Материальные ресурсы организации

Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основными средствами необходимы материальные ресурсы.

Материальные ресурсы – это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся различные виды сырья, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.

Сырье – это предметы труда, которые направляются в производство для первичной обработки добывающими отраслями и сельским хозяйством (руда, хлопок, зерно, нефть).

Материалы – это предметы труда, частично прошедшие обработку (чугун, сталь, ситец, мука и др.). По характеру использования материалы делятся на основные и вспомогательные.

Основные материалы предназначены для изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ. В производственной сфере они составляют материальное содержание и входят в вес изготавливаемого продукта.

Вспомогательные материалы участвуют в осуществлении производственного процесса. Они необходимы для осуществления различных технологических процессов, поддерживают в работоспособном состоянии основные средства (смазочные, обтирочные, химикаты, эмульсии, спирты и др.).

Полуфабрикаты – это предметы труда, которые прошли несколько стадий промышленного производства, но требуют дальнейшей обработки (заготовки, литье и др.).

Энергия, топливо – это предметы труда, которые приводят в движение оборудование, транспортные средства и обеспечивают нормальное протекание процесса труда.

Успешность функционирования промышленного предприятия в значительной степени определяется уровнем организации обеспечения его материальными ресурсами, что связано с высокой (50-70%) долей затрат на сырье и материалы в общих затратах предприятия на производство и реализацию своей продукции. Функции материального обеспечения производства на предприятии выполняет служба материально-технического снабжения (МТС).

В практике работы предприятий используется несколько методов планирования материального обеспечения производства: позаказный метод (материалы приобретаются только тогда, когда на предприятие поступает конкретный заказ на изготовление продукции); материальное обеспечение на основе плановых заданий (размер заказа на материальные ресурсы определяется исходя из его потребности на выполнение планового задания с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе); материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления (своевременное пополнение запасов и их поддержание на таком уровне, который позволяет покрыть любую потребность до нового поступления материалов).

Под потребностью в материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку для обеспечения выполнения заданной программы выпуска продукции в установленный период времени.

В зависимости от учета имеющихся на предприятии запасов материалов различают брутто- и нетто-потребности в материалах.

Под брутто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве. Под нетто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов.

Потребность в материалах на производственную программу на определенный период времени по конкретным изделиям, деталям и по видам материалов определяется по формуле (6.21):

(6.21)

где - общие потребности в материалах определенного вида

на производственную программу.

- норма расхода материалов на деталь;

- количество деталей, подлежащих изготовлению по

производственной программе;

- номенклатура деталей, изготавливаемых из данного вида

материалов.

 

Для планового снабжения материалами производственных цехов, участков используется лимитная система на основе расчета максимального количества материальных ресурсов на определенный период времени (квартал, месяц).

Материальные ресурсы предприятия приобретают на рынке товаров и услуг. Процесс приобретения материалов включает ряд логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов.

· Составление заявок.

Заявки содержат информацию о том, какие виды материалов, какое их количество и в какие сроки требуются предприятию.

· Анализ заявок.

Цель анализа состоит в проверке достоверности заявленных потребностей и поиске путей минимизации затрат на получение необходимых материалов надлежащего качества.

· Выбор поставщиков.

· Размещение заказов.

Намерение предприятия приобрести материальные ресурсы оформляется документально заключением контракта между поставщиком и потребителем материальных ресурсов.

· Контроль за исполнением контракта.

· Завершение процесса приобретения.

Контракт считается выполненным тогда, когда все его условия выполнены и заказанные материалы поступили на предприятие. Завершение сделки оформляется документально.

В процессе приобретения материальных ресурсов, особое внимание следует уделить проблеме выбора поставщиков. От этого прямым образом зависит качество, стоимость и своевременность поставок необходимых для производства продукции материалов и т.д., что в конечном итоге отражается на финансовом состоянии предприятия. Данную проблему рекомендуется решать с помощью составления рейтинга поставщиков предприятия.

Рейтинг поставщиков актуализируется по мере появления на данном рынке нового субъекта и смены условий работы действующих.

Методика рейтинга состоит из следующих этапов (см. табл. 6):

· каждый поставщик оценивается по следующим показателям: качество продукции, цена продукции, транспортные расходы, система оплаты, оперативность поставки в случае непланового заказа, история работы на рынке, уникальность представленности продукции на рынке;

· показатели оцениваются на значимость в рейтинге поставщиков;

· на основе двух вышеперечисленных оценок определяется итоговое значение каждого из них;

 

Таблица 6.1

Инструментарий определения рейтинга поставщиков материальных ресурсов

Показатели   Частная оценка показателя Значимость показателя Итоговое значение показателя
       
1. Качество продукции 10-высокое качество, 1-самое низкое качество. 5-наиболее значимый, 1-наименее значимый.  
2. Цена продукции 10- низкая цена, 1- высокая цена. 5-наиболее значимый, 1-наименее значимый.  
3.Транспортные расходы 10- низкие расходы, 1-высокие расходы. 5-наиболее значимый, 1-наименее значимый.    
4. Система оплаты 10-наилучшая система, 1- наихудшая система. 5-наиболее значимый, 1-наименее значимый.  
5.Оперативность поставки в случае непланового заказа 10-наибольшая оперативность, 1-наименьшая оперативность. 5-наиболее значимый, 1-наименее значимый.  
6. История работы на рынке 10- самая долгая работа, 10-самая непродолжительная. 5-наиболее значимый, 1-наименее значимый.      
7.Уникальность представленности продукции на рынке 10- монополия на рынке, 1 – большая конкуренция по данной продукции. 5-наиболее значимый, 1-наименее значимый.  
ИТОГО    

 

· на конечном этапе определяется рейтинг поставщика на основе итоговых значений всех оцениваемых показателей (шкала рейтинга варьируется в пределах от 0 до 50 баллов).

Предлагается всех поставщиков разделить на четыре категории: A, B, C, D.

Категория A – это поставщики, которые имеют наибольший рейтинг (в пределах от 40 до 50 баллов) и являются самыми приоритетными для предприятия среди остальных.

Категория B – поставщики, имеющие рейтинг от 30 до 40 баллов. Они обладают средними показателями работы на рынке.

Категория C – рейтинг- менее 30 баллов. С данной категорией поставщиков предприятиям не рекомендуется сотрудничать.

Категория D. Поставщики, относящиеся к данной категории, обладают уникальной для данного рынка продукцией, то есть являются монополистами. Работа с ними зависит от степени зависимости производственного процесса предприятия от данного материального ресурса.

Приобретенные и полученные материальные ресурсы размещаются для хранения на складах предприятия и подготавливаются к выдаче в производство – в цехи, на участки.

Важным этапом подготовки материалов к потреблению является проверка его качества на соответствие требованиям технических условий, определенных и согласованных между поставщиком и потребителем. Некачественный материал бракуется и возвращается поставщику.

В производственные подразделения материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия выдаются в пределах установленных для них лимитов в количествах, необходимых для выполнения производственного плана.

Для оценки уровня и эффективности материальных ресурсов организации применяются следующие показатели.

1. Обобщающие:

1.1 Материалоемкость продукции:

- общая – характеризует стоимость всех материальных затрат на изделие, либо на единицу стоимости произведенной продукции (6.22):

(6.22)

где - материальные затраты на производство продукции

(работ, услуг), руб.;

- валовая выручка, руб.

 

- абсолютная – определяет величину расхода материальных затрат или их отдельных видов на единицу конкретной продукции (например, расход металла или топлива на агрегат). Показатель может быть применен только в условиях однотипно производимой продукции.

- удельная – характеризует расход определенного вида материальных ресурсов на единицу эксплуатационной или технической характеристики изделия (например, расход металла на единицу мощности агрегата).

- относительная – представляет долю материальных затрат или их отдельных элементов в структуре затрат на производство и реализацию продукции.

1.2. Материалоотдача показывает, сколько реализованной продукции в стоимостном выражении приходится на 1 рубль материальных затрат. Это показатель, обратный показателю материалоемкости продукции (6.23):

(6.23)

 

2. Единичные – показатели полезного использования материальных ресурсов очень многочисленны и различаются в зависимости от отраслевой специфики: коэффициент извлечения продукта из исходного сырья, коэффициент выхода продукции из исходного сырья, коэффициент использования материала, коэффициент раскроя, расходный коэффициент, коэффициент отходов и потерь.

В условиях рыночной экономики одной из важнейших задач организации является эффективное управление материальными ресурсами, поскольку именно материальные затраты составляют большую часть издержек производства, от которых непосредственно зависит величина прибыли. А прибыль – это основной источник устойчивого функционирования организации.

Различают два основных процесса управления материальными ресурсами.

1. Экономное использование предполагает систему сознательно осуществляемых мероприятий, направленных на сокращение материальных затрат общественного производства, устранение различного рода потерь и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на сокращение расхода материальных затрат на единицу или объем продукции при обеспечении заданного уровня качества или его улучшения, а также соблюдении требований социального и экономического характера.

2. Рациональное использование предусматривает усовершенствование и поиск наиболее целесообразных методов их производства и переработки. Оно заключается в комплексе мероприятий, направленных на повышение и более полное использование потребительских свойств продукции, технико-экономического и организационного уровня ее производства и потребления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: