Приоритетное направление анализа – исследование динамики показателей выпуска продукции, прибыли, исследует то, как факторы влияют на показатели (факторный анализ). Показатели сравнивают с аналогичными показателями предыдущих периодов или с плановыми.
При анализе рассчитывают: процент выполнения плана, абсолютные отклонения, темпы роста, темпы прироста и др.
Для оценки уровня эффективности работы прибыль сопоставляется с затратами. Основной показатель эффективности – рентабельность – характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности.
Рассчитывают:
1. Рентабельность продаж
Характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции, работ, услуг, выраженное в %. Отражает уровень спроса на продукцию, насколько правильно фирма определила товарный ассортимент и товарную стратегию.
Rпродаж = Пч / Vрп х 100%
где Пч – чистая прибыль,
Vрп – объем реализованной продукции, работ,услуг.
Можно определить влияние рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность:
|
|
ü определить удельный вес каждого вида продукции в реализации;
ü рассчитать индивидуальные показатели рентабельности;
ü определить величину влияния рентабельности отдельных изделий на ее среднюю величину путем умножения индивидуальной рентабельности на долю изделий в общем объеме реализованной продукции.
2. Рентабельность капитала
Характеризует величину прибыли с каждого вложенного рубля средств предприятия.
Основные показатели рентабельности капитала:
· Рентабельность активов (имущества), текущих активов
Говорит, сколько единиц прибыли получено с единицы стоимости активов независимо от источника привлечения средств
Рентабельность активов (имущества) =
Рентабельность текущих активов =
· Рентабельность собственного капитала
Характеризует величину прибыли на один рубль собственных средств
Рентабельность собств. капитала =
(Прибыль здесь может быть чистая, до налогообложения, в распоряжении предприятия.)
Основные резервы увеличения прибыли:
1. Увеличение объема реализации продукции.
2. Снижение себестоимости.
3. Повышение цен за счет повышения качества продукции, поиска более выгодных рынков сбыта, оптимизации сроков реализации.
,