Организационная структура управления: типы, особенности, проектирование

Это совокупность взаимосвязанных вертикальных уровней и функциональных (горизонтальных) звеньев управления.

Структуры отражают построение организации, ее схемы.

Структуры классифицируются на три типа:

иерархические (бюрократические). Они основаны на принципах «рациональной бюрократии» (Макс Вебер): соблюдение вертикалей управления; подчинение ниже стоящих уровней вышестоящим; соблюдение дисциплины, порядка и ответственности; разделение труда; оценка персонала по однозначным, четким критериям, (все торговые организации основаны на этих принципах).

К этому типу структуры относятся линейные (преобладают связи выстроенные по вертикали), функциональные (по горизонтали), линейно-функциональные, дилизионные виды структур.

2. органические (не бюрократ.). Они подобно живым организмам, обладают способностью видоизменяться с целью адаптации к изменениям окруж. среды. К ним относится: проектные (создаются на временной основе для реализации проекта), программно – целевые (формируются для реализации конкретных целей, после их достижения она ликвидируется или видоизменяется), матричные (построены в виде матрицы) виды структур.

3. инновационные (перспективные). Они основаны на внедрении инноваций в организационное устройство предприятия. К ним относятся многомерные предпринимательские структуры с внутренними рынками и др.

 

Процесс проектирования означает осуществление мероприятий по формированию структур. Он включает три стадии:

-композиции – оформление идеи создания предприятия общего видения;

-структуризации – формирование набора структурных подразделений, определение их функций, целей, задач, а также состава конкретных исполнителей;

-регламентации – разработка регламентов (документов устанавливающих нормы, правила деятельности организации в целом и ее структурных подразделений.)К таким регламентам относится устав п/п и/или учредительный договор, правила внутреннего распорядка, положение об отделе, должностные инструкции, графики (отпусков, завозов товара и т.д.)

 

Тенденциями развития организационных структур являются:

-расширение горизонтальных связей;

-выделение инновационных креативных групп, команд;

-формирование демократических отношений;

-выделение стратегических хозяйств подразделений;

рыночная ориентация на основе маркетинг – менеджмента.

Выбор организационной структуры диктуется критериями оптимальности – максимальное соответствие целям, задачам, условиям, особенностям деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: