Подготовка аграрной реформы и ее основные законодательные акты

Необходимы мероприятия следующего рода:

1. Разрешить свободный выход из общины и закрепление собственности на землю

2. Расширение продажи земли через крестьянский банк, до 1906 года он не имел своего земельного фонда

3. Разрешить свободное переселение на государственные земли

Проблема! Разрушать ли помещичье землевладение?? – решено помещиков не трогать

1. манифест 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей с крестьян: с 1 января 1907 г. полностью -- земля переходила в собственность крестьян. При подворном землевладении (земля передавалась в собственность главе хозяйства. А при общинном землевладении, собственником земли юридически становилась община.

2. Создание земельного фонда и продажа земли через Крестянский банк (помещичьих, казенных, удельных). Разрешено выдавать ссуды на покупку земли под залог надельной земли.

 

указ 9 ноября 1906 г., принятый в порядке статьи 87 (без участия Думы) «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить и* к выходу из общины.

Излишки земли можно было выкупить у общины по первоначальной выкупной цене 1861 года (за это время она выросла в несколько раз)

Кроме того, на основе статьи 12 указа крестьяне имели право требовать выделения всех угодий «к одному месту» в виде хуторов или отрубов. Это тоже должно было способствовать выделению зажиточных хозяйств, поскольку на таких участках выгоднее было вести крупное хозяйство, да и ценились они выше.

Отруб – оставались жить в деревне

Хутор - переносили свои постройки

Пользование общинными угодьями сохранилось!

Указ должен был утверждаться Думой, но проводиться в жизнь он начал сразу же, с 1907 г. II Дума не успела его рассмотреть за короткий срок своего существования, а III Дума утвердила указ только 14 июня 1910 г., внеся в него ряд изменений. Закон отличался от указа новым положением о так называемых беспередельных общинах. Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было переделов (24 года), признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных домохозяев. Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым упрощением процедуры выхода из общины.

В 1906 г. были приняты и «Временные правила» о землеустройстве крестьян, ставшие законом после утверждения Думой 29 мая 1911 г. Землеустроительным комиссиям, созданным на основе данного закона, предоставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять отдельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если комиссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины. Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий. Комиссия воплощала реформу в жизнь.

В 1906—1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной тесноты. На деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства.

Указ царя от 5 октября 1906 г. отменял и некоторые правовые ограничения крестьян. Он предоставлял крестьянам «одинаковые в отношении государственной службы права» с другими сословиями и «свободу избрания места постоянного жительства» без увольнительных общественных приговоров. Указ отменял телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов. Было запрещено также отдавать неисправного плательщика в заработки или общественные работы. Отменялось право земских начальников самовольно арестовывать или штрафовать крестьян. Но многие ограничения остались в силе: деление на сословия, натуральные повинности, подчинение земским начальникам.

Мероприятия правительства по проведению реформы. Сразу после 9 ноября 1906 г. весь государственный аппарат, начиная с министров и губернаторов и кончая земскими начальниками и сельскими старостами, приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Наряду с этим были приведены в действие и некоторые экономические стимулы. Среди них на первом месте стояло использование Крестьянского банка, затем предоставление государственных кредитов на проведение землеустройства, переселения и пр. Сюда же относилась и продажа по пониженным ценам государственных и удельных земель крестьянам через тот же Крестьянский банк. Новым методом была и правительственная пропаганда целей реформы.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины — по крайней мере в большинстве местностей.

Активнее всего реформа прошла в Новороссии – около 50% (Таврия, Херсонес, Ставрополь), Нижнем Поволжье (27%) и Северо-Западных губерниях. В северной и северо-восточной части успеха не имела (Оренбургская, Уфимская, Пермская, Вятская). В Олонецкой губернии за 5 лет – ни одного случая выхода из общины на хутора и отруба. Причины: климат, малозаселенность, общинные традиции.

Выделялись из общины в основном беднейшие крестьяне и кулаки. Первые продавали землю и переселялись в город или на окраины. Кулаки, как правило, выходили, чтобы закрепить излишки и «округлить» свои участки за счет бедняцких земель. Они легко находили способы скупать более 6 душевых наделов (покупка на имя родственников на имя подставных лиц и т. п.). Эти данные показывают, что столыпинская реформа способствовала обогащению кулаков и разорению бедняков и середняков.

Общие итоги разрушения общины свидетельствуют о крахе реформы: из общины вышла только четвертая часть дворов, 3/4 остались в общине.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: