Сущность политической модернизации России в начале 20 века и ее оценка

Политическая модернизация – это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

 

Изменения государственного строя России были оформлены в виде

избирательного закона 12 декабря 1905 г., закона о преобразовании

Государственного совета в верхнюю палату парламента(2 февраля 1906 г.) и

Основных законов Российской империи (23 апреля 1906 г.).

Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституци­ей, они вполне могут считаться первой конституцией России.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).

 

Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, издавались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантировались неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 30 — 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным».

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота.

Основные законы рассматривались либералами как Российская конституция, означавшая переход от монархии абсолютной к монархии ограниченной. Однако власть не собиралась предоставлять Думе полный контроль над своей деятельностью – внешняя

политика и содержание императорской семьи были выведены из думской компетенции. Были предусмотрены некоторые уловки, с помощью которых можно было принять закон, не проводя его через Думу. Верхняя палата российского парламента – Государственный совет – была выборной лишь наполовину и должна была своим консерватизмом уравновешивать реформаторские настроения Думы. Избирательное право было не всеобщим, непрямым и неравным, хотя и рабочие, и крестьяне получили доступ в Думу. Еще более неравным стал избирательный закон после изменений, внесенных туда 3 июня 1907 г. без санкции Думы, а стало быть, в нарушение Основных законов. Это действие,

умалившее представительство крестьян, рабочих и национальных меньшинств в пользу дворян и крупной буржуазии, получило название третьеиюньского государственного переворота. Проведенный после роспуска второй Думы, этот переворот считается завершением русской революции. Правительство восстановило контроль над ситуацией. Оно более не желало идти на уступки и даже стало отбирать то, что было дано ранее.

 

Первая русская революция была буржуазно-демократической по своему характеру. Выдвинутые буржуазными партиями задачи ограничения монархии,создания парламента, введения гражданских свобод были поддержаны иодобрены широкими слоями российского общества. Особенностью революцииявляется то, что режим не был полностью уничтожен революционными силами,он под давлением снаружи пошел на реформы, изменился, хотя и не в той степени,в какой хотелось оппозиции. Россия из монархии абсолютной стала монархиейограниченной, появился двухпалатный парламент с законодательнойинициативой, население получило гражданские свободы, стали формироватьсяполитические партии, были улучшены условия жизни рабочего класса,

крестьянство, наконец, уравнено в правах с другими сословиями, отменены выкупные платежи, введена свобода вероисповедания. Но при этом императорская

власть сохранилась, она была стержнем российского государства.

 

В результате событий 1905-07 гг. в России начинает развиваться парламентаризм и многопартийность. Население получает возможность заниматься политической деятельностью, выбирать и быть избранными в Думу, объединяться в политические партии. Традиционно политические партии дореволюционной России делятся на три основные группы:

- правые, то есть консервативные, монархические, поддерживающие

правительство и самодержавие (Союз русского народа, Союз Михаила

Архангела);

- центристские, то есть буржуазно-либеральные, выступавшие за

постепенные эволюционные преобразования без резких социальных потрясений

(конституционно_______-демократическая партия («кадеты»), Союз 17 октября

(«октябристы») и др.);

- левые, то есть революционно-радикальные, выступающие за свержение

самодержавия и коренное переустройство общества в интересах широких масс

населения (социалисты-революционеры («эсеры»), социал-демократы и др.).

 

На выборах в первую Думу победили кадеты и беспартийные крестьяне, что отражало настроения общества в этот период и остроту аграрного вопроса. Во второй Думе при сохранении кадетско-трудового большинства еще сильнее стало представительство левых сил («эсеров» и социал-демократов вкупе с представителями национальных меньшинств), что побудило власть распустить Думу и изменить избирательный закон в пользу более состоятельных и лояльных групп населения. Третья Дума в результате получилась более консервативной (примерно равные группы там составляли правые, октябристы и конституционные демократы).

 

В политическом отношении Россия в конце XIX - начале XX века представляла собой монархию с неограниченным самодержавием, О свободе слова, собраний, печати не было и речи. Политические партии и организации могли возникать и существовать лишь нелегально, подвергаясь всяческим гонениям со стороны властей. Политико-правовое реформирование страны было "вызвано революцией 1905-1907 гг.

6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной думы. На деле она являлась совещательным собранием, в чьи обязанности входили лишь «предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений», не касаясь основных законов империи. Дума была лишена законодательной инициативы и не имела права голоса по вопросам бюджета. Выборы в нее должны были проходить по сложной системе, сочетавшей сословный и имущественный ценз, что сокращало участие в выборах представителей средних слоев населения и лишало рабочих всяких избирательных прав.

Дальнейший подъем революционного движения вынудил правительство издать Манифест от 17 октября 1905 г., получивший название «Манифеста свобод», автором которого являлся С.Ю.Витте. Содержание его сводилось к следующим обещаниям: 1) даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов - неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, собраний и организаций; 2) не откладывая выборы в думу, обеспечить участие в ней тех слоев населения! которые согласно указу от 6 августа были лишены права голоса; 3) новый законодательный орган должен был впоследствии разработать принцип всеобщих выборов.

В феврале-марте 1906 г. прошли выборы в I думу по четырем куриям выборщиков - от помещиков, горожан, рабочих и крестьян, которые представляли 43 % всех депутатов. В выборах не могли принять участие женщины, мужчины до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств, избирательное право получили лишь 25 млн. человек, то есть менее 20 % населения.

Однако накануне предвыборной кампании правительство провело реформу Государственного совета, который превратился из административного органа в верхнюю палату будущего парламента, имеющую равные с думой полномочиям назначаемую императором. Таким образом, предопределялось, что Государственный совет, приобретая законодательные функции, будет использовать их в интересах монархии.

24 апреля, за три дня до открытия думы, были приняты Основные законы, сильно ограничивающие ее законодательные, политические и бюджетные права. Думе запрещалось обсуждать вопросы, «относящиеся к ведению государя», то' есть международные, военные и внутренние дела двора. В компетенцию думы не входили затраты, связанные с вопросами «ведения государя», государственной задолженностью, составлявшие половину бюджета страны., Государь сохранял «высшую самодержавную власть», время сессий думы определялось царем, который дважды использовал право на роспуск думы: в июле 1906 г. и в июне 1907 г. B перерывах между сессиями монарх мог провозгласить и утвердить новьп£закон. объявить или отменить чрезвычайное положение, приостановить по своей воле действие любого закона или гражданских свобод. Министры назначались и снимались со своих постов по соизволению императора и отвечали за свои действия только перед ним. Данные ограничения не позволили, несмотря на создание Государственной думы, направить развитие России по пути конституционной монархии.

24 ноября 1906 г. были приняты «Временные правила», согласно которым получила относительную свободу пресса. Однако они были отменены несколько месяцев спустя. Право на забастовку фактически было формальным после введения закона от 2 декабря, запрещающего бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, «жизненно важных для экономики страны». По закону от 13 февраля 1906 г. можно было подвергнуть преследованиям любое лицо, виновное в «антиправительственной пропаганде».

3 июня 1907 г. после роспуска II Государственной думы манифестом императора был назначен срок созыва очередной думы на 1 ноября 1907 г., а одновременно внесены изменения в закон о выборах, что противоречило Основным законам 1906 г., согласно которым данное решение требовало согласия думы и Государственного совета. Новый закон ужесточал избирательный ценз основных избирателей, сокращал представительство крестьян и национальных меньшинств,' увеличивал неравенство в представительстве различных социальных категорий; например, голос одного помещика приравнивался к голосам 7 горожан, 30 крестьян, 60 рабочих; Новый закон о выборах, прозванный в народе «проклятым», вновь возвращал страну к самодержавию.

Изменения в политической системе России в период 1905-1907 гг. свидетельствуют о пережитом российским самодержавием процессе эволюции.

Общая тенденция российских реформ начала XX века во многом совпадала с направлениями политики буржуазного реформизма в западноевропейских странах и США. Однако российское правительство шло на социально-политическое и социально-экономическое реформаторство лишь под нажимом все возрастающего революционного- движения и стремилось вернуться к прежнему политико-правовому устройству, как только спадала волна революционной радикализации общества. Социально-экономические преобразования осуществлялись.таким образом, чтобы вносить как можно меньше изменений в существующую политическую ситуацию.

 

В начале XX века в России наблюдался подъем общественно-политического движения, представленного разнообразными направлениями, предлагавшими эволюционные и революционные пути развития государства и общества. Позиция правительства, отказавшегося сотрудничать с либералами и реализовывать наиболее насущные требования общества, определила перспективы исторической миссии 1917 г.

В конце 19 - начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводиться всеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

Летом 1904г. был убит министр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается “эпоха доверия”. Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.

 

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.

В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой - деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

Таким образом, государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

На пике февраля 1905г был издан царский магистрат, который вводил в стране законосовещательный орган, каким стала Государственная Дума.

Права Думы:

Она была подотчетна государственному совету (верхней палате);

Дума имела право законодательной инициативы, но Император оставлял за собой право Вета; Дума решала вопрос о финансах.

В состав Думы входило 480 человек, выборы в Думу проходили по 4 куриям и были основаны на имущественном цензе. Право быть избранным в Думу имели с 25 лет. Лишались избирательных прав женщины, студенты, военнослужащие, кочевники.

До 1917г существовало 4 Думы.

1. Дума с 27 апр. – 9 июля 1906г. Председателем стал Муромцев. Вопросы:

аграрный, кадетский проект 42-х и проект 104 (проект трудовиков,крестьянская фракция). Они предлагали создать в стране государственный земельный фонд; не отчуждать в фонд земли у образцовых имений и помещичьих хозяйств; за отчуждение земли предлагалось платить.

Проект 104 (примерно тоже самое) предлагал собрать всю землю и национализировать. За отчуждение земли предлагал не платить.

2. Гос Дума – 20 февр – 3 июня 1907г. Председатель Думы – Головин. Активно проводилась тактика блоков. Левый блок– трудовики, социал-демократы, социал-революционеры, народные социалисты). Правый блок – кадеты и октябристы.

Дума занималась вопросами:

- аграрный (трудовики и кадеты повторили свои проекты от 1-ой Думы) - о помощи голодающим;- о помощи безработным;- о преследовании профсоюзов.

В начале июня 55 депутатов социал-демократов были привлечены к суду по обвинению в подготовке военного заговора. 3 июня вышел манифест о роспуске Думы и об изменении системы выборов в нее. Власть, которая потом установилась, называлась 3-е-июньской.

Для нее характерно:

1. Гос. Дума сохранилась и имела право утверждения бюджета и депутатского запроса.

2. Министры отчитывались перед Думой.

3. Сохранилось урезание свободы слова.

4. Существовала оппозиционная пресса.

5. Ликвидирован выкуп земель.

6. Введена социальные гарантии для рабочих.

Эта власть просуществовала до отречения Императора от престола. Но страна продолжала оставаться Абсолютной Монархией. Император обладал законодательной властью

3 Гос. Дума (в условиях 3-е-июньской монархии) 1 нояб 1907 – 9 июня 1912гг.

Выборы в нее проходили по новой избирательной системе:

Большинство голосов получили октябристы, и многое зависело от них.

Решаемые вопросы:

аграрный вопрос; реформа Сталыпина – создание мелкой крестьянской единицы и разрушение общины;

рабочий вопрос. Для его решения была создана комиссия; сокращен рабочий день с 11 до 6 часов. созданы конфликтные комиссии для рабочих и крестьян; 1912г – закон о государственном страховании рабочих от несчастных случаев (только на рабочих местах).

Национальный вопрос. Финляндский вопрос. Уравняли права русских наравне с финнами;

Еврейский вопрос. Был принят проект об образовании еврейского государства и переселении туда всех евреев.

4-я Государственная Дума. 15 нояб 1912 – 6 окт 1917гг.

Власть была у либералов. Руководитель – Рядзянка. Они стремились создать антиправительственный блок, но в начале войны они отказались от этого и выдвинули лозунг «Единого царя и народа!»

Цели войны:

Полностью воссоединить русский народ (Галицию, Угорскую Русь,Буковину);

Ликвидировать Вост. Пруссию и разделить ее между Россией и Польшей;Ликвидировать Австро-Венгрию и создать большое югославянское государство; Присоединение к России Константинополя.

С 1915г Дума требовала мобилизации промышленности на войну и создание правительства народного доверия. В августе 1915г был создан прогрессивный блок, в который вошло большинство фракций Думы. Руководителем блока стал Милюков.

Цели блока:

Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны.

Обновление состава местной администрации.

Строгое соблюдение законности.

Николай II издал в сентябре 1915г указ о прекращении работы Думы. Но последняя сессия Думы была только 14 февраля 1917г. 27 февраля Дума собралась последний раз и до 6 октября 17г существовала формально, после чего вышел указ о роспуске Думы.

Определяющее значение имела «социальная направленность» избирательного закона, отдававшего преимущество при распределении мест выборщиков тем или иным сословиям и социальным группам. В первых двух кампаниях в Думу закон был ориентирован на крестьянство, отсюда преобладание в I и II Государственных думах кадетов, за которых голосовали многие крестьяне, и трудовиков. При последующих выборах предпочтение на уровне избирательного законодательства отдавалось торгово-промышленным слоям населения, а потому неслучайно на передний план вышли сторонники «Союза 17 октября».

2 марта 1917 г. Николай II подписал акт об отречении в пользу своего брата). 3 марта отрекся и Михаил, заявив, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание (1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило Россию республикой).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: