О чем «говорит» язык чувств

Глава 6 О ЧЕМ «ГОВОРИТ» ЯЗЫК ЧУВСТВ

В тоне голоса, в глазах и в выра­жении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах.

Ж. ЛАБРЮЙЕР

Иногда, идя по улице после окончания рабочего дня, я ловлю себя на мысли о том, сколько интересного и в какой-то степени неповторимого встречается на пути! Пестрые театральные афиши, здания, отражающие архитектурный стиль эпохи своего рождения, элегантно оформленные ви­трины, вереницы разнокалиберных автомашин, одетые в ярко-зеленый, омытый дождем наряд липы, сползающее к горизонту полуприкрытое розовыми облаками пурпурное солнце... Но особенно интересными мне кажутся люди — высокие и низкие, худые и полные, молодые и пожилые... Мелькают прически, костюмы, платья, лица... И если цвет волос или покрой одежды нет-нет да и повторяется, то лица людей буквально поражают бесконечностью своего разнообразия.

 

Глядя на людей, поза и мимика которых естественны и не скованы бдительным сознанием, мы, как в зерка­ле, можем видеть, что творится у них «на душе».

Как-то, перелистывая томик афоризмов немецкого про­светителя Г. Лихтенберга, я нашел в нем такие высказыва­ния. «Самая занимательная для нас поверхность на земле это — человеческое лицо». «Наблюдать лица простых лю­дей на улице — всегда одно из самых любимых моих удо­вольствий. Никакие картины волшебного фонаря не могут сравниться с этим». Не знаю, как вы, а я, признаюсь, раз­деляю эти мысли, высказанные два века назад. Казалось бы, у всех людей два глаза, нос, рот и форма их прибли-67


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

зительно одинакова, и взаимное расположение в общем-то то же самое, а одинаковых лиц не встретишь. Есть ли они вообще в природе? Разве что у так называемых однояйцо­вых близнецов, обладающих практически идентичной на­следственностью? Да и у тех сходство лиц нельзя считать абсолютным, ибо жизнь, как правило, на унаследованные черты накладывает свой отпечаток, а жизнь, как известно, у каждого своя.

Правда, лицо, отдельно взятое, не выражает всего, по­тому что поза, жест, особенности движений во многом до­полняют мимику, а, например, в хореографии они выпол­няют, пожалуй, ведущую роль в передаче основного замыс­ла танца и эмоционального состояния его исполнителей.

Глядя на людей, поза и мимика которых естественны и не скованы бдительным сознанием, мы как в зеркале мо­жем видеть, что творится у них «на душе», какие чувства в них тлеют или бушуют. Это обстоятельство, по-видимому, и побуждает последнее время кинооператоров прибегать к съемкам «скрытой» камерой.

Вот я вошел в метро, спускаюсь на эскалаторе. Навстре­чу «проплывает» стоящая на соседней лестничной ленте группа юношей с портфелями и папками, они о чем-то громко говорят, перебивая друг друга, живо жестикулиру­ют, смеются. Лица их оживлены, светятся весельем и за­дором. Следом за ними — женщина средних лет, плечи ее скорбно опущены, голова склонилась, и застывший взгляд бессмысленно скользит по черной бесконечной полосе по­ручня. У гражданина с блестящей, словно отполированной, отражающей огни светильников круглой лысиной на ма­кушке глаза прищурены, а губы складываются в самодо­вольную ухмылку. Весь его облик чем-то напоминает кота, пообедавшего стянутой со стола колбасой. Следующий пассажир с явным удовольствием погружен в потрепанную книжку. Изменчивость его мимики, вероятно, отражает пе­рипетии сюжета, свойственные детективному роману. А вот двое. Он ласково гладит ее руку, она — улыбается. Глаза их полны счастья, и кажется, что эти двое полностью отклю­чились от всего окружающего...


-------------------------------------------------------------- О ЧЕМ «ГОВОРИТ» ЯЗЫК ЧУВСТВ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*

Идя между мраморными колоннами подземного ве­стибюля, вспоминаю промелькнувших мимо меня людей. Каждого из них пришлось видеть несколько секунд, но как много об их настроении, эмоциях рассказали их внешний вид, позы, жесты, их неповторимые лица!

Таким образом, судить об эмоциональном состоянии человека нам позволяют сопутствующие эмоциям опреде­ленные выразительные движения. В естественных условиях они непроизвольны, подсознательны. В формировании их ведущую роль играют не двигательные зоны коры больших полушарий и основные двигательные проводящие пути в мозгу, так называемые пирамидные пути, а расположенные в глубине полушарий подкорковые узлы и идущие от них нервные волокна, относящиеся к системе мозга, именуе­мой экстрапирамидной.

Каждому эмоциональному состоянию, каждому чувству соответствуют характерные для них мимика и общие дви­гательные реакции, которым, несмотря на имеющиеся у каждого человека нюансы, свойственна определенная общ­ность. «Различным чувствам человека, — говорил артист балета Лев Голованов, — соответствуют известные внеш­ние признаки: улыбка, смех, живые глаза, порывистые дви­жения — это радость; «пасмурное» лицо, тусклый взгляд, «трудные» телодвижения, опущенные плечи — грусть; ис­каженное лицо, горящие глаза, резкие, решительные, «бур­ные» жесты — гнев; сжатые губы, неподвижный взгляд, скупые движения — упрямство». Приобретая с раннего дет­ства определенный опыт общения с людьми, каждый из нас может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональное состояние окружающих по их выразитель­ным движениям (пантомимике), прежде всего по выраже­нию лица (мимике).

Ф

В передаче эмоционального состояния человека осо­бенно велико значение глаз. Недаром говорят: «Гла­за — зеркало души».


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Мимика обусловлена главным образом различными по выраженности и распространенности изменениями напря­жения (сокращением или расслаблением) многочислен­ных мимических мышц. Мимическим мышцам, в отличие от всех других поперечнополосатых мышц тела человека, свойственна одна особенность: по крайней мере один конец каждой мимической мышцы переходит непосредственно в кожу лица или связан со слизистой оболочкой. Благодаря этому сокращение любой мимической мышцы обеспечива­ет изменение рельефа лица. При этом на лице возникают углубления и складки, ведущие к изменению его «выраже­ния». Наиболее изменчиво напряжение мимических мышц вокруг глаз, в области носа и рта. Небольшие, подчас едва уловимые изменения тонуса этих мышц воспроизводят, в частности, улыбку, например, ту улыбку, которую Н.В. Го­голь в повести «Невский проспект» описал как «улыбку единственную, улыбку верх искусства... иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что уви­дите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда та­кую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица и поднимите ее вверх». Давно известно, что при улыбке со­кращаются определенные мимические мышцы. Если улыб­ка естественна, то обязательно, в частности, сокращение нижней части круговой мышцы глаза, которую иногда на­зывают «мышцей приветливости». При этом приподнима­ется нижнее веко. Когда же этого не происходит и человек улыбается одними губами, то искренность такой улыбки становится сомнительной.

В передаче эмоционального состояния человека особен­но велико значение глаз. Недаром говорят: «Глаза — зер­кало души». Состояние глазных щелей, ширина зрачков, подвижность глазных яблок, блеск склер и т.д. иногда мо­гут говорить о человеке больше и, главное, наверняка до­стовернее, чем его многословный монолог.

О том, что определенным переживаниям свойственны те или иные выразительные движения и в том числе характер­ная мимика, людям известно уже много веков. Со времен Гиппократа большое внимание уделяется выразительным движениям и особенно мимике при разнообразных заболе-


-------------------------------------------------------------- О ЧЕМ «ГОВОРИТ» ЯЗЫК ЧУВСТВ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*

ваниях. Но если Гиппократ подходил к оценке выразитель­ных движений у больных как врач и строил свои суждения на основе накопленного врачебного опыта, то Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогноми­ке, счел возможным судить о состоянии и возможностях психики человека на основании схоластической оценки особенностей строения его головы и лица. Прогнозируя по внешним признакам поведенческие реакции человека и особенности его интеллекта, Аристотель большое значение придавал сходству его с животными, которым, как призна­валось, якобы свойственны от природы определенные ка­чества. «Нос толстый, как у быка, — писал Аристотель, — означает лень. Широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость. Острый, как у собаки, нос — признак холерического темперамента. Орлиный нос означает сме­лость, крючковатый, как у вороны, — настороженность... у кого широкий рот, тот смел и храбр».

В Средние века данные, полученные при изучении лица, расценивались с позиций астрологии и других оккультных наук. Значительную популярность приобрело, в частно­сти, лицегадание: определение судьбы человека по чертам лица. Физиогномика в ту пору была довольно авторитет­на. Она к тому времени успела обрасти множеством новых умозаключений, которые по уровню достоверности впол­не могли конкурировать с сентенциями Аристотеля. Так, средневековый монах Альберт Великий считал, что «тол­стый и долгий нос служит знаком человека, любящего все прекрасное и не столь умного, сколь он сам о себе думает», а «кто вертит головою во все стороны, тот совершенный ду­рак, глупец, суетный лживый плут, занятый собою, посред­ственных способностей, развратного ума, довольно щедрый и находит большое удовольствие вымышлять и утверждать политические новости».

Ф

Черты лица, особенно мимика человека, отражают функциональное состояние нервной системы и зави­сят от особенностей психики человека, прежде всего состояния его эмоциональной сферы.


sr

ЭМОЦИИ НА 100%

конце XVIII в. такая, можно сказать, формальная фи­зиогномика получила развитие в многотомном сочинении цюрихского монаха Иоганна Лафатера, который сначала изучал психологические особенности человека, а затем со­поставлял полученные данные с особенностями черт его лица. Накопленные таким образом сведения послужили по­водом к тому, что он стал доказывать возможность опреде­ления особенностей характера по рельефу лица и строению черепа и претендовать, таким образом, на роль основателя новой науки. Давая оценку «учению» Лафатера, Г. Лихтен-берг отмечал, что «эта теория представляет в психологии то же, что и весьма известная теория в физике, объясняющая свет северного сияния блеском чешуи селедок... Можно по­стараться нарисовать себе ночного сторожа по голосу. При этом часто ошибешься настолько, что трудно удержаться от смеха, когда обнаружишь свое заблуждение. А разве физио­гномика нечто иное?» Тем не менее и идеи Лафатера нашли своих приверженцев. Особенно популярны были они в сре­де немецких писателей, участников литературного движе­ния «Бури и натиска» (штюрмеров), и, вероятно, сыграли определенную роль в формировании теории Ч. Ломброзо о врожденном преступном типе.

В XIX столетии большой вклад в учение о выразитель­ных движениях внесли Ч. Дарвин и И.М. Сеченов. Они высказали научно обоснованное мнение о том, что черты лица и особенно мимика и другие выразительные движе­ния отражают функциональное состояние нервной систе­мы и зависят от особенностей психики человека, прежде всего от состояния его эмоциональной сферы.

ф

Характер выразительных движений, главным образом мимики, при распознавании заболеваний учитывался со времен Гиппократа.

«Что есть научного в так называемой науке о физио­гномике, — рассуждал Ч. Дарвин, — зависит, кажется, от того, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным


-------------------------------------------------------------- О ЧЕМ «ГОВОРИТ» ЯЗЫК ЧУВСТВ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*

склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и потому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимы­ми». Ч. Дарвин проявлял большой интерес к выразитель­ным движениям человека и высших животных и высказал, в частности, мнение об их биологической целесообразно­сти. Свои наблюдения и мысли по этому поводу он из­ложил в статье «О выражении эмоций у человека и живот­ных», которая является, по сути, первой серьезной научной работой, посвященной проблеме эмоций. Приблизительно в то же время И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «Психическая деятельность человека выра­жается, как известно, внешними признаками, и обыкно­венно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т.е. по внешним признакам... Все без исключения каче­ства внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц — акта, как всем известно, чи­сто механического».

Характер выразительных движений и главным образом мимики при распознавании заболеваний со времен Гиппо­крата учитывался многими врачами. Большое значение ему придавали такие крупные представители отечественной ме­дицины, как С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнуш-кин, М.И. Аствацатуров, М.Б. Кроль, В.А. Гиляровский, и другие. Двигательные реакции, которыми проявляется эмоциональное состояние человека, В.М. Бехтерев называл «языком чувств», М.Б. Кроль — «эмоциональной речью». Кроль отмечал, в частности, что «эмоциональная речь» су­ществует и у животных, и у детей, еще не научившихся гово­рить. И сейчас врач-клиницист при обследовании больного обязательно уделяет внимание состоянию эмоциональной сферы, так как, во-первых, оно может иметь существенное значение для уточнения диагноза, а во-вторых, с ним сле­дует считаться при определении тактики лечения, а иногда и о прогнозе его исхода. Оптимистично настроенные люди


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

поправляются обычно быстрее. Поэтому врач заинтересо­ван в том, чтобы настроение больного было бодрым, чтобы больной верил в лечение и не впадал в пессимизм. Судить о его эмоциональном состоянии врачу приходится в значи­тельной степени на основании наблюдений за выразитель­ными движениями больного. В связи с этим ему необходи­мо умение правильно расценивать их значимость.

Умением отметить и правильно расценить выразитель­ные движения человека обязан обладать не только врач, но и руководитель учреждения, менеджер, педагог, тренер спортивной команды, военачальник, воспитатель детско­го сада. По сути дела, оно должно быть у каждого, ибо в процессе общения с людьми в любом коллективе оно может быть весьма полезно. Только человек, которому свойственны эгоцентризм, пренебрежение к людям и чрез­мерное зазнайство, может пренебрегать проявлениями их эмоционального состояния. Умение правильно понимать душевный, эмоциональный мир окружающих — необходи­мое условие для создания благоприятного психологическо­го «климата» как в семье, так и в различных человеческих коллективах, соблюдения этических норм, такта, культуры в межчеловеческих отношениях.

Ф

Умением отметить и правильно расценить вырази­тельные движения человека обязан обладать не толь­ко врач, но и руководитель учреждения.

Способность разбираться в многочисленных нюансах выразительных движений, свойственных человеку, а, кро­ме того, еще и умение воспроизводить их, совершенно не­обходимы людям, посвятившим себя служению искусству. И надо сказать, что эта способность с давних пор находит отражение в лучших работах ваятелей и живописцев, поэ­тов и прозаиков, актеров и композиторов. Вспомните, ка­кое страдание, какую нестерпимую боль отражают лицо и все напряженное до предела тело изнемогающего в борьбе со змеями античного героя Лаокоона в известной скуль­птурной группе Агесандра, Афинодора и Полидора. Гомер в «Илиаде» так описывает оплакивание убитого Гектора:


"*3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: