Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Два пути:

1. Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита,

ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП.

2.Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ:

стабилизация и стимулирование производства,

совершенствование налоговой системы,

создание рыночной инфраструктуры,

повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности,

регулированию курса национальной валюты,

проведение определенных мер по регулированию цен и расходов,

достижение политической стабильности,

структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

 

Денежные реформы

Содержание и исторический опыт проведения денежных реформ позволяют выделить три важнейшие предпосылки успешного их осуществления, к числу которых могут быть отнесены:

-рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;

-бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост цен;

-наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии всех этих предпосылок проведение реформ может быть успешным. Так, при проведении реформы Витте в России в 1895-1897 гг. существовали необходимые предпосылки в виде роста производства и практически бездефицитного бюджета. Однако так как эта реформа предусматривала переход к свободному размену денежных знаков на золото, особое значение приобрело накопление достаточного золотого запаса. Для решения этой проблемы был провозглашен лозунг «Не доедим, а вывезем», что позволило благодаря увеличению экспорта накопить необходимый золотой запас и успешно завершить денежную реформу.

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Следующая денежная реформа в нашей стране проводилась в 1922-1924 гг. и имела целью устранение сложившихся в денежной сфере отрицательных последствий Первой мировой и Гражданской войн и, в частности, изъятия из оборота быстро обесценивающейся денежной единицы.

Денежная реформа 1947 года

Следующая денежная реформа в нашей стране была проведена в 1947 г. Она имела своей целью устранить последствия войны 1941 — 1945 гг. в сфере денежного обращения, в которой находилась чрезмерная масса денег; нормализовать величину денежной массы; создать устойчивую денежную единицу, тем более, что в стране сохранялась карточная система распределения продуктов, при которой продукты реализовывались по пониженным ценам, и существовала коммерческая торговля без применения нормированного распределения, где товары продавались по завышенным ценам. Поэтому реформа предусматривала не только применение новой денежной единицы, но также отмену карточной системы, нормированного распределения продукции и переход к торговле по единым ценам.

Денежная реформа 1961 года

В 1960 г. было принято решение о новом изменении масштаба цен и увеличении золотого содержания рубля с 0,222168 г чистого золота в 1950 г. до 0,987412 г чистого золота в 1961 г., т.е. более чем в четыре раза.

Изменение масштаба цен с 1 января 1961 г. заключалось в том, что все денежные средства, внутренняя задолженность, денежные доходы населения, цены и тарифы пересчитывались в соотношении 10 старых рублей к 1 новому рублю. Были выпушены билеты Госбанка СССР достоинством 100, 50, 25 и 10 руб. и казначейские билеты 5, 3 и 1 руб. Поступили в обращение новые монеты: 1 руб., 50, 20, 15 и 10 коп. из мсдноникслевого сплава и 5, 3, 2 и 1 коп. из латуни. Обмен денег проводился в течение трех месяцев: с 1 января по 1 апреля 1961 г.

В 1991 — 1993 гг. в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50- и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:

в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления могли увеличивать инфляцию в России;

в стране обращалось много фальшивых купюр крупного достоинства;

необходимо было изъять незаконные капиталы, которые хранились в крупных купюрах.

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 г. были отменены талоны, и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

На первом этапе Центральным банком РФ было проведено несколько последовательных выпусков купюр все более и более высокого достоинства. В 1992 г. в обращении появились первые банкноты Центрального банка РФ в 5000 и 10 000 руб., в 1993 г. — новая серия банкнот номиналами в 100, 200, 500, 1000, 5000, 10 000 и 50 000 руб. С 24 июля 1993 г. все банковские и казначейские билеты СССР выпуска 1961 — 1992 и билеты Центрального банка РФ в 5000 и 10 000 руб. образца 1992 г. изъяты из обращения на территории Российской Федерации. В 1994 г. в основном в целях защиты их от подделки, выпущены модифицированные банкноты ЦБ РФ в 5000, 10 000 и 50 000 руб. образца 1993 г., но на бумаге разного цвета для каждого номинала и с измененным водяным знаком и улучшенной печатью.

В 1997 г. было принято решение об укрупнении денежной единицы, т.е. деноминации рубля. Это было обусловлено тем, что наметился небольшой рост валового национального продукта страны, и инфляция практически приблизилась к нормальной.

Реформа 1998 г. заключалась в укрупнении рубля в 1000 раз, причем в отличие от предыдущих реформ не ставилось жесткого ограничения по срокам и суммам обмена денег. Деноминированные и неденоминированные («новые» и «старые») деньги находились в обращении одновременно на протяжении всего 1998 г.

Опыт денежных реформ в России подтверждает то, что требуемыми предпосылками их проведения являются рост производства, бездефицитность бюджета, наличие золотовалютных резервов, хотя каждая из проводившихся реформ отличалась своими особенностями. Общие же требования к проведению реформ сохраняют свое значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: