Размещение промышленности — это территориальное распределение производства и создание территориально-производственных комплексов в экономических районах страны с учетом необходимости эффективного использования природных условий, материальных и трудовых ресурсов.
Важнейшим принципом размещения промышленности является приближение промышленного производства к источникам сырья, к районам потребления при условии производства необходимой продукции с минимальными затратами общественного труда.
Приближение промышленного производства к источникам сырья и к районам потребления обеспечивает более равномерное его размещение. Но этот принцип не следует представлять как обязательное развитие всех отраслей в каждом районе Одни отрасли тяготеют к районам залегания полезных ископаемых (угледобывающая, нефтедобывающая, железорудная и др), другие—к источникам сельскохозяйственного сырья (сахарная), к районам потребления (хлебопекарная), к районам, благоприятным для жизни людей, (приборостроение, часовая промышленность и др.).
|
|
Важным принципом размещения производительных сил является рациональное разделение труда между экономическими районами и комплексное развитие хозяйства в каждом районе.
Разделение труда между экономическими районами, определяемое материальными и трудовыми ресурсами, природными и другими условиями, в результате комплексного развития их хозяйства обеспечивает экономию затрат общественного труда.
Комплексное развитие районов в сочетании с ликвидацией нерациональных перевозок сырья и готовой продукции обеспечивает выравнивание уровней экономического развития всех районов страны.
В условиях развития мировой социалистической системы хозяйства разделение труда приобретает международный характер. Оно обеспечивает наиболее рациональное развитие хозяйства каждой страны, вставшей на путь социалистического строительства, и специализацию отдельных стран на тех отраслях промышленности, для которых в них имеются наиболее благоприятные природные, экономические и социальные условия.
Глобализация - В настоящее время существует несколько десятков определений понятия «глобализация».
Под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией и идеями, перемещении людей.
|
|
Кратко глобализациюможно определить как высшую стадию интернационализации
Глобализация проявляется также в увеличении объема и разнообразия:
международных сделок в товарах и услугах;
международных потоков капитала;
в более быстром и широком распространении новых информационных технологий и телекоммуникаций;
в формировании абсолютно новой среды для бизнеса в Интернете, и в связанной с ним “Всемирной паутине”.
Снижение барьеров в международной торговле и в инвестициях носит позитивный характер. Кроме всего прочего оно способствует также глобализации производства в странах, включившихся в этот процесс, так как возрастает объем и темпы роста инвестиционных капиталов.
Интеграция. –(восстановление, восполнение, от integer - целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция) (СЭ).
Интеграция - объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития.
Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, созданию региональных хозяйственных комплексов. Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц.
Процесс развития экономической интеграции определяется не только экономическими, но и политическими причинами. Основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших уже рамки национальных хозяйств.
Стадии интеграционного процесса: создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.
Преимущества интеграционного процесса:
более широкий доступ к различным видам ресурсов;
возможность оперировать на более широком интеграционном – рыночном пространстве;
привилегированные условия для организаций интегрирующих стран и защита их от конкуренции со стороны организаций третьих стран:
согласованное или совместное решение странами сложных социально-экономических, экологических, научно-технических и иных проблем.
В качестве примеров интеграционных группировок разного типа можно выделить Европейский союз (ЕС), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), интеграция СНГ, таможенные союзы, ЕвроАз, Россия-Белоруссия.
Интеграционные процессы действуют и в группе развивающихся стран, которые видят в создании интеграционных экономических объединений одно из средств преодоления хозяйственной отсталости.
Интеграционные группировки развивающихся стран: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Андская группа; Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ); Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК); Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).
Аутсорсинг. В практике западного бизнеса нашла весьма большую популярность теория (Outsourcing), решающая дилемму производителя покупать или производить требуемые в производстве компоненты. Эта теория определяет в две качественные ситуации, возникновение которых побуждает компании решать эту дилемму – дальнейшее продвижение товаров или услуг на рынок возможно либо за счет увеличения качества либо снижения цены. Анализ отечественного опыта показывает, что существует третья ситуация, в которой предприятие ставит перед собой цель увеличения финансовой устойчивости, не определяя при этом “сбытового” приоритета.
|
|
Диверсификация – это инвестирование свободных ресурсов в другие виды бизнеса.
Имеется два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная.
Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).
Несвязанная диверсифик ация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.
Диверсификация может осуществляться следующими путями:
- через внутренний рынок капиталов;
- реструктурированием;
- передача опыта;
- разделением функций или ресурсов.