В аналитических целях международные организации разделяют все страны мира на три группы:
§ развитые страны с рыночной экономикой (advanced economies);
§ страны с переходной экономикой (transitive economy) или с формирующимся рынком (emerging market);
§ развивающиеся страны (developing countries).
Развитые страны с рыночной экономикой играют ведущую роль на мировом рынке и в международном разделении труда.
К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.
Страны с переходной экономикой включают государства Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай, Вьетнам, бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.
К развивающимся странам относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию. Общий уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.
Помимо приведенной выше классификации стран МВФ группирует страны:
|
|
§ по региональным группам (Африка, ЦВЕ, СНГ, развивающиеся страны Азии, Средний Восток, Западное полушарие);
§ по аналитическим группам, в том числе по источникам экспортных поступлений (топливо, нетопливо, продукты первичной переработки);
§ по внешним источникам финансирования (страны нетто-должники).
В целом разные международные организации имеют различные методики группировки стран по уровню их экономического развития.
1-3 | Дания | |
1-3 | Финляндия | |
1-3 | Новая Зеландия | |
Швеция | ||
Сингапур | ||
Швейцария | ||
7-8 | Австралия | |
7-8 | Норвегия | |
9-10 | Канада | |
9-10 | Нидерланды | |
Исландия | ||
Люксембург | ||
Германия | ||
Гонконг | ||
Барбадос | ||
Бельгия | ||
17-18 | Япония | |
17-18 | Великобритания | |
США | ||
20-21 | Чили | |
20-21 | Уругвай | |
22-24 | Багамские острова | |
22-24 | Франция | |
22-24 | Сент-Люсия и Гренадины | |
25-26 | Австрия | |
25-26 | Ирландия | |
27-28 | Катар | |
27-28 | ОАЭ | |
Кипр | ||
30-31 | Ботсвана | |
30-31 | Испания | |
Эстония | ||
33-35 | Бутан | |
33-35 | Португалия | |
33-35 | Пуэрто-Рико | |
Сент-Винсент и Гренадины | ||
37-38 | Словения | |
37-38 | Тайвань | |
39-40 | Кабо-Верде | |
39-40 | Израиль | |
41-42 | Доминика | |
41-42 | Польша | |
43-44 | Мальта | |
43-44 | Маврикий | |
Южная Корея | ||
46-47 | Бруней | |
46-47 | Венгрия | |
48-49 | Коста-Рика | |
48-49 | Литва | |
Руанда | ||
51-52 | Грузия | |
51-52 | Сейшельские острова | |
Бахрейн | ||
54-57 | Чехия | |
54-57 | Латвия | |
54-57 | Малайзия | |
54-57 | Турция | |
58-60 | Куба | |
58-60 | Иордания | |
58-60 | Намибия | |
Оман | ||
62-63 | Хорватия | |
62-63 | Словакия | |
64-65 | Гана | |
64-65 | Лесото | |
66-68 | Кувейт | |
66-68 | Румыния | |
66-68 | Саудовская Аравия | |
69-71 | Бразилия | |
69-71 | Македония | |
69-71 | Южная Африка | |
72-74 | Босния и Герцеговина | |
72-74 | Италия | |
72-74 | Сан-Томе и Принсипи | |
75-78 | Болгария | |
75-78 | Либерия | |
75-78 | Черногория | |
75-78 | Тунис | |
Шри-Ланка | ||
80-82 | Китай | |
80-82 | Сербия | |
80-82 | Тринидад и Тобаго | |
83-87 | Буркина-Фасо | |
83-87 | Сальвадор | |
83-87 | Ямайка | |
83-87 | Панама | |
83-87 | Перу | |
88-93 | Малави | |
88-93 | Марокко | |
88-93 | Суринам | |
88-93 | Свазиленд | |
88-93 | Таиланд | |
88-93 | Замбия | |
88-93 | Бенин | |
94-101 | Колумбия | |
94-101 | Джибути | |
94-101 | Греция | |
94-101 | Индия | |
94-101 | Молдова | |
94-101 | Монголия | |
94-101 | Сенегал | |
102-104 | Аргентина | |
102-104 | Габон | |
102-104 | Танзания | |
105-112 | Алжир | |
105-112 | Армения | |
105-112 | Боливия | |
105-112 | Гамбия | |
105-112 | Косово | |
105-112 | Мали | |
105-112 | Мексика | |
105-112 | Филиппины | |
113-117 | Албания | |
113-117 | Эфиопия | |
113-117 | Гватемала | |
113-117 | Нигер | |
113-117 | Восточный Тимор | |
118-122 | Доминиканская республика | |
118-122 | Эквадор | |
118-122 | Египет | |
118-122 | Индонезия | |
118-122 | Мадагаскар | |
123-127 | Беларусь | |
123-127 | Мавритания | |
123-127 | Мозамбик | |
123-127 | Сьерра Леоне | |
123-127 | Вьетнам | |
128-129 | Ливан | |
128-129 | Того | |
130-132 | Кот-д'Ивуар | |
130-132 | Никарагуа | |
130-132 | Уганда | |
133-138 | Коморские острова | |
133-138 | Гайана | |
133-138 | Гондурас | |
133-138 | Иран | |
133-138 | Казахстан | |
133-138 | Россия | |
139-143 | Азербайджан | |
139-143 | Кения | |
139-143 | Непал | |
139-143 | Нигерия | |
139-143 | Пакистан | |
144-149 | Бангладеш | |
144-149 | Камерун | |
144-149 | ЦАР | |
144-149 | Республика Конго | |
144-149 | Сирия | |
144-149 | Украина | |
150-153 | Эритрея | |
150-153 | Гвинея-Биссау | |
150-153 | Папуа-Новая Гвинея | |
150-153 | Парагвай | |
154-155 | Гвинея | |
154-155 | Кыргызстан | |
Йемен | ||
157-159 | Ангола | |
157-159 | Камбоджа | |
157-159 | Таджикистан | |
160-162 | Демократическая республика Конго | |
160-162 | Лаос | |
160-162 | Ливия | |
163-164 | Экваториальная Гвинея | |
163-164 | Зимбабве | |
165-168 | Бурунди | |
165-168 | Чад | |
165-168 | Гаити | |
165-168 | Венесуэла | |
Ирак | ||
170-171 | Туркменистан | |
170-171 | Узбекистан | |
Мьянма | ||
Судан | ||
174-176 | Афганистан | |
174-176 | Северная Корея | |
174-176 | Сомали |
|
|
Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.
Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).
Выделяют следующие виды МЭО:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.
Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.
|
|
В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).
4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.
ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.
Цели ООН:
- поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;
- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;
- обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.
ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:
- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных ограничений;
- содействие справедливой конкуренции;
- разрешение торговых споров путем консультаций.
Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.
|
|
1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.
2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.
3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.
4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.
5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.
МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.
Функции:
- поддержание общей системы расчетов;
- наблюдение за состояние международной валютной системы;
- содействие стабильности обменных курсов валют;
- предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;
- предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.
Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:
1. Обычные механизмы:
- политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);
- механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).
2. Специальные механизмы:
- кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);
- финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).
3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).