Это совокупность взаимосвязанных вертикальных уровней и функциональных (горизонтальных) звеньев управления.
Структуры отражают построение организации, ее схемы.
Структуры классифицируются на три типа:
− иерархические (бюрократические). Они основаны на принципах «рациональной бюрократии» (Макс Вебер): соблюдение вертикалей управления; подчинение ниже стоящих уровней вышестоящим; соблюдение дисциплины, порядка и ответственности; разделение труда; оценка персонала по однозначным, четким критериям, (все торговые организации основаны на этих принципах).
К этому типу структуры относятся линейные (преобладают связи выстроенные по вертикали), функциональные (по горизонтали), линейно-функциональные, дилизионные виды структур.
2. органические (не бюрократ.). Они подобно живым организмам, обладают способностью видоизменяться с целью адаптации к изменениям окруж. среды. К ним относится: проектные (создаются на временной основе для реализации проекта), программно – целевые (формируются для реализации конкретных целей, после их достижения она ликвидируется или видоизменяется), матричные (построены в виде матрицы) виды структур.
3. инновационные (перспективные). Они основаны на внедрении инноваций в организационное устройство предприятия. К ним относятся многомерные предпринимательские структуры с внутренними рынками и др.
Процесс проектирования означает осуществление мероприятий по формированию структур. Он включает три стадии:
-композиции – оформление идеи создания предприятия общего видения;
-структуризации – формирование набора структурных подразделений, определение их функций, целей, задач, а также состава конкретных исполнителей;
-регламентации – разработка регламентов (документов устанавливающих нормы, правила деятельности организации в целом и ее структурных подразделений.)К таким регламентам относится устав п/п и/или учредительный договор, правила внутреннего распорядка, положение об отделе, должностные инструкции, графики (отпусков, завозов товара и т.д.)
Тенденциями развития организационных структур являются:
-расширение горизонтальных связей;
-выделение инновационных креативных групп, команд;
-формирование демократических отношений;
-выделение стратегических хозяйств подразделений;
рыночная ориентация на основе маркетинг – менеджмента.
Выбор организационной структуры диктуется критериями оптимальности – максимальное соответствие целям, задачам, условиям, особенностям деятельности организации.