Внешняя среда организации

Любая организация существует не в вакууме. Ее окружает внешняя среда (экономические условия, техника, технология, конкуренция, правовые акты, законодательство, система ценностей в обществе, профсоюзы), которая определяет результаты деятельности любого хозяйствующего субъекта. Необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменение.

Сама организация как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого, хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность.

Существует и более сложная схема с учетом внутренней среды организации (рис.).

Все перечисленные факторы оказывают как прямое, так и косвенное (через другие факторы) воздействие. Поэтому все факторы делятся на факторы:

1. Прямого воздействия

- государственные органы управления;

- поставщики;

- потребители;

- конкуренты.

Они непосредственно влияют на принятие решений организации в сфере хозяйственной деятельности. Государство регулирует экономическую деятельность через законодательные и нормативные акты, постановления правительства, налоговые льготы, субсидии, ставки, проценты…

· Гражданский кодекс РФ определяет наиболее общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими и физическими лицами, между физическими лицами. Раскрывается в системе законов о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской системе, о таможенном законодательстве, о бир-жах и биржевой деятельности.

· Гражданско-процессуальный кодекс определяет порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях.

· Налоговый кодекс определяет правовой статус организации в области налогообложения и налоговой системы.

С помощью таких инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, ставка рефинансирования, ссудный капитал, государственные закупки, дотации государство регулирует экономику в желательном на-правлении.

· Трудовой кодекс регулирует комплекс вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных рабочих и работодателей, включая такие вопросы, как регламентация времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и различных компенсаций (при увольнении, санкции за несвоевременную выплату зарплаты, дополнительные отпуска, компенсации вред-ных и тяжелых условий труда и др.).

· Административный кодекс регулирует взаимоотношения организации с органами государственного и местного самоуправления.

· Закон о банкротстве (при несостоятельности).

· Экологическое законодательство (не совершенно).

Фактор поставщики можно подразделить на поставщиков материальных ресурсов, технологий, техники, персонала, финансов. Он требует постоян-ного анализа цен на материальные ресурсы, условий поставки, возможно-стей поставщиков, требует постоянных маркетинговых исследований.

Фактор потребители влияетна ценообразование, использование системы скидок, льгот при приобретении крупных партий товаров, возможность предоплаты и т.д.

Фактор конкуренты определяет условия функционирования хозяйствую-щего субъекта и величину прибыли.

2. Косвенного воздействия

- политические;

- социально-культурные;

- международные;

- национальные;

- научно-технический прогресс;

- налоговая система;

- территориальные факторы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: