Размещение промышленности

Размещение промышленности это территориальное распределение производства и создание территориально-производственных комплексов в экономических районах страны с учетом необходимости эффективного исполь­зования природных условий, материальных и трудовых ресурсов.

Важнейшим принципом размещения промышленности является приближе­ние промышленного производства к источникам сырья, к районам потребления при условии производства необходимой продукции с минимальными затратами общественного труда.

Приближение промышленного производства к источникам сырья и к райо­нам потребления обеспечивает более равномерное его размещение. Но этот принцип не следует представлять как обязательное развитие всех отраслей в каждом районе Одни отрасли тяготеют к районам залегания полезных ис­копаемых (угледобывающая, нефтедобывающая, железорудная и др), дру­гие—к источникам сельскохозяйственного сырья (сахарная), к районам потребления (хлебопекарная), к районам, благоприятным для жизни людей, (приборостроение, часовая промышленность и др.).

Важным принципом размещения производительных сил является рацио­нальное разделение труда между экономическими районами и комплексное развитие хозяйства в каждом районе.

Разделение труда между экономическими районами, определяемое ма­териальными и трудовыми ресурсами, природными и другими условиями, в ре­зультате комплексного развития их хозяйства обеспечивает экономию затрат общественного труда.

Комплексное развитие районов в сочетании с ликвидацией нерациональ­ных перевозок сырья и готовой продукции обеспечивает выравнивание уровней экономического развития всех районов страны.

В условиях развития мировой социалистической системы хозяйства раз­деление труда приобретает международный характер. Оно обеспечивает на­иболее рациональное развитие хозяйства каждой страны, вставшей на путь социалистического строительства, и специализацию отдельных стран на тех отраслях промышленности, для которых в них имеются наиболее благоприят­ные природные, экономические и социальные условия.

Глобализация - В настоящее время существует несколько десятков определений понятия «глобализация».

Под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией и идеями, перемещении людей.

Кратко глобализациюможно определить как высшую стадию интернационализации

Глобализация проявляется также в увеличении объема и разнообразия:

международных сделок в товарах и услугах;

международных потоков капитала;

в более быстром и широком распространении новых информационных технологий и телекоммуникаций;

в формировании абсолютно новой среды для бизнеса в Интернете, и в связанной с ним “Всемирной паутине”.

Снижение барьеров в международной торговле и в инвестициях носит позитивный характер. Кроме всего прочего оно способствует также глобализации производства в странах, включившихся в этот процесс, так как возрастает объем и темпы роста инвестиционных капиталов.

Интеграция. –(восстановление, восполнение, от integer - целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция) (СЭ).

Интеграция - объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития.

Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, созданию региональных хозяйственных комплексов. Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц.

Процесс развития экономической интеграции определяется не только экономическими, но и политическими причинами. Основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших уже рамки национальных хозяйств.

Стадии интеграционного процесса: создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.

Преимущества интеграционного процесса:

более широкий доступ к различным видам ресурсов;

возможность оперировать на более широком интеграционном – рыночном пространстве;

привилегированные условия для организаций интегрирующих стран и защита их от конкуренции со стороны организаций третьих стран:

согласованное или совместное решение странами сложных социально-экономических, экологических, научно-технических и иных проблем.

В качестве примеров интеграционных группировок разного типа можно выделить Европейский союз (ЕС), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), интеграция СНГ, таможенные союзы, ЕвроАз, Россия-Белоруссия.

Интеграционные процессы действуют и в группе развивающихся стран, которые видят в создании интеграционных экономических объединений одно из средств преодоления хозяйственной отсталости.

Интеграционные группировки развивающихся стран: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Андская группа; Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ); Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК); Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Аутсорсинг. В практике западного бизнеса нашла весьма большую популярность теория (Outsourcing), решающая дилемму производителя покупать или производить требуемые в производстве компоненты. Эта теория определяет в две качественные ситуации, возникновение которых побуждает компании решать эту дилемму – дальнейшее продвижение товаров или услуг на рынок возможно либо за счет увеличения качества либо снижения цены. Анализ отечественного опыта показывает, что существует третья ситуация, в которой предприятие ставит перед собой цель увеличения финансовой устойчивости, не определяя при этом “сбытового” приоритета.

Диверсификация – это инвестирование свободных ресурсов в другие виды бизнеса.

Имеется два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).

Несвязанная диверсифик ация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.

Диверсификация может осуществляться следующими путями:

- через внутренний рынок капиталов;

- реструктурированием;

- передача опыта;

- разделением функций или ресурсов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: