Рынок — результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.
Структура рынка:
По экономическому назначению выделяют:
Рынок товаров и услуг
-Рынок средств производства
-Рынок труда
-Финансовый рынок.
По географическому положению выделяют:
-Местный
-Региональный
-Национальный
-Мировой.
По степени конкуренции:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
|
|
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция — теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией или полным отсутствием барьеров входа; неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
По характеру продаж:
-Оптовый
-Розничный.
По месту создания продукта:
-Внутренний
-Внешний.