Неравное подразделение общественной земли плебеи

Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории.

Земельный вопрос переплёлся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам. Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия (578-534 гг. до н.э.). При нём плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные. Своё название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – форуме. Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Это упущение принималось за «перст божий». Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э., законы Таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порождённые переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций. Все первые века римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей – агерпубликус. Пахотной земли было поначалу мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда исходила постоянная агрессия против соседних племён, связанная с военной оккупацией их земли и разделом её между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве. Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах её справедливого распределения. И то же может быть сказано о количестве частно-хозяйственного скота, выпасавшегося на общественных пастбищах. К числу таких законов относился наиболее ранний закон Лициния-Секстия 367 г. до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого. Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа – ресманципи и реснекманципи. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все прочие вещи. Для отчуждения вещей первой категории – продажи, мены, дарения – требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от manus («рука») и заключало в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретённую вещь. Все римские граждане, то есть патриции и плебеи, были «оценены» по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь) и разделены на 193 сотни-центурии. При этом те, чьё имущество достигало 100 тыс. ассов (на один асс можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий-сотен. Самые же богатые, чьё имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, постольку соединённое мнение богатых и самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, каким было общее число центурий, то есть большинство. Среди меньшей части центурий второй класс с цензом в 75 тыс. ассов составил 22 центурии. Далее:? третий класс – 50 тыс. асов;? четвёртый класс – 25 тыс. асов;? пятый класс – 12,5 тыс. асов. Более бедные слои населения не входили в состав этих классов, получив особое название – пролетарии (от латинского слова proles – потомство). Пролетарии, то есть вовсе лишённые учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями. Наряду со всем этим устройством было введено ещё одно важное новшество к выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа-трибы, что служило несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Туллий параллельно реформировал и структуру армии, увязав её с новой классовой системой. Военное значение реформы заключалось в том, что каждый имущественный класс выставлял определённое количество центурий, или сотен. Соотношение было следующим:? первый класс – 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников;? второй класс – 20 центурий пехотинцев;? третий класс – 20 центурий пехотинцев;? четвёртый класс – 20 центурий пехотинцев;? пятый класс – 30 центурий легковооружённых пехотинцев;

? пролетарии – 1 нестроевая центурия. Всего армия имела 188 центурий и от 1 до 5 нестроевых центурий. Туллий сделал центурию одновременно и политической единицей. Голосование в народе теперь проводилось по центуриям. Центуриатные комиции стали наиболее распространённым и популярным видом народного собрания. Каждая центурия имела один голос, следовательно, первый класс получал абсолютное преимущество при единодушном голосовании – 98 против 85. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко ещё не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось на деления землей, которое становилось всё больше по мере завоевания Италии. Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. Это, как и делёж завоёванных земель, более других задевало интересы плебеев. Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но, в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований.

В том числе:? учреждения особой плебейской магистратуры – народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;? доступа к общественной земле наравне с патрициями;? защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц);? разрешения браков между патрициями и плебеями;? права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая, военные. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом, оговаривали ещё так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую, или долговую, тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров. В Законах XII таблиц присутствовали и такие, которые возникали из причинения вреда и противоправных действий вообще – воровства, потравы. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: