Методы экономического анализа. Основные правила организации анализа

Основные правила организации анализа

Организация экономического анализа должна базироваться на принципах научности и целесообразности.

Поэтому она должна соответствовать требованиям:

1. Экономический анализ должен основываться на новейших достижениях науки и опыта, проводится с учетом действия объективных экономических законов.

2. Распределение обязанностей по проведению анализа между исполнителями должно быть обоснование, т.к. от рационального распределения зависит полнота охвата и исключается возможность дублирования, а это способствует эффективности использования рабочего времени и обеспечивает комплексность анализа.

3. Аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть возможно низкими при оптимальной глубине анализа. Для этого используются передовые методики и средства по сбору, обработке и хранению информации.

4. Унификация экономического анализа предполагает создание методов, которые используют ограниченное число специальных аналитических таблиц. Т.е. анализ должен быть пригоден для сравнения и обобщения.

 

Этапы аналитической работы:

1. Выделение субъектов и объектов экономического анализа, распределение обязанностей между исполнителями.

2. Планирование аналитической работы

3. Информирование и обоснование экономического анализа

4. Обработка аналитических данных

5. Оформление результатов

6. Контроль по проведению и внедрению предложений по результатам анализа

 

Организационные формы и исполнители экономического анализа

Организационные формы экономического анализа определяются составом аппарата и техническим уровнем аппарата. На крупных предприятиях за деятельность всех финансовых служб отвечает зам.директора, который организует всю экономическую работу, в т.ч. и экономический анализ. Его подчиненными и исполнителями являются: планово-экономический, финансовый отделы, бухгалтерия, лаборатория экономики и организации производства.

На малых предприятиях для проведения экономического анализа необходимы только данные бухгалтерской отчетности.

 

Методы экономического анализа

 

В науке и практике применяют различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и до. Все они отличаются целями, объектами и методиками. В отличии от остальных, экономический анализ относится к абстрактному или логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать не микроскопы, не химические реактивы, где все это должна заменить абстракция. Аналитические способности человека возникли и совершенствовались в связи с объективной необходимостью постоянно оценивать свои действия в условиях окружающей среды. Это побуждает к поиску способов и методов. Применение методов анализа позволяет обрабатывать набор показателей с помощью специальных приемов и получить результаты, на основании которых делаются выводы о работе и принимаются решения, касающиеся будущей деятельности.

Один из самых распространенных способов экономического анализа является сравнение.

1.Сравнение – это сопоставление процессов и показателей с целью определения их сходства или различия. Позволяет выявлять изменения изучаемых объектов и тенденций этих изменений, найти нечто тождественное или специфическое. Перед началом проведения сравнительного анализа должна быть обеспечена сопоставимость сравниваемых показателей, т.е. они должны быть качественно однородными. Следует нейтрализовать влияние стоимостных, структурных или объемных факторов. Для того, что бы добиться сопоставимости показателей и нейтрализации других факторов, показатели приводят к единому базису; используют поправочные коэффициенты, различные средние и относительные величины.

Использование абсолютных и относительных величин относится к традиционному способу анализа. Анализ процессов начинается с использования абсолютных величин. Это количественный показатель, характеризующий размеры, протяженность изучаемых явлений и процессов.

В анализе деятельности используют в качестве базы для исчисления относительные и средние величины.

Относительные величины – это такие количественные показатели, которые выражают соотношение между явлениями в виде степени, доли или темпа. Их расчет базируется на том, что проводится ряд абсолютных данных по одному и тому явлению, но относится к различным периодам времени. Затем каждая последующая абсолютная величина сопоставляется с предыдущей величиной (переменная база сравнения), или с какой-то одной определенной величиной (постоянная база сравнения) и вычисляются абсолютные показатели прироста, темпы роста и темпы прироста. Сравнительный анализ заключается в расчете этих показателей.

- базовое значение показателя

- значение показателя в i-ый период

Абсолютный базисный прирост

Абсолютный цепной прирост

Где i-1 предыдущий период.

Темп роста базисный

Темп роста цепной

Темп прироста базисный

Темп прироста цепной

Провести сравнительный анализ деятельности предприятия, используя данные объема услуг. Сделать выводы.

Показатели        
Объем услуг, тыс.руб.        
Dубi Dуцi Трбi Tpцi Тпбi Тпцi   База сравнения Dубi=470-546=-76 Dуцi=470-546=-76 Трбi=470/546*100%=86% Tpцi=470/546*100%=86% Тпбi=86%-100%=-14% Тпцi=86%-100%=-14%   Dубi=585-546=39 Dуцi=585-470=115 Трбi=585/546*100%=107% Tpцi=585/470*100%=124% Тпбi=107%-100%=7% Тпцi=124%-100%=24% Dубi=615-546= Dуцi=615-585= Трбi=615/546*100%= Tpцi=615/585*100%= Тпбi= Тпцi=

За 4 года объем производства увеличился на 12%

Темпы прироста составили 5%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: