Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь

Это приемы и способы осуществления управленческого воздействия, они отражают приемы осуществления менеджером функций управления и способы создания мотивов труду.

Различают методы:

1.экономические. Основаны на материальных стоимостных рычагах управления и занимают ведущее место в современной практике управления. Они реализуются на нескольких уровнях управления:

− макроуровень – государство формирует приоритеты экономической политики (финансовая, кредитная, налоговая, инвестиционная)

− мезоуровень – политика на уровне региона, отрасли, совокупности п/п (ассортиментная, технологическая)

− микроуровень – уровень отдельно взятого п/п, подразделения, группы лиц или личности, выражается это в форме оплаты труда, установления надбавок, льгот, штрафы, пени, вычеты, неустойки

2.организационно – распорядительные(правовые). Это приемы воздействия на основе отношений власти и подчинения. Они реализуются в форме правовых регламентов (законов, постановлений, распоряжений).

3.социально – психологические. Это способы воздействия на межличностные отношения и связи, соц. процессы, моральные и психологические интересы работников. Они проявляются в формах соц. развития морального стимулирования, психологического воздействия.

Эффективность управления предприятием требует комплексного использования методов в совокупности на основе взаимосвязей, при этом достигается максимальный эффект.

 


Лекция 2 Экономические методы управления. Их место в системе управления предприятием.

 

1. Экономические методы государственного воздействия на экономические структуры.

2. Роль и место экономических методов в системе управления предприятием.

3. Внутрифирменные экономические методы управления.

4. Информационная база для выработки управленческих решений.

5. Субъект и объект экономических методов управления.

 

Вопрос 1

 

Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные

Экономические методы государственного воздействия на экономические структуры подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ (и одновременно

его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма ГРЭ — это государственное экономическое программирова­ние, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. О государственном секторе и экономическом программирова­нии речь пойдет ниже.

Основные экономические средства — это: а) регулирование учет­ной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных ре­зервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обяза­тельств, торговля ими и погашение (см. гл. 18).

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относитель­ного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осущест­вляется средствами бюджетной политики. Государственный бюд­жет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей (см. гл. 16).

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для по­крытия государственных расходов являются налоги. Они также ши­роко используются для воздействия на деятельность субъектов хо­зяйства. Нас сейчас интересует в первую очередь не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров нало­говых льгот.

Введение в первые послевоенные годы в ФРГ налога на заня­тость — им облагалась сумма заработной платы и жалованья, вы- ~ плачиваемая работодателями,— оказало сильное воздействие на структуру затрат компаний. Предприниматели оказались заинтере­сованными экономить на живом труде и для этого проводить модер­низацию основного капитала и внедрять в производство новейшие Достижения науки и техники.

В направлении стимулирования замены живого труда овещест­вленным и поощрения капиталовложений в новейшие отрасли Действовали многочисленные налоговые реформы во всех развитых странах.

Налоги в ГРЭ играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики и инструмент государственного регулирования (отсрочка от уплаты налогов, скидки и т.д.)

 

Вопрос 2

Роль и место экономических методов в системе управления предприятием определяется функциями управления предприятием.

Под управленческим решением понимается нахождение определённого варианта действий, сам процесс деятельности и её конечный результат.

 

 

 

Категория управленческое решение имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой.

Принятие управленческого решения – это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе менеджмента. Для этого необходимо ответить на вопросы:

1) Для чего делать?

2) Что именно?

3) Как?

4) Для кого?

5) С какими производственными затратами?

6) В каком объёме?

7) В какие сроки?

8) Где?

9) Кому продавать?

10) По какой цене и когда?

11) Что даст реализация проекта инвестору и обществу в целом?

 

2. Классификация решений

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

– стадия жизненного цикла товара/услуги/организации;

– подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.)

– сфера действия (технические, экономические и другие решения);

– цель (коммерческие и некоммерческие);

– ранг управления (верхний, средний и низший);

– масштабность (комплексные и частные решения);

– организация выработки (коллективные и личные);

– продолжительность действия (стратегические, тактические и оперативные);

– объект воздействия (внешние и внутренние);

– методы формализации (текстовые графические и математические);

– формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание и просьба);

– сложность (стандартные и нестандартные решения);

– способ передачи (вербальные, письменные и электронные)

Обычно при принятии управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

Какая степень этих моментов характерна для разных типов руководителей?

 

3. Требования к качеству управленческих решений

Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относится:

1) применение научных подходов менеджмента к разработке управленческих решений;

2) изучение влияния экономических законов на эффе4ктивность управленческих решений;

3) обеспечение лица, принимающего решение необходимой информацией, характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса системы разработки решения;

4) применение методов экономического анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования решений;

5) структуризация проблемы и построение дерева целей;

6) обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения;

7) обеспечение много вариантности решений;

8) правовая обоснованность принимаемых решений;

9) автоматизация процесса сбора и обработки информации, разработки и реализации решений;

10) разработка и функционирование системы ответственности и мотивации принятия эффективных решений;

11) наличие механизма реализации решений.

 

Выполнить все перечисленные требования довольно трудно и дорого, хотя для капиталоёмких объектов и решений требуется полный перечень..В последнее время идёт тенденция к увеличению числа учитываемых условий, обусловленных прежде всего действием механизма конкуренции.

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться к сопоставимому виду по следующим факторам:

2) время;

3) качество объекта;

4) объём продаж;

5) метод получения информации;

6) условия работы объекта;

7) инфляция;

8) неопределённость и риск

 

Экономический эффект от организационного управленческого решения проявляется в снижении затрат организации и получении дополнительных поступлений денежных средств (дополнительной прибыли), под влиянием организационных мер:

2) мероприятия по повышению качества входа системы;

3) мероприятия по повышению качества процесса в системе;

4) мероприятия по повышению качества обслуживания и организации торгового процесса;

 

в общем виде формулу экономического эффекта можно представить следующим образом:

Э = Р – З, где Р – результат в денежном выражении от осуществления организационного управленческого решения; З – затраты, необходимые для реализации организационного управленческого решения.

 

АХД – основа экономических методов управления. Методы нормирования и лимитирования ресурсов, методы управления финансовыми ресурсами, методы стимулирования.

 

Вопрос 3

 

Управление предприятием – это процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения необходимых конечных результатов. Как вид профессиональной деятельности управление базируется на обоснованном применении управленческих технологий, представляющих собой искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие на объект. Управленческие технологии включают совокупность:

− методов и средств сбора и обработки информации;

− приемов эффективного воздействия на работников;

− приемов, законов и закономерностей организации производства и управления;

− систем контроля управленческих решений и их реализации.

Формирование организационной структуры управления предприятием в основном связано с организацией и закреплением тех или иных функций управления за подразделениями (службами) аппарата управления. Организационная структура аппарата управления характеризуется различным числом звеньев, чаще всего используется трехзвенная система: директор – начальник цеха – мастер. Каждый из них несет личную ответственность за порученные ему участки работы. Всей деятельностью предприятия руководит директор (президент, управляющий), который может быть как собственником имущества, так и наемным работником, в последнем случае с ним заключается контракт.

Для обеспечения стратегического, текущего и оперативного руководства предприятием у директора имеется подчиненный ему функциональный аппарат управления и заместители. Каждый из них руководит определенной частью работы по управлению производственным процессом и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные службы.

Управление предприятием может включать ряд функциональных подсистем: стратегическое и оперативное управление, управление персоналом, управление маркетингом, управление производством, управление финансами и др. Исходя из этого аппарат управления может включать следующие основные службы: оперативного руководства предприятием; управления персоналом; экономической и финансовой деятельности; переработки информации; административного управления; маркетинга и др. Каждая служба возглавляется начальником и подчиняется директору и одному из его заместителей.

С переходом на рыночные отношения хозяйствования наметилась тенденция отхода от традиционного построения по признаку выполнения однородных функций (узкой специализации), объединенных в службах, отделах, и перехода к формированию центров, групп, ориентированных на определенный вид деятельности (производство товаров, услуг и т.д.), ориентация работников не на узкую специализацию отдельных работников. В рамках цеха (отдела) создаются комплексные группы работников – универсалов, которые полностью отвечают за качество, экономию ресурсов, получение прибыли, привлечение новых работников и другие составляющие. С одной стороны, это обеспечивает экономию средств и ресурсов, с другой – усиление ответственности за конечные результаты. В развивающихся рыночных отношениях на предприятиях новые организационные структуры управления более экономичны, мобильны, быстро реагируют на изменения в производстве, коньюктуре рынка, способны вбирать в себя новые технологии и осваивать производство новых видов продукции.

Управление – это синтез прогрессивных способов и приемов подготовки управленческих решений, вытекающих из разумно построенной организационной структуры управления.

Современная сложная система хозяйствования требует научно обоснованных и проверенных практикой принципов управления.

Принципы – это правила, требования, в рамках которых реализуются связи с распорядительными, исполнительными и структурными элементами управленческой системы предприятия.

1. Основной принцип – оптимальное соотношение административного единоначалия и децентрализованных методов управления (путем делегирования части своих полномочий), четкое разграничение функций.

2. Принцип сочетания обязанностей и ответственности (единства команды) используется в американских фирмах.

3. Принцип демократического управления основан на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление, т.е. коллегиальность сочетается с выработкой коллективных решений.

4. Принцип экономичности (эффективности производства) означает работать экономично, при оптимальных затратах – максимум результатов.

5. Принципы финансовой устойчивости, когда предприятие в любой момент является платежеспособным и может произвести обязательные платежи. При утрате финансовой устойчивости предприятие в исключительных случаях может получить государственные субвенции (дотации), объявить о несостоятельности, банкротстве или не допустить банкротства путем санирования (финансового оздоровления) с помощью кредитов и других источников.

6. Принцип получения прибыли путем превышения результатов над затратами – высшая цель предпринимательской деятельности.

В управлении используются определенные методы:

1) организационно-правовые и административные – приказы, распоряжения, положения, инструкции и др.;

2) экономические –прогнозирование, планирование, программирование, экономические рычаги (налоги, кредиты, нормы, нормативы, цены) и др.;

3) социально-психологические – творческая активизация, развитие инициативы, учет индивидуальных интересов работников, совместимость, мобильность, психологический климат и др.

Функции управления находятся в единстве с принципами и методами управления и являются основой для формирования структуры управления. Функции представляют собой круг обязанностей и деятельности отдельного работника или органа управления как часть общей системы. С одной стороны, функции выражают профессиональный род деятельности персонала предприятия: планово-экономический, учетно-статистический, рекламно-информативный, расчетно-аналитический, инженерно-технологический, оперативно-производственный и др., с другой – административно-управленческие, основанные на разделении функций между руководителями и специалистами различных уровней по группам цехов, отделов и служб. Функции – это основа для формирования структуры вновь создаваемого предприятия (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности) при диверсификации или полном изменении профиля производства.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями, профессиональной деятельности, размера и структуры управления могут применяться различные управленческие технологии.

1. Управление по целям, где в основу идеального, мысленного предвосхищения результатов деятельности заложены упреждающие меры и их обоснование в бизнес-плане.

Цель как философская категория включает 4 составляющие:

– желаемое (учитывает интересы и потребности человека);

– возможное (наличие ресурсов и т.д.);

– необходимое (потребность и интересы);

– традиционно-приемлемое (традиции, уклады, вера в окружающих людей).

По видам целевое управление может реализовываться с помощью:

– простого целевого управления, когда руководители разрабатывают только сроки и конечную цель управления без указания механизма ее достижения;

– программно-целевого, когда руководитель не только разрабатывает цели, но и задает механизм и сроки достижения цели;

– регламентного, предусматривающего разработку руководителем конечной цели с заданными ограничениями ресурсов и не определяющими ее решения вовремя.

Приоритеты вариантов целевого управления зависят от типа и размеров предприятия.

Управление по целям, связанным с риском, включает ряд стратегий:

– уклонение от деятельности, связанной с большим риском;

– ответственность за риск собственными средствами;

– продажа и передача ответственности за риск (страхование);

– сокращение возможных отрицательных последствий;

– ставка на риск, т.е. использование всех ресурсов и средств.

2. Управление по результатам. Эта управленческая технология базируется на функциях координации и хорошо зарекомендовала себя в малых и средних организациях, в которых время между принятием решений и результатами минимально.

Известно, что многие управленческие факторы для любой организации либо малоизвестны, либо неизвестны вообще и их трудно рассчитать. Например, заранее трудно рассчитать и подобрать персонал для достижения необходимого эффекта, поэтому руководитель должен постепенно проводить ротацию и подбор кадров.

Существуют различные организационные структуры управления, используемые при формировании системы управления предприятием (выбор управленческой структуры зависит от условий и характера деятельности предприятия).

1. Линейная схема – управление деятельностью осуществляется руководителями (сверху вниз) – руководитель, подчиненный, исполнитель. Линейная схема управления представлена на рис. 3.1.

Рис.3.1. Линейная схема управления

 

2. Кольцевая схема предполагает выполнение каждым работником определенной части общей работы согласно четкому разделению функциональных обязанностей и ответственностей профессиональных работников. Руководитель не вмешивается в работу специалистов. Кольцевая схема управления представлена на рис. 3.2.

 

 
 

 

 


Рис. 3.2. Кольцевая схема управления

 

3. Штабная схема управления, когда линейному руководителю помогают правильно принять решение профессиональные консультационные подразделения при руководителе крупного многопрофильного предприятия. Штабная схема управления представлена на рис. 3.3.

 

 
 

 


Рис.3.3. Штабная схема управления

 

4. Функциональная схема управления предусматривает специальные подразделения, ориентированные на выполнение отдельных функций управленческой деятельности (отделы планирования, бухучета, сбыта, обслуживания, социологии, маркетинговые). Они получают право управления в рамках делегированных полномочий. Функциональная схема управления представлена на рис. 3.4.

 


 

 

Рис.3.4. Функциональная схема управления

 

5. Матричная схема – характеризуется линейными и функциональными связями и представлена на рис. 3.5.

 
 

 


Рис.3.5. Матричная схема управления

 


6. Управление на базе потребностей и интересов (стимулирование активизирует деятельность человека). Стимулирование труда лишь на уровне удовлетворения основных материальных потребностей может формировать только минимальную эффективность. Но стоит усилить его социальными стимулами и личными интересами, как существенно улучшается эмоциональное состояние, настроение работника и повышается эффективность труда.

В целом, эффективность управления отражает его результативность в достижении целей объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности управления – в обеспечении наибольшего экономического эффекта в виде экономии и получения конечного результата. Социальный смысл – в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

 

Вопрос 4

 

Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую ин­формацию. Все источники данных для АХД делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, опера­тивные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нор­мативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера - это все дан­ные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учет­ная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадле­жит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отра­жаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевре­менный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает при­нятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится количест­венная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативно­му по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обес­печению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитичес­ких исследований.

Учетным документом, согласно нашей классификации, является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значи­тельная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выя­вить тенденции и закономерности развития предприятия.

С расширением компьютерной техники появились и новые ма­шинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.

К внеучетным источникам информации относятся доку­менты, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. Конкретно в их число входят следующие документы.

1. Официальные документы, которыми обязано пользоваться хо­зяйство в своей деятельности: законы государства, указы прези­дента, постановления правительства и местных органов власти, при­казы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства.

2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, реше­ния арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллек­тива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.

4. Материалы изучения передового опыта, приобретенные из раз­ных источников информации (радио, телевидение, газеты и т.д.).

5. Техническая и технологическая документация.

6. Материалы специальных исследований состояния производ­ства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).

7. Устная информация, которая получена во время встреч с члена­ми своего коллектива или представителями других предприятий.

К организации информационного обеспечения анализа предъяв­ляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность и др.

Смысл первого требования заключается в том, что вся система экономической информации независимо от источников поступления должна соответствовать потребностям АХД, т.е. обеспечи­вать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику для всестороннего изучения экономических явлений и процессов, вы­явления влияния основных факторов и определения внутрихозяй­ственных резервов повышения эффективности производства. Поэ­тому вся система информационного обеспечения АХД должна постоянно совершенствоваться.

Это очевидно в сегодняшней практике организации учета, плани­ровании и статистики на предприятии. Там постоянно пересмат­риваются формы документов, их содержание, организация докумен­тооборота, появляются принципиально новые формы накопления и сохранения данных (имеется в виду компьютерная техника). Все изменения диктуются не только собственно требованиями учета или планирования. Они в значительной степени подчинены необ­ходимости информационного обеспечения АХД и выработки управ­ленческих решений.

Экономическая информация должна объективно отра­жать исследуемые явления и объекты. Иначе выводы, сделан­ные по результатам анализа, не будут соответствовать действитель­ности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут стать вредными.

Следующее требование, предъявляемое к организации информа­ционного потока, - это единство информации, поступающей из разных источников (планового, учетного и внеучетного харак­тера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обо­собленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные резуль­таты могут использоваться в учете, планировании, контроле и ана­лизе.

Эффективность анализа может быть обеспечена только тогда, ко­гда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производ­ства по его результатам. Это значит, что информация должна посту­пать к аналитику как можно быстрее. В этом и состоит сущность еще одного требования к информации - оперативность. Повы­шение оперативности информации достигается применением новей­ших средств связи, обработкой ее на ЭВМ и т.д.

И, наконец, система информации должна быть рациональ­ной (эффективной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хране­ние и использование данных. Вместе с тем, она должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления. Из данного тре­бования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков пу­тем устранения лишних данных и введения нужных.

Таким образом, информационная система АХД должна форми­роваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше тре­бований, что является необходимым условием повышения дейст­венности и эффективности АХД.

 

5 Субъект и объект экономических методов.

Субъекты – лица принимающие управленческие решения. Объект – торгово-производственная деятельность предприятия.


Лекция 3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности как основа экономических методов управления предприятием

 

1. Анализ и синтез в экономике

2. Роль экономического анализа в принятии экономических решений

3. выбор методов экономического анализа

4. Виды экономического анализа и роль в управлении предприятием торговли

5 Система экономического показателей как база комплексного анализа предприятия

6 Анализ оптового и розничного товарооборота

7. Анализ издержек обращения

8 Анализ использования материальных и трудовых ресурсов

9 Анализ валового дохода

10 Анализ оборотных средств, дебиторской и кредиторской задолженности

 

1. Анализ и синтез в экономике

 

Анализ и синтез как особенности человеческого мышления. Анализ в широком и узком плане. Обособление экономического анализа как самостоятельной науки. Анализ на макро- и микроуровне. Возникновение, история, современное состоя­ние и перспективы развития анали­за хозяйственной деятельности.

 

Изучение явлений природы и обществен­ной жизни невозможно без анализа. Сам термин "анализ" происходит от греческого слова "analyzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на сос­тавные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каж­дого элемента в изучаемом предмете или явлении.

 

Например, чтобы понять сущность себе­стоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Чем детальнее будет разло­жен прирост себестоимости по элементам и факторам, тем больше мы будем знать об этом экономическом явлении и более эффективно управлять процессом формирования себестоимости продукции.

 

Вместе с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Довольно часто возникает потребность исполь­зования других способов, соответствующих человеческому мышле­нию. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета. Современная диалектика исходит из един­ства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изуче­ние явлений во всесторонней диалектической связи.

 

Таким образом, под анализом в широком плане понимает­ся способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зави­симостей.

 

В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономи­ческий и др. Они отличаются объектами, целями и методикой ис­следования. Экономический анализ в отличие от физического, хи­мического и прочих относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где то и другое должна заменить сила абстракции.

 

Аналитические способности человека возникли и совершенст­вовались в связи с объективной необходимостью постоянной оценки своих действий, поступков в условиях окружающей среды. Это всегда побуждало к поиску наиболее эффективных способов труда, использования ресурсов.

 

С увеличением численности населения, совершенствованием средств производства, ростом материальных и духовных потреб­ностей человека анализ постепенно стал первейшей жизненной необходимостью цивилизованного общества. Без анализа сегодня вообще невозможна сознательная деятельность людей. Характери­зуя историческую границу возникновения анализа, Ф.Энгельс писал: "Уже разбивание ореха есть начало анализа". С развитием человеческого общества растет число разбиваемых орехов, совер­шенствуются и способы разбивания. Ширится круг объектов анали­за, совершенствуется и он сам.

 

2. Роль экономического анализа в принятии экономических решений

 

Большая роль отводится анализу в деле определения и испо­льзования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т.д. В результате этого ук­репляется экономика предприятия, повышается эффективность производства.

 

Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным сред­ством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

 

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повы­шением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и по­степенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствле­нием экономики, приватизации предприятий и прочими меро­приятиями экономической реформы.

 

В этих условиях руководитель предприятия не может рас­считывать только на свою интуицию и примерные "прикидки в уме". Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем эконо­мическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, моти­вированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недо­оценка роли АХД, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И наобо­рот, те предприятия, на которых серьезно относятся к АХД, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

 

3. Выбор методов экономического анализа

 

Метод как способ исследования. Ха­рактерные черты метода АХД. Определение метода АХД.

 

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего пред­мета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предме­та (в том числе и АХД) базируются на все­общем диалектическом методе познания.

 

Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления и процессы необхо­димо рассматривать в постоянном дви­жении, изменении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД - необходимость постоянных сра­внений. Сравнения очень широко применя­ются в АХД. Фактические результаты дея­тельности сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями других пред­приятий, плановыми показателями и т.д.

 

Материалистическая диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рас­сматривать как единство и борьбу проти­воположностей. Отсюда вытекает необхо­димость изучения внутренних проти­воречий, положительных и отрица­тельных сторон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных черт АХД. Например, НТП оказывает положительный результат на рост произ­водительности труда, повышение уровня рентабельности и т.д., но при этом надо учитывать и его отрицательные черты, такие, как загрязнение окружающей среды, развитие гиподинамии и др.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий дол­жно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явле­ние не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Например, изучая влияние внед­рения новой техники на уровень себестоимости продукции, надо учи­тывать не только непосредственную, но и косвенную связь. Известно, что с внедрением новой техники увеличиваются издержки производ­ства, а значит и себестоимость продукции. Но при этом растет произ­водительность труда, что в свою очередь способствует экономии заработной платы и снижению себестоимости продукции. Отсюда следует, что если темпы роста производительности труда будут боль­шими, чем темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, тогда себестоимость продукции будет снижаться, и наоборот. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями. Это одна из методологи­ческих черт метода АХД.

 

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную харак­теристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а вы­воды его обоснованными.

 

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осу­ществить методом индукции и дедукции. Способ исследования причинных связей с помощью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам. Дедук­ция - это такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.

 

Использование диалектического метода в АХД означает, что каж­дый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез. Детализация (выделение состав­ных частей) тех или других явлений проводится в той степени, ко­торая практически необходима для выяснения наиболее суще­ственного и главного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа. Это сложная задача в АХД, которая требует от аналитика конкретных знаний сущности экономических показате­лей, а также факторов и причин, которые определяют их развитие.

 

Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и взаимопод­чиненности. Это позволяет построить приблизительную модель изу­чаемого объекта (системы), определить его главные компоненты, фун­кции, соподчиненность элементов системы, раскрыть логико-методологическую схему анализа, которая соответствует внутрен­ним связям изучаемых показателей.

 

После изучения отдельных сторон экономики предприятия, их взаимосвязи, подчиненности и зависимости надо обобщить весь ма­териал исследования. Обобщение (синтез) является очень ответ­ственным моментом в анализе. При обобщении результатов анали­за необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых в основном зависят результаты деятельности.

 

Важной методологической чертой АХД, которая вытекает непо­средственно из предыдущей, является разработка и использо­вание системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономи­ческих явлений и процессов в хозяйственной деятельности пред­приятия.

 

Таким образом, метод АХД представляет системное, ком­плексное изучение, измерение и обобщение влияния фак­торов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информа­ции с целью повышения эффективности производства.

4. Виды экономического анализа и роль в управлении предприятием торговли

 

Классификация АХД соответственно отраслевому, времен­ному, пространственному признакам, периодичности про­ведения, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важ­ное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам.

 

По отраслевому признаку, который основывается на общест­венном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теорети­ческой и методологической основой АХД во всех отраслях нацио­нальной экономики, или другими словами теорией анализа хо­зяйственной деятельности.

 

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику, и как следствие - характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

 

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает со­держание экономического анализа в целом и отраслевого в част­ности. Владение общими теоретическими знаниями по экономи­ческому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.

По признаку времени АХД подразделяется на предваритель­ный (перспективный) и последующий (ретроспективный, истори­ческий).

 

Предварительный анализ проводится до осуществления хо­зяйственных операций. Он необходим для обоснования управ­ленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозиро­вания будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

 

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны меж­ду собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать пер­спективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

 

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то по­следующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и тре­бует предварительной оценки обоснованности плановых пока­зателей.

 

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оператив­ный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуацион­ный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недо­статки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуацион­ный) анализ приобретает особое значение.

 

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчет­ный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечи­вается более полная оценка деятельности предприятия по исполь­зованию имеющихся возможностей.

 

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе произ­водства, но и комплексно обобщать достижения, результаты произ­водства за соответствующие периоды времени, разрабатывать меро­приятия, направленные на рост эффективности производства.

 

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйствен­ный анализ изучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, не­достатки и на основе этого дать более объективную оценку эффек­тивности деятельности предприятия.

 

Важное значение имеет классификация АХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природо­охранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управ­ляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо под­систем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

 

технико-экономический анализ, которым занимаются техни­ческие службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

 

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

 

аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнози­рования финансового состояния и финансовой устойчивости субъек­тов хозяйствования.

 

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствен­ной деятельности;

 

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явле­ний на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

 

экономико-экологический анализ (органы охраны окружа­ющей среды) исследует взаимодействие экологических и эконо­мических процессов, связанных с сохранением и улучшением окру­жающей среды и затратами на экологию;

 

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функ­ционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой про­дукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

 

По методике изучения объектов анализ хозяйственной дея­тельности может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-ста­тистическим, функционально-стоимостным и т.д.

 

При сравнительном анализе обычно ограничиваются срав­нением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятель­ности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

 

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

 

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, харак­терных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного произ­водства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана меро­приятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности рабо­тающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно уста­новить характер нарушений, не производя непосредственных изме­рений, т.е. бездействий, которые требуют дополнительного времени и средств.

 

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

 

С помощью экономико-математического анализа выби­рается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности произ­водства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

 

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

 

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, ко­торые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, экс­плуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации не­нужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д.

 

По субъектам (пользователям анализа) различают внутрен­ний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосред­ственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на осно­вании финансовой и статистической отчетности органами хозяй­ственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

 

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплош­ной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов.

 

По содержанию программы анализ может быть комплекс­ным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

 

5 Система экономического показателей как база комплексного анализа предприятия

Роль показателей в комплексном анализе, характеристика содержания подсистем. Взаимосвязи между отдельными под­системами. Система показателей как элемент методики анализа.

 

Все объекты АХД находят свое отображение в системе показа­телей плана, учета, отчетности и других источниках информации.

 

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще опреде­ляется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвя­занных показателей. Например, эффективность использования ос­новных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для от­ражения экономических явлений и процессов (объектов исследования) является важным методологическим вопросом в АХД. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

 

Так как в анализе используется большое количество разнока­чественных показателей, необходима их группировка и система­тизация.

По своему содержанию показатели делятся на количе­ственные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являют­ся производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожай­ность культур и др.

 

Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, например, рост объема производства продукции ведет к снижению себестоимости. Рост производительности труда обеспечивает увеличение объема про­изводства продукции.

 

Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфи­ческие. К общим относятся показатели валовой продукции, произ­водительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером спе­цифических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть калорийность каменного угля, влажность торфа, жир­ность молока, урожайность культур и т.д.

 

Показатели, используемые в АХД, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (кос­венные). Первые из них применяются для обобщенной характе­ристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производитель­ности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая вы­работка продукции одним работником. К частным показателям про­изводительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или коли­чество произведенной продукции за единицу рабочего времени.

 

Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа.

Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и отно­сительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относи­тельные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Определяются они в процентах, коэффи­циентах или индексах.

 

Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на нату­ральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Стоимостные показатели показывают величину слож­ных явлений в денежном измерении.

 

При изучении причинно-следственных отношений показатели де­лятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называ­ется результативным.

 

Показатели, которые определяют поведение результативного по­казателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

 

По способу формирования различают показатели норматив­ные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономичес­кого и социального развития предприятия, хозрасчетные задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгал­терского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); анали­тические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого ана­лиза для оценки результатов и эффективности работы предприятия. Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают. Комплексное изучение экономики предприятий предусма­тривает систематизацию показателей, потому что совокуп­ность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности, не может дать настоящего пре­дставления об эффективности хозяйственной деятельности. Необхо­димо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

 

Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы (рис.3.2.).

 

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью входящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для nm/гих подсистем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: