Любая деятельность требует определенного времени и каждая организация решаешт несколько задач.
1. определение необходимого времени (нормирование) для выполнения каких-либо работ для операций процессов и т.д.
2. Определение возможностей, сокращение времени их выполнения
3. Определение цикла изготовления деталей tшт= tосновное+tвспомогательное (закрепление деталей, подводка инструмента и т.д.) + tпз (подготовитеьно-заключительное время, связанное сподготовкой и уборкой рабочего места) /n(количество деталей)+tотд(отдых - определяется в соответствии с нормативами)
Продожительность произвдственного цикла изготовления изделия - учитывается выполнение совокупности различных процессов. Выделяют:
1. время технологических процессов, т.е. процессов связанных с работой технологического оборудования, с преобразованием сырья материалов
2. Время нетехнологических процессов: складирование, хранение, транспортировка, контроль и т.д. - эти процессы не создают стоимость
3. Время естественных процессов (остывание, затвердевание, закрепление и т.д.)
|
|
4. Время перерыва:
А. Перерывы связанные с организацией деятельности (формирование партии изделий, движение изделий между операциями и т.д.)
Б. Время организационных перерывов между сменами
В. Время организационно-нормативных перерывов (обеденные, выходные и праздничные дни)
Одной из задач организации производства является сокращение продолжительности производственного цикла:
1. технологические и нетехнологические процессы сокращаются за счёт использования более совершенной техники и технологии
2. Нетехнологичесие процессы во многих случаях стараются ликвидировать, например, система точно в срок (just in time) позволяет поставлять сырьё и материалы непосредственно на рабочие места минуя склады
3. Естественные процессы сокращаются путём перевода в технологические процессы, межсменные перерывы сменяются путем перехода на многосменные процессы
Вопросы сокращения потерь времени и других потерь, и появилась целое направление «бережливое производство». Здесь выделяется 3 основных группы потерь с которыми должно бороться предприятие.
МУДА
Муда первого рода - потери которые нужно ликвидировать, но в настоящее время нет соответсвующих возможностей.
Муда второго рода - потери нужно и можно ликвидировать.
Муда третьего рода - неиспользованные возможности.
Научно=техническая подготовка производства.
В современных условиях происходит постоянное обновление техники, технологии, материалов. Меняются потребности потребителей, усиливается конкуренция производителейи всё это вынуждает предприятие постоянно обновлять свою деятельность и свою продукцию.
|
|
1.Фундаментальные исследования. акие исследования проводятся в организациях академии наук, крупных учебных заведениях и крупными фирмами.
2. Поисковые исследования которые определяют возможность применения фундаментальных исследований в том или ином направлении.
3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - они определяют тактические возможности результатов научных исследований (макеты, опытные образцы и т.д.)
Результаты научных исследований отправляются в виде документов на открытие и патентов на изобретение.
Предприятие в большинстве случаев приобретает эти патенты для использования в своей деятельности. Продажи патентов оформляются в виде лицензионного договора. Результатом научных исследований могут быть ноу-хау know-how.
Конструкторско технологическая подготовка производства.
Предприятие используя патенты, а также образцы продукции других фирм должна определить собстввенные решения:
1. конструкторская подготовка, включает в себя след этапы:
1. техническое задание - оно определяет характеристики будущей продукции (размер, масса, показатели мощности, надёжности и т.д.).
2. Техническое предложение - рассматриваются возможные варианты решения в соответствии с заданием. На этом этапе осуществляется оценка вариантов (соответствие заданию, экономические характеристики) и выбирается вариант для дальнейшей проработки.
3. Эскизный проект - формируется макет, первичный образец и проводится его оценка.
4. Технический проект - вариант готового изделия, которые изготавливаются в небольших количествах в целях изучения его характеристик.
5. Рабочий проект - документация для конкретного производства, конкретных условий для определенного количества.
В ходе конструкторской подготовки решаются следующие задачи:
1. Стандартизация и унификация - материалы с определёнными стандартами, определённые стандарты безопасности
2. Отработка конструкции на технологичность, т.е. на возможность производстав в данных условиях
3. Отработка конструкции на патентную чистоту:
а. Предотвращение использования не купленных патентов
Б. Патентование изобретения, полученного в ходе корректирования
2. технологическая подготовка - обеспечиватеся возможность реального изготовления разработанной конструкции. На практике возможны два варианта:
1. конструкция разрабатывается полностью под оборудование и технологии предприятия - такой вариант часто приводит к созданию неконкурентно способной продукции
2. Разработанная конструкция требует большего или меньшего изменения технологии производства [ленинградский-оптико-механический-... - лома]
3. Организационная подготовка производства:
А. Создаётся новое производственное подразделение
Б. Новое производство ориентировано на неиспользумые мощности предприятия
В. Новое производство заменяет устаревшее неконкурентоспособное производство
4. Экономическая подготовка производства - определяются финансовые источники для проектирования и изготовления новой продукции: собственные средства, заёмные средства, инвестиции, бюджетные инвестиции.
5. материально-техническая подготовка производства - определение неободимого сырья, материалов, оборудования
Маркетинговая подготовка производства: системы распределения гтовой продукции и системы продвижения (реклама, информирование и т.д.)
2. определение видения миссии и цели фирмы - понимание будущего оптимистического пессимистического и наиболее вероятного. Миссия определяет значимость фирмы. Стратегические цели касаются качества объемов, основных характеристик изделия.
|
|
3. Определяются возможные стратегии:
1. стратегии концентрированного роста
a) Существующая продукция на новых рынках
b) Новая продукция на существующих рынках
c) Новая продукция на новых рынках
2. Стратегии интегрированного роста - фирма развивается за счёт:
a) Объединения с поставщиками
b) Объединение с торговления
3. стратегии диверсифицированного роста
4. Стратегия сокращения устаревшей продукции или неэффективной, неприбыльной продукции
4. реализация стратегии и контроль реализации
5. Текущее годовое планирование - плановые показатели на текущий год в рамках реализуемой стратегии:
a) План снабжения
b) План производства
c) План реализации продукции
d) Социальный план
e) Планирование эффективности производства и т.д.
3. Бизнес планирование - основы плана, связанные с освоением нового производства. Бизнес план необходим для:
a) Понимания целесообразности этого производства
b) Для привлечения заёмных средств
c) Для привлечения инвесторов
Бизнес план имеет определенную структуру и включает в себя ответы на следующие вопросы:
Анализ рынка (потребители, конкуренты и т.д.)
Организационный план
План производства
Финансовый план
Оценка рисков проекта
Бизнес план содержит опреледенные документы, патенты, лицензии, обоснования
Оперативно-производственное планирование. Он определяет конкретную деятельность, для конкретных периодов времени. Различают:
1. план предприятия в целом
2. Межцеховое планирование - определяется в каком цехе что и в каком количестве будет изготавливаться в рамках общего плана
3. Внутрицеховое планирование, т.е. каждый цех в рамках своего задания определяет что и в каких количествах будет ихготавливаться участками и конкретными работниками