей и призеров практически не изменилось, отмечен незначительный рост показателей числа выполнивших олимпиадные задания на 50% и более процентов,
Проблемой остается и то, что большое количество участников не справляются с заданиями на 50%, а также не происходит значительного роста количества победителей и призеров, результаты которых близки к максимальным баллам.
В региональном этапе олимпиады 2016/2017 учебного года приняло участие 160 обучающихся образовательных учреждений Республики Карелия (50% от общего числа участников)и 160 школьников из г. Петрозаводска (50% от общего числа участников).
Предмет | Количество участников регионального этапа | ||||||||||
IX класс | X класс | XI класс | Общее кол-во | всего | |||||||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | ||||||
Английский язык | |||||||||||
Астрономия | |||||||||||
Биология | |||||||||||
География | |||||||||||
Информатика (ИКТ) | |||||||||||
Искусство (Мировая художественная культура) | |||||||||||
История | |||||||||||
Испанский язык | |||||||||||
Итальянский язык | |||||||||||
Китайский язык | |||||||||||
Литература | |||||||||||
Математика | |||||||||||
Немецкий язык | |||||||||||
Обществознание | |||||||||||
Основы безопасности и жизнедеятельности | |||||||||||
Право | |||||||||||
Русский язык | |||||||||||
Технология | |||||||||||
Физика | |||||||||||
Физическая культура | |||||||||||
Французский язык | |||||||||||
Химия | |||||||||||
Экология | |||||||||||
Экономика | |||||||||||
ИТОГО |
|
|
Самые многочисленные олимпиады прошли по предметам: русский язык(24участника), литература(29 участников), английский язык(30 участников), физическая культура(32 участника), биология(29 участников), основы безопасности жизнедеятельности(24 участника).
Активно и результативно приняли участие в олимпиадах школьники общеобразовательных учреждений:
§ Петрозаводского городского округа-160участников,
§ Кондопожского района-27 участников,
§ Олонецкого района-18 участников
§ Сегежского района- 15 участников,
§ Беломорского района-13 участников,
§ Кемского района- 12 участников,
§ Питкяранского района- 10 участников,
§ Суоярвского района-10 участников.
В региональном этапе приняли участие представители практически всех муниципальных районов и городских округов республики, за исключением Пудожского района.
По результатам регионального этапа определено 28 победителей и 46 призеров, 66% из них обучающиеся общеобразовательных учреждений города Петрозаводска.
Сохраняется положительная тенденция к участию школьников в нескольких предметных олимпиадах и к достижению ими призовых мест в нескольких олимпиадах:
Ивашкина Фаина, победитель по литературе и обществознанию, призер по искусству (МХК). - МОУ средняя общеобразовательная школа №6 г. Кондопога РК;
Ульянов Алексей, победитель по физике, истории, информатике. - МОУ «Державинский лицей»;
Ширпаков Григорий, победитель по географии, призер по математике. -МОУ «Университетский лицей»;
Милашевская Алиса, победитель по обществознанию, призер по праву. - ГБОУ РК «Специализированная школа искусств»;
Павкова Ксения, победитель по праву, призер по обществознанию. - МКОУ «Лахденпохская СОШ»;
Хамицкая Екатерина, призер по биологии и немецкому языку. - МОУ «Лицей №1»;
Плохова Алина, призер по английскому языку и обществознанию.- МОУ «Гимназия №17».
В аналитических отчетах по итогам олимпиады председатели предметно-методических комиссий отмечают:
Английский язык
Наиболее сложными оказались задания по разделу “UseofEnglish”, где лучшие результаты составили лишь чуть больше 50 % работы: из 40 баллов только 7 участников (23%) набрали от 20 до 23, а 18 человек не достигли 50% порога выполнения задания.Как и в 2016 году, учащиеся справились с заданием раздела “ListeningandReading” лучше всего. Задание по разделу “ListeningandReading”, предлагающее соотнести информацию из графического и аудитивного текстов, требовало от участников высокого уровня развития оперативной памяти в условиях ограниченного времени и стрессовой ситуации соревнования. Но в сравнении с результатами 2016 г., где из максимально возможных 40 баллов 26 человек (81%) получили от 35-40 баллов, в 2017 г. только 14 человек (46%) набрали от 35 до 39 баллов, 1 человек не достиг 50% порога выполнения задания. Результаты раздела «Письмо» выше результатов прошлого года (в 2016 г. 7 участников (22%) набрали менее половины возможных баллов). Сравнительно высокие баллы (15-16 из 20 возможных) набрали 7 человек (23%), 20 человек (67%) набрали от 10 до 14 баллов, 1 человек – 9 баллов, и, к сожалению, 2 работы получили «0» за РКЗ.Интересным и сложным оказалось задание по разделу “Speaking”, в котором участники должны были подготовить сообщение о современных Чудесах Света по предложенной информации о каналах и туннелях в разных странах, пользуясь фактами на английском языке. Прослушав текст партнера, второй участник должен был задать два уточняющих вопроса. Выполнение данного задания потребовало концентрации внимания и запоминания большого объема информации. По данному разделу в 2017 г. из 20 возможных баллов высокие (18-20) получили 7 человек (23%), что сопоставимо с результатами прошлого года - 22%. 5 человек не достигли порога в 10 баллов, 1 человек из-за плохого самочувствия в этом конкурсе не смог участвовать.
|
|
Результаты. В целом, карельские участники показали неплохие результаты 86,67% (26 человек) преодолели 50% рубеж, хотя никто из них не получил возможный максимум (120 баллов). Победитель получил 94 балла (78% от максимального количества). В 2016 г. у победителя было такое же количество баллов. Среди девятиклассников наилучший результат - 89 баллов; среди учащихся 11 классов - 89 баллов.
· незначительное сокращение участников по сравнению с 2016 г. (32) и 30 в 2017 г., и увеличение представительства районов Республики Карелия – 14 человек (почти половина всех участников) из 9 районов (в 2016 г. – 5 районов);
· значительное снижение уровня выполнения заданий победителем Олимпиады – 78% (94 от максимального балла 120), в 2016 г. – 94 – 85,5% от максимального, а в 2015 г. максимальный балл был 106 – 96,3%.
· особенно отметим, что все учащиеся 9 классов справились с заданиями, 4 участника (3 из районов), учащиеся 10 и 11 классов, не достигли 50% выполнения заданий.
|
|
· незначительное снижение количества участников не может свидетельствовать о понижении интереса учащихся РК к предмету «иностранный язык» и понижению уровня владения им по результатам одного года. Вместе с тем, полученные результаты требуют определенных действий со стороны учителей английского языка.
Несмотря на технические изменения, касавшиеся обеспечения секретности заданий олимпиады, члены жюри и сопровождающие участников учителя отмечают чёткую организацию: все необходимые материалы были подготовлены вовремя; аудитории соответствовали требованиям; а также комфортную обстановку проведения олимпиады.
Биология
Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий, - 29. Из них учащихся 9 класса – 11 человек, 10 класса – 7 человек, 11 класса – 11 человек. 14 человек(48,27%) выполнили задания теоретического тура на 50% и выше.
Теоретический тур. В целом задания теоретического тура для 9 класса от 50% баллов и выше выполнили 5 (45%) участников. Максимальный показатель выполнения заданий – 60% баллов. Это средний уровень. Задания теоретического тура для 10 класса от 50% баллов и выше выполнили только 4 (36%) участника. Максимальный показатель – 60% баллов. Это уровень выше среднего, хотя желателен более высокий показатель от 70-80 %. Задания теоретического тура для 11 класса от 50% баллов и выше выполнили только 5 (45%) участников. Максимальный показатель – 61% баллов. Это уровень выше среднего, но желателен более высокий показатель от 70-80 %.
Таким образом, результаты теоретического тура показывают, что существуют определенные проблемы в подготовке школьников всех возрастных категорий к всероссийской олимпиаде по биологии как на уровне образовательных организаций, так и на уровне региона в целом. Необходимо уделять больше внимания теоретической подготовке обучающихся, проявляющих заинтересованность в изучении предмета.
Практический тур. Второй тур проходил на базе лабораторий эколого-биологического факультета Петрозаводского государственного университета. Участникам каждого класса предлагалось пройти по 3 лаборатории (станции). Продолжительность каждой станции – 45 минут. Дляобучающихся 9 класса предлагались станции «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека»; для 10 класса – станции «Физиология и морфология растений», «Зоология», «Анатомия и физиология человека»; для 11 класса - «Ботаника», «Анатомия и физиология человека», «Биохимия».
На станции «Ботаника» 9-классники затруднялись с определением растений местной флоры, формул цветков. Работа с определителем осуществлялась лучше, чем в предыдущие годы. Большинство 11-классников успешно справлялись с изготовлением микропрепаратов из какой-либо части предложенных побегов растений, изображением растительных тканей среза, определением, вида растения, его морфологического органа.
На станции «Физиология и морфология растений» 10-классники не справились с изучением анатомо-морфологической структуры клубня картофеля (Solanumtuberosum), но успешно определили и рассчитали осмотический потенциал клеток клубня.
На станции «Биохимия» только 1 участник 11 класса смог показать хорошие навыки расчетов с целью приготовления эталонных растворов глюкозы и вычислением активностей группы ферментов, умение работать с химическими реактивами и посудой, некоторым химическим оборудованием (кипящая водяная баня).
На станции «Человек и его здоровье» 9-классники и 10-классники затруднялись в определении тканей, но даже в случае правильного определения не могли дать обоснование ответа. Для участников 9-го класса трудными оказались также вопросы, связанные с определением костей скелета по изображениям на рисунках. 10-классники затруднялись с описанием функций коры больших полушарий, но хорошо описывали функции желудка, поджелудочной железы. Также многие из них не смогли рассчитать длительность сердечного цикла и применить для изображения ЭКГ заданную скорость 50 мм в сек.
Участники 11 класса плохо выполняли рисунки тканей, производных энтодермы, хотя ткани определили правильно; допустили много ошибок в описании стадий развития зародыша человека, хромосомные аномалии человека путали с названиями синдромов.
На станции «Зоология» в целом школьники 9-х классов справились с предложенными заданиями наполовину. Затруднения были связаны в основном с указанием точной систематической принадлежности, с определением типа питания и экологической роли животных. Многие участники не знали особенности внутреннего строения беспозвоночных.
Участники 10-х классов справились с большинством предложенных заданий. Тем не менее, возникли сложности с правильным написанием зубных формул зверей, а также с определением отряда, места в пищевой цепи, значения в природе и для человека некоторых представителей местной фауны.
Общее впечатлениеот прошедшей олимпиады по биологии в 2017 году положительное. Все участники проявили заинтересованность, сосредоточенность и, несмотря на ошибки или проблемы при выполнении заданий, стремились наиболее полно представить свои знания и умения, точно выполнить работу.