А нельзя ли без эмоций

вается, но, тем не менее, не теряет времени зря и заполняет тетрадный лист столбцами цифр, хотя волнуется и не убеж­ден в правильности своих действий; его волнение находит отражение в перечеркнутых цифрах, но рядом с ними не­твердая рука поспешно выводит другие числа, которые, как надеется исполнитель контрольной работы, вернее преж­них. Если вы достаточно наблюдательны, то обратите вни­мание и на ученика, сидящего на предпоследней парте у окна, который проводит время явно непродуктивно. Лицо его растерянно, глаза бегают по сторонам, надеясь уловить что-то в тетради соседа, зубы грызут наконечник ручки, а в тетради, кроме заглавия работы, ничего нет. Что же творится с этим учеником? Да просто он не понял условия задачи и не может представить себе, каким путем ее можно решать, растерялся, отчаялся, потерял веру в свои возмож­ности, а в связи с этим — потерял надежду справиться с заданием, и это уподобило его утопающим, о которых со­крушался Ален Бомбар. Но вот к этому ученику подходит учительница, говорит лишь одну фразу, направляя таким образом его мысль по нужному пути, и фраза учительни­цы воспринимается учеником так же, как терпящий бед­ствие в море воспринимает дымок парохода на горизонте. Ученик преобразился: глаза его вспыхнули надеждой, и быстро-быстро, наверстывая упущенное время, он застро­чил пером. При этом изменились весь его облик, все его поведение. Он еще не уверен, что решит задачу правильно, но он почувствовал, что решить ее можно; этого было до­статочно, чтобы у него появился интерес к работе, чтобы из пассивного и беспомощного он превратился в деятельного члена коллектива.

 

Достигшие обогащения вор, грабитель, взяточник не могут быть по-настоящему счастливы, ибо они должны постоянно скрывать от людей свои занятия, жить в страхе, боясь разоблачения и презрения окружающих.

Итак, степень информированности о пути достижения цели или удовлетворения потребности несомненно влияет на эмоциональное состояние человека. Чем выше инфор-43


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

мированность человека, тем меньше места остается для асте­нических, отрицательных эмоций, а, следовательно, больше шансов добиться цели, достичь ее наиболее рациональным способом. Но и это рациональное решение, как правило, все-таки не исключает эмоциональных реакций, ибо степень нашей информированности о путях удовлетворения потреб­ности практически никогда не бывает абсолютной.

Надо сказать, что на эмоциональное состояние человека может влиять (и, к счастью, в большинстве случаев влияет) не только информированность о пути достижения цели, но и соответствие этого пути морали общества, в котором он живет. Если путь достижения цели оказывается в проти­воречии с принятым обществом виртуальным моральным кодексом, то достижение цели может быть безрадостным. Поэтому достигшие обогащения вор, грабитель, взяточник не могут быть по-настоящему счастливы, ибо они должны постоянно скрывать от людей свои занятия, жить в стра­хе, боясь разоблачения и презрения окружающих. Добытые нечестным, криминальным путем доходная должность, ма­териальные блага, общественное положение, власть обычно не приносят радости, не дают человеку полного счастья. В связи с этим невольно в памяти всплывают пушкинские слова: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста».

Эмоции не только содействуют достижению цели. Они делают нашу жизнь содержательной, насыщенной, инте­ресной. В связи с этим монотонная жизнь обывателя, на­правленная на удовлетворение только своих элементарных желаний, представляется тусклой, серой, душной, пробуж­дающей лишь скуку и щемящее чувство неудовлетворенно­сти и скорби о бесцельно прожитых годах. Как порождение этой скорби звучат слова умирающего лермонтовского ге­роя — Мцыри, проведшего большую часть своей безрадост­ной жизни в сумрачных степах монастыря:

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

М.Ю. Лермонтов 44


"*3

ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША

Глава 4 ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША

Скажи мне, где мечты начало? Мозг, сердце ль жизнь ей даровало?

В. ШЕКСПИР

Сегодня, пожалуй, вряд ли кто сомневается, что мате­риальным субстратом эмоций и других форм психической деятельности, местом их формирования является головной мозг, хотя к этому, казалось бы весьма очевидному, умо­заключению люди пришли далеко не сразу. Так, в Древ­ней Индии главным вместилищем жизни считался пупок; в Древней Ассирии ум и чувства локализовали в сердце и печени; в Древней Греции во времена Гомера местом фор­мирования и пребывания человеческих чувств также счита­ли сердце и печень, а иногда и грудобрюшную перегородку (диафрагму). Только в VI в. до н. э. Алкмеон из Кретоны впервые высказался о мозге, как о «центральном органе ощущений и души». В V–IV вв. до н. э. это мнение было поддержано Эмпедоклом и Демокритом. Демокрит, между прочим, даже указывал на значение душевного спокой­ствия для нормальной деятельности организма. Гиппократ приблизительно в 420 г. до н. э. в трактате о священной болезни (эпилепсии) писал: «Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга и только из мозга происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, так же как наши печаль, боль, скорбь, слезы. Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно».

ф

В Древней Греции долго еще было распространено мнение о том, что главным вместилищем психических функций является сердце.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Один из крупнейших философов древности Платон сде­лал попытку синтезировать известные к тому времени воз­зрения о месте формирования чувств и мыслей. Он считал, что в печени располагается «чревная душа», а в сердце — «душа мужества». Эти две души через посредство нервов связаны с «мыслящей душой», которая находится в моз­гу. Но и после этого в Древней Греции долго еще было распространено мнение о том, что главным вместилищем психических функций является сердце. Эту точку зрения разделял, в частности, и такой непререкаемый авторитет тех времен, как Аристотель. В своем трактате «О частях живого» он указывал, что сердце — «вместилище чувств, страстей, ума и произвольных движений».

Борьба мнений о том, где же формируются чувства и мысли, продолжалась и позднее. И даже во времена Шек­спира еще не вызывал удивления вопрос: «Скажи мне, где мечты начало? Мозг, сердце ль жизнь ей даровало?» (В. Шекспир. «Венецианский купец».) Надо сказать, что представление о влиянии эмоций на здоровье человека в ту пору было более определенным. Так, живший в XVI в. французский хирург Амбруаз Паре считал, что приезд цир­ка в город для здоровья его жителей значит больше, чем приезд аптеки.

Ныне по этому вопросу уже не спорят. Хотя мы до сих пор говорим о сердечности или бессердечности отношений и можем ненавидеть или любить «всем сердцем», теперь каждый знает, что органом, где возникают чувства и мыс­ли, является головной мозг, и уверен в этом так же твердо, как и в том, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Но сказать сегодня, что эмоция — функция головного моз­га, это все равно, что ничего не сказать, ибо головной мозг построен очень сложно. Он состоит из ряда отделов, и каж­дый из них не только имеет свои анатомические особен­ности, но и выполняет специфические обязанности, внося свою лепту в многопрофильную работу всего мозга.

Какой же из отделов мозга можно считать местом за­рождения и формирования эмоций? Чтобы ответить на этот вопрос, вероятно, следует хотя бы вкратце напомнить о том, как построен мозг человека.


----------------------------------------------------------------------- ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

Головной мозг состоит из двух больших полушарий и ствола. Каждое из больших полушарий составляют пять до­лей. Четыре из них видны при осмотре поверхности моз­га. Это лобная, теменная, височная и затылочная. Пятую, лимбическую, долю составляют поясная извилина, извили­на морского конька (гиппокамп), грушевидная извилина, свод и некоторые другие образования, окружающие место перехода большого полушария в наружные отделы верхней части мозгового ствола.

Большую часть извилин больших полушарий покрывает шестислойная, так называемая новая кора — неокортекс. Кора же лимбической доли имеет более простое строение. В состав ее входят участки, получившие название древней коры (палеокортекс), старой коры (архиокортекс), и тер­ритории, занимающие промежуточное по своей структуре положение между старой и новой корой.

Под корой больших полушарий находится белое веще­ство мозга, состоящее из нервных волокон (проводящих и ассоциативных путей).

Между нижними отделами полушарий располагается непарный промежуточный мозг. Основную массу его со­ставляют так называемые таламические бугры. Под ними находится гипоталамический отдел мозга — гипоталамус («гипо» по-гречески — «под», «ниже»). Снизу к гипотала­мусу примыкает связанная с ним очень важная в функ­циональном отношении эндокринная железа — гипофиз, расположенная в турецком седле — находящемся в центре основания черепа костном углублении. Задние отделы про­межуточного мозга переходят в мозговой ствол, с трех сто­рон (кроме передней) его покрывают структуры мозжечка.

В стволе мозга, кроме ядер (скоплений клеток) и про­водящих путей (нервных волокон), обеспечивающих спе­цифические функции, и прежде всего чувствительность, и произвольные двигательные акты, находится так называе­мая сетчатая, или ретикулярная, формация. Состоит она из множества различных по размеру и форме нервных клеток и сложного переплетения их отростков. Сетчатая формация ствола относится к неспецифическим мозговым структу-


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

рам. Она выполняет очень важные функции и, в частности, регулирует уровень активности мозга.

Вопрос о месте формирования эмоций в мозгу до недав­него времени оставался открытым. Это можно объяснить тем, что изучением эмоций длительное время занимались только философы и психологи. Они много сделали для описания различных эмоциональных состояний, немало внимания уделили их роли в воспитании и преподавании, исследовали их влияние на взаимодействие людей в малых и больших человеческих коллективах и т.д. Уточнение же места формирования эмоций и суждения об их физиологи­ческой основе выходило за рамки возможностей представи­телей указанных дисциплин.

ф

Нарушения в эмоциональной сфере особенно отчет­ливо понятны при локализации патологического оча­га в глубинно расположенных отделах мозга.

Первые, хотя и недостаточно конкретные, суждения об образовании эмоций высказали врачи-невропатологи и психиатры на основании изучения клинической картины больных с органическим поражением различных отделов головного мозга. Ж. Шарко, В.М. Бехтерев, М.И. Аства-цатуров и другие крупные клиницисты отмечали, что на­рушения в эмоциональной сфере больного особенно отчет­ливы при локализации патологического очага в глубинно расположенных отделах мозга. Но эти первые клинические наблюдения нуждались в уточнении и строгой эксперимен­тальной проверке. Физиологи же, сконцентрировав внима­ние главным образом на изучении рефлекторных функций спинного мозга (Ч. Шеррингтон) и коры больших полуша­рий (И.П. Павлов), долго в сферу своего внимания пробле­му физиологии эмоций просто не включали.

Зависимость эмоциональных реакций от состояния глу­бинных отделов головного мозга в условиях эксперимен­та одним из первых отметил В.М. Бехтерев. Он обратил внимание на то, что при раздражении таламических бу­гров птиц у них могут возникать двигательные реакции,


"*3

ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША

позволяющие предполагать изменение их эмоционального состояния. Этот феномен сохранялся и после разрушения мозговой коры.

И.П. Павлов, хотя и не занимался специально пробле­мой эмоций, изучая высшую нервную деятельность живот­ных, столкнулся с рядом фактов, которые позволили ему установить, что некоторые эмоциональные реакции могут быть образованы по типу условных рефлексов. Он отметил при этом, что эмоциональное состояние эксперименталь­ных животных зависит в основном от функции глубинно расположенных (подкорковых) структур мозга, а также установил, что эмоции оказывают четкое влияние на ха­рактер корковой деятельности животного. В связи с этим И.П. Павлов писал: «Главный импульс для деятельности коры идет из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы». Это было блестя­щим предвидением результатов многолетней кропотливой работы многих ученых, посвященной изучению активи­рующего влияния ретикулярной формации ствола на кору больших полушарий (Г. Мегун, Д. Моруцци, П.К. Анохин, Э. Гельгорн и др.).

В 1937 г. один из исследователей проблемы эмоций — американский физиолог Дж. Папец подчеркивал, что «эмо­ции — это настолько важная функция, что каков бы ни был их механизм, он должен иметь морфологическую основу». Папец считал, что «гипоталамус, передние ядра таламуса, поясная извилина, гиппокамп и их взаимосвязи составляют гармонически работающий механизм, лежащий в основе возникновения эмоций и участвующий в их выражении». Важную роль в формировании эмоций лимбического отде­ла мозга и, в частности, гиппокампа признавали и совмест­но работавшие американские ученые: психолог X. Клювер и нейрохирург П. Бьюси. Но, если статья Папеца базирова­лась в основном на анализе накопившихся к тому времени клинических, физиологических и морфологических дан­ных, то в основе высказываний Клювера и Бьюси лежали собственные экспериментальные исследования. Во время оперативного разрушения лимбических структур мозга обе-49


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

зьян авторы отмечали резкое изменение эмоционального поведения животных.

Большое значение в изучении физиологии глубинных подкорковых структур имели работы швейцарского нейро­физиолога В. Гесса. Экспериментируя на кошках, он стал вводить им в глубинные отделы мозга тонкие трубочки, через которые впрыскивал вещества, раздражающие или разрушающие ткань мозга, и наблюдал при этом за из­менением поведения животных. Затем с целью получения возможности непосредственно раздражать определенные глубинно расположенные структуры мозга электрическим током, а также для выявления собственных биологических токов этих мозговых структур он использовал тонкие про­волочные электроды, которые вводил в заранее намечен­ные участки мозга.

В 1932 г., раздражая у бодрствующей кошки гипоталами-ческий отдел мозга, Гесс обратил внимание на то, что кош­ка повела себя вдруг так, «словно на нее готова броситься собака....Животное брызжет слюной, — писал ученый в протоколе эксперимента, — фыркает, ворчит. При этом шерсть на его спине встает дыбом, хвост — трубой. Зрачки расширяются, иногда максимально, уши прижимаются или двигаются взад-вперед, точно оно хочет напугать несуще­ствующего врага». Этот и другие подобные эксперименты позволили установить, что, раздражая электрическим током некоторые глубинно расположенные отделы мозга, можно вызвать у экспериментального животного эмоциональные реакции, характер и интенсивность которых, как показали исследования, зависят от места нанесения раздражения и его интенсивности.

Эксперименты Гесса позже в различных вариантах по­вторяли многие исследователи. Этому немало способство­вали создание и совершенствование так называемых стере-отаксических аппаратов, позволяющих вводить электроды точно в заданные участки мозговой ткани, а также разра­ботка методов «вживления» электродов в мозг. Но истин­ность возникающих во время этих опытов эмоциональных реакций у экспериментальных животных признавалась не всеми учеными, многие считали их мнимыми. Так было до


----------------------------------------------------------------------- ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

1953 г., точнее, до того времени, когда физиолог Д. Олдс, раздражая электрическим током промежуточный мозг крыс, обратил внимание на то, что одна из них при включении тока как бы застывала в блаженстве. Когда Олдс посадил эту крысу в ящик с вмонтированным рычагом, нажатие на который обеспечивало замыкание электрической цепи и раздражение при этом мозга крысы, он отметил, что од­нажды, самостоятельно нажав на рычаг, крыса, как бы за­хлебываясь от восторга, стала нажимать на него с частотой до 7000 раз в час, впадая при этом буквально в экстаз. В те­чение двух суток крыса беспрестанно раздражала свой мозг, игнорируя при этом предлагаемую ей пищу, пока не довела себя до окончательного изнеможения.

Такое стремление крысы к самораздражению мозга было отмечено Олдсом лишь при строго определенном располо­жении электродов в мозгу, если же кончики их смещались, крыса, замкнув однажды электрическую цепь, устремлялась подальше от замыкавшего ее рычага и в дальнейшем стара­лась держаться на почтительном расстоянии от него.

На основе этих опытов Олдс высказал суждение, что в первом случае, когда крыса стремилась как можно чаще раздражать собственный мозг, электроды были введены в тот его участок, возбуждение которого обусловливает у нее яркие эмоциональные переживания исключительно прият­ного характера. Во втором же случае, когда крыса избегает раздражения своего мозга электрическим током, электро­ды находятся в зоне мозга, раздражение которой ей крайне неприятно. Это позволило говорить о наличии в мозгу зон (центров), ответственных за возникновение определенных эмоциональных состояний и, в частности, «центров удо­вольствия» и «центров неудовольствия». Олдс и его после­дователи отметили также, что изменения эмоционального состояния животных развиваются в основном при раздра­жении мозговых территорий, входящих в состав промежу­точного мозга и главным образом гипоталамического его отдела, но могут возникать также и при раздражении не­которых мозговых структур, относящихся к лимбическим долям больших полушарий.


«5

ЭМОЦИИ НА 100%

Сильный, свирепый предводитель стаи при раздраже­нии радиосигналом определенного отдела гипотала­муса начинал вдруг вести себя робко, и в эти периоды другие, ранее весьма почтительно относившиеся к нему обезьяны, позволяли себе вольности в обраще­нии с ним и даже отнимали у него фрукты.

Создание миниатюрной радиоэлектронной аппаратуры дало возможность в опытах с вживленными в мозг живот­ных электродами регистрировать биотоки и раздражать слабым электрическим током заданные зоны мозга на рас­стоянии. Такие эксперименты на кошках и обезьянах про­извел в 1955 г. X. Дельгадо. Эти эксперименты позволи­ли изучать биоэлектрическую активность мозга и характер эмоционально-поведенческих реакций при раздражении электрическим током различных мозговых структур у жи­вотных, находящихся в условиях, весьма приближенных к естественным. Дельгадо установил, в частности, что, раз­дражая с помощью радиосигналов определенные зоны про­межуточного мозга и образований лимбической системы, можно коренным образом менять поведение обезьяны в стае и отношение к ней ее соплеменниц. Ему приходилось наблюдать, например, как сильный, свирепый предводи­тель стаи при раздражении радиосигналом определенного отдела гипоталамуса начинал вдруг вести себя робко, и в эти периоды другие, ранее весьма почтительно относивши­еся к нему обезьяны, позволяли себе вольности в обраще­нии с ним и даже отнимали у него фрукты. Прекращение же раздражения, как правило, возвращало предводителю самообладание, и он быстро восстанавливал прежний по­рядок в обезьяньей стае.

Однажды, как сообщил журнал «Нью-Йорк тайме мэгэ-зин», Дельгадо произвел сенсацию, выступив перед темпе­раментными испанцами в качестве матадора. Оказавшись на арене наедине с быком, Дельгадо взмахнул красным плащом, а бык пригнул голову и, взметая пыль, бросился на ученого. Но как только разъяренное животное прибли­зилось к нему, Дельгадо нажал кнопку маленького радио­передатчика — и бык остановился как вкопанный. Профес-52


----------------------------------------------------------------------- ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

сор нажал на другую кнопку — бык медленно повернулся, подошел к изгороди и стал смиренно чесать об нее бок. Разумеется, в мозг этому свирепому быку-торо (свирепость таких быков специально повышается с помощью отбора на протяжении многих поколений) предварительно были вживлены электроды, и атака быка «захлебнулась» после того, как по радио была осуществлена стимуляция опреде­ленных зон мозга, что привело к моментальному подавле­нию свойственной быку агрессивности.

Дальнейшее совершенствование стереотаксической техники позволило вводить электроды и в мозг человека. Такие операции производятся с диагностической и лечеб­ной целью. При этом создавалась возможность для записи биотоков с совершенно определенных глубинно располо­женных участков мозга, для изучения характера изменений этих биотоков в ответ на различные внешние воздействия, а также изучения реакции человека и его ощущений при раздражении заведомо известных мозговых зон слабым электрическим током. При наличии показаний с помощью этих же электродов может быть произведено разрушение строго ограниченных участков мозговой ткани, что при некоторых заболеваниях дает определенный лечебный эф­фект. У отдельных больных электроды вживляются в мозг и находятся в нем длительное время. Это дает возможность уточнить характер сопутствующих заболеванию изменений функционального состояния тех или иных глубинно распо­ложенных мозговых структур и выяснить их роль в разви­тии и поддержании патологического процесса. Полученные таким образом данные позволяют влиять на течение забо­левания путем стимуляции или подавления деятельности определенных зон мозга.

В процессе стереотаксических операций и последующе­го наблюдения за больным установлено, что при раздраже­нии слабым электрическим током некоторых отделов мозга у человека возникают различные эмоциональные реакции, которые ни в коей мере не могут быть объяснены ситуаци­ей как таковой, а являются лишь следствием воздействия на мозг раздражающего агента.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Стереотаксические операции производятся сейчас во многих клинических учреждениях различных стран. В на­шей стране особенно большую работу в этом направлении проводил коллектив отдела прикладной нейрофизиологии Института экспериментальной медицины АМН. Сотруд­ником этого коллектива В.М. Смирновым установлено, в частности, что структуры мозга человека, раздражение которых ведет к возникновению у него различных эмо­циональных реакций, составляют приблизительно 10 % от всего вещества головного мозга. Как и в эксперименте на животных, эмоциональные реакции у человека отмечаются при раздражении определенных участков межуточного моз­га и некоторых отделов лимбических долей и подкорковых узлов.

Эмоциональные проявления, возникающие при раздра­жении указанных структур головного мозга, «переживаются больным как возникшие неожиданно, вне связи с содер­жанием сознания, независимо от ситуации, отношения к исследователю и исследованию и к результатам лечения. Вместе с тем они осознаются субъектом как явления, при­сущие его психике... Каждое из наблюдаемых эмоциональ­ных проявлений характеризуется не только определенным субъективным состоянием, но и типичными изменениями поведения с соответствующими двигательными и вегета­тивными симптомами» (В.М. Смирнов).

Эмоции, вызванные раздражением электрическим то­ком глубинных структур мозга, носят у людей самый разно­образный характер. У некоторых больных они проявляются изменением настроения, иногда состоянием аффекта и ха­рактеризуются «беспричинной радостью», «беспредметной тоской», «безотчетным страхом». Этим эмоциям свойствен­на «беспредметность», так как они не связываются боль­ным ни с внешними факторами, ни с содержанием соб­ственных мыслей. У отдельных больных раздражение мозга приводило к возникновению настолько приятных эмоций, что у них развивалось своеобразное влечение к получению электрических воздействий для того, чтобы продлить испы­тываемое при этом наслаждение. В таких случаях действие электрического тока несколько напоминало влияние на че-


----------------------------------------------------------------------- ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

ловека некоторых наркотических средств. Порой эмоции сопровождались конкретно направленным осознаваемым влечением.

Проведенные исследования позволяют считать, что на­метился новый способ влияния на психическое состояние человека и, в частности, на его эмоциональную сферу. Уже имеются попытки лечения с помощью стереотаксических операций не только больных с насильственными движени­ями (гиперкинезами), эпилепсией, упорными болями, но и больных с нарушениями в эмоциональной сфере, прежде всего людей, длительно пребывающих в состоянии депрес­сии. Дельгадо, введя таким больным электроды в зоны моз­га, раздражение которых способствует улучшению настрое­ния, снабжает их портативными стимуляторами, которые позволяют им самостоятельно регулировать настроение. Некоторые нейрохирурги с целью лечения депрессивных состояний проводят разрушение определенных структур мозга и, в частности, входящей в состав лимбической си­стемы поясной извилины.

 

Наметился новый способ влияния на психическое со­стояние человека и, в частности, на его эмоциональ­ную сферу.

Таким образом, на основании многочисленных экспе­риментальных исследований и клинических наблюдений установлено, что центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, входя­щих в состав межуточного мозга и лимбической системы, которые иногда обозначают как «эмоциональный мозг». При этом особенно важную роль многие ученые отводят гипоталамусу. «Область гипоталамуса, — писал П.К. Ано­хин, — определяет первичное биологическое качество эмо­ционального состояния». В то же время и «область лимби-ческих образований бесспорно принимает участие в общем оформлении эмоционального состояния организма». Аме­риканские физиологи Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу, кото­рые также в формировании эмоций первостепенное значе-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

ние отводят гипоталамическому, считают, что лимбическая система играет роль своеобразного посредника между ги­поталамусом и корой больших полушарий, определяя каче­ство эмоционального состояния, осознаваемого на уровне новой коры больших полушарий мозга.

По-видимому, можно говорить о том, что элементар­ные эмоции формируются в так называемой лимбико-ретикулярной системе, включающей в себя и неспецифиче­ские структуры гипоталамуса. Однако чем сложнее эмоция, тем большие мозговые территории участвуют в ее форми­ровании. В развитии же таких сложных эмоций, как эти­ческие, познавательные и эстетические, большая, а может быть, и ведущая роль принадлежит мозговой коре.

Глава 5 ЧТО ВАЖНЕЕ: ЧУВСТВА ИЛИ РАЗУМ?

Разум, чувства и сознанье Прочно связаны все трое.

ШОТА РУСТАВЕЛИ

Итак, важную роль в формировании эмоций определен­ных глубинно расположенных отделов мозга, относящихся к лимбико-ретикулярной системе, можно считать доказан­ной. Обеспечивающая высшую нервную деятельность и, в частности, процесс мышления, кора больших полушарий через посредство многочисленных нервных волокон имеет прямую и обратную связь, связана со структурами мозга, которые можно рассматривать как пусковые механизмы эмоциональных реакций. Эти связи создают возможность для циркуляции нервных импульсов как от коры к подкор­ке, так и в обратном направлении — от подкорки к коре.

Простые, элементарные, биологические эмоции под вли­янием соответствующих раздражителей, судя по внешним реакциям, могут возникать у экспериментальных животных с удаленной новой корой. Однако осознание простых эмо-


"*3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: