Структура комплекса отраслей

В соответствии с ОКВЭД-2 в транспортной отрасли выделяют следующие подотрасли:

Деятельность сухопутного (железнодорожный, автомобильный) и трубопроводного транспорта

Деятельность водного транспорта

Деятельность воздушного и космического транспорта

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

В настоящее время при большом развитии информационных технологий появился новый вид транспорта – электронный.

Рассмотрим каждое структурное подразделение в отдельности.

Железнодорожный транспорт – транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям с помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным. На его долю приходится большая часть грузо- и пассажирооборота. По некоторым параметрам (например, по объему грузооборота) он уступает только трубопроводному транспорту, и при этом он универсале, ибо с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров. Основными преимуществами этого вида транспорта являются большая перевозная способность железных дорого и сравнительно низкие удельные затраты на тонно- и пассажиро-километр при крупных масштабах перевозок, высокие скорости транспортировки, возможность использования этого транспорта практически во всех погодных условиях.

Высокая интенсивность движения по железным дорогам способствует увеличению перевозок на железнодорожном транспорте.

Основные грузы, перевозимыми железнодорожным транспортом – это лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы (в значительной степени зерно), уголь, нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов и металлы, минерально-строительные материалы. В основном это продукция добывающей промышленности. Доля же перерабатывающей промышленности в железнодорожных перевозках относительно невелика, хотя в последние годы ситуация заметно изменилась.

В географии грузоперевозок преобладают грузопотоки топлива и сырья в западном направлении (в европейскую часть России, на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Западной и Восточной Европы). Большой грузопоток приходится и на транспортные пути проходящие из Европейского Севера в среднюю и южную полосы России.

В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва – Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы.

Пригородное пассажирское сообщение наиболее развитов окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.

Трубопроводный транспорт – один из видов транспорта жидких и газообразных грузов по трубам под действием разности давлений, которое создают компрессорные станции. Это относительно молодой, но уже динамично развивающийся вид транспорта. Он находится на первом месте по объемам грузооборота.

Важнейшими грузами трубопроводного транспорта являются сырая нефть, природный и попутный газ.

По общей протяженности магистральных нефте- и газопроводов на начало 1995 года Россия занимала второе место в мире после США. (таблица 2)

К наиболее магистральным нефтепроводам относятся:

нефтепровод «Дружба» (Альметьевск – Самара – Унеча – Мозырь – Брест и далее в страны Западной и Восточной Европы)

Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва

Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Снегиревка – Одесса

Сургут – Тюмень – Уфа – Альтемьевск

Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу

С 1946 года начинают сооружаются магистральные газопроводы, к их числу относятся:

газопровод Ставрополь – Москва

газопровод Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград

газопровод Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжонок

газопровод Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск

Морской транспорт – один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы). Он играет огромную роль во внешнеэкономических связях, обслуживая внешнюю торговлю – это один из источников получения валютных средств. В России находятся 39 портов и 22 портовых пункта, общая длина причалов 60,5 тысяч километров. Наиболее крупные порты на Черном море – Новороссийск и Туапсе, на Азовском море – Таганрог, на Балтийском море – Санкт-Петербург, Калининград и Выборг, на Белом море – Архангельск, на Баренцевом море – Мурманск, на Дальнем Востоке – Владивосток, Находка.

Внутренний водный транспорт (или речной) – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек) водным путям.

Водные пути имеют огромную протяженность по всей Российской Федерации, но при этом речной транспорт имеет сравнительно небольшой удельный вес в грузоперевозках. Это объясняется следующими обстоятельствами:

большая часть крупных судоходных рек России расположена в малоосвоенных районах с суровым климатом и с небольшой численностью населения

ярко выражена сезонность перевозок

направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки осуществляются в широтном направлении, то есть с востока на запад)

в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему.

Грузы, перевозимые речным транспортом: минерально-строительные материалы (3/4 всех грузов), лес, нефть и нефтепродукты, уголь, зерно, овощи.

Основной грузооборот речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Самая большая доля (2/3 всего грузооборота) у Волго-Камского бассейна, а самый напряженный участок – отрезок Волги от Камского устья до Самары. Значительную роль в грузообороте играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева, Обь, Иртыш, Енисей, Амур.

Автомобильный транспорт – вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках). Используется автомобильный транспорт в основном для перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния и в небольшом количестве. Так как этот вид транспорта имеет сравнительно высокую себестоимость и малую грузоподъемность.

Еще одним фактором слабого использования автомобильного транспорта является бездорожье. Суровые климатические условия, вызывающие большие, чем в других развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта также оказывают влияние на использование автотранспорта. Притом, что Россия занимает самую большую площадь в мире, по средней плотности автодорог она уступает место не только развитым странам, но и многим развивающимся странам. На конец 1996 года общая протяженность дорог с твердым покрытием в России составляла 745 тысяч километров, но и даже эти дороги не всегда соответствовали мировым стандартам. Из общего числа 11 % автодорог являются грунтовыми, 1/3 всех дорог имеет гравийное, щебеночное, шлаковое, булыжниковое покрытие.

Несмотря на недостатки, автомобильный транспорт имеет и свои преимущества. Он более мобилен, чем другие виды транспорта, что позволяет доставлять грузы в труднодоступные места. Также этот вид транспорта обладает высокой степенью комфортности.

Воздушный транспорт – самый скоростной и в тоже время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом перевозятся дорогостоящие и скоропортящиеся грузы. В основном это пассажирские перевозки, выполнение работ при строительстве трубопроводов, мостов, линий электропередач, участие в геологоразведочных работах, сельскохозяйственных работах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: